Психофизиологические основы построения профессии
Цель: уяснить сущность деятельности, определить специфику и параметры трудовой деятельности, выявить родо-видовое соотношение понятий профессия, специальность и специализация, рассмотреть основы профессиографии, получить умения работы с профессиограммами и методами психологической диагностики (самодиагностики).
Методы:фронтальный опрос (тестирование), работа в малых группах, парах, игра, самодиагностика.
План:
1.Фронтальный опрос или тест. Примерное содержание вопросов представлено ниже:
Ø В чем заключается понятие деятельность?
Ø Раскройте понятия: деятельность, труд, досуг, профессия, специальность.
Ø Каковы виды и формы деятельности?
Ø Назовите структурные элементы трудовой деятельности. Охарактеризуйте их.
Ø Каковы основные типы профессий?
Ø В чем заключается сущность профессии и специальности?
Ø Раскройте типологию профессий в зависимости от предмета труда
Ø Назовите психофизиологические основы способностей.
Ø Что представляет собой профессиография?
Ø Раскройте понятия: психограмма, профессиограмма, профессиокарта.
Ø Какие виды профессиограмм вы знаете?
Ø Укажите специфику применения методов психологической диагностики.
2.Работа в парах. Раскройте перечисленные ниже факторы успешности в профессиональной деятельности (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Факторы успешности в профессиональной деятельности
Внеличностные | Межличностные | Внутриличностные |
1. Цели трудовой деятельности 2. Адекватные средства трудовой деятельности 3. Условия труда: организация рабочего места, рабочего времени, нормативные документы, четкое планирование 4. Взаимодействия между сотрудниками 5. Эффективное управление 6. Структура и стадия развития фирмы 7. Имидж фирмы: внешний и внутренний 8. Структура и емкость рынка | 4.Структура взаимоотношений 4.С другими сотрудниками и руководством 4.Стадия развития межличностных взаимоотношений 4.Стиль отношений и руководства 4.Степень выраженности и содержание конфликтов в организации | 1.Способности, свойства личности, черты характера Если общие способности на низком уровне, то сотрудник, скорее всего, будет неудачен в профессиональной деятельности |
3.Используя классификацию профессий Е.А. Климова, составьте (применяя условные литерные обозначения) примерную формулу какой-либо выбранной вами профессии (например, машинист электропоезда, проводник, инженер, бухгалтер, менеджер и др.).
Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Е.А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.
Первый яруссоставляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
1). человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т.п.;
2). человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т.п.;
3). человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;
4). человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т.п.;
5). человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т.п.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1). гностические (от греч. γνωσιζ— знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т.п.;
2). преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т.п.;
3). изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т.п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1). профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т.п.;
2). профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;
3). профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;
4). профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т.п.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
1). работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2). работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;
3). работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4). работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
4.Работа в малых группах.
Попытайтесь выделить профессионально важные качества бортпроводника пассажирского авиалайнера и наладчика станков-автоматов на основе описаний профессий (профессиограмм).
Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.66.
Составление психологической характеристики профессии предполагает обнаружение тех особенных действий, которые профессионал выполняет для достижения заданных результатов. Составление психограммы часто затруднено тем, что в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции. То есть задачи могут требовать одновременного оперативного осуществления, познавательных и двигательных действий, контроля каких-то их компонентов, мыслительных процессов. Поэтому предлагаемая технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ПВК.
Правила присвоения баллов при оценке ПВК. По опыту оценки требований профессий к субъекту труда, выработанному в службах занятости США (Укке Ю.В., 1972, с. 176), выделяют четыре уровня необходимого развития ПВК (способностей) и обозначают их в порядке нарастания:
1 балл — несущественность данной особенности для успеха
работы;
2 балла — малая или средняя степень важности и ее связь толь-
ко с некоторыми элементами профессиональной деятельности;
3 балла — важность данной особенности для ряда элементов
работы или большинства из них, или для самых существенных;
4 балла — очень высокая степень необходимости данной особенности для успеха работы.
Комментарий по поводу данных таблицы 2. В реальности каждая из 13 позиций может быть многократно детализирована. Так, в службе занятости США используют 40 — 50 показателей оценки психических качеств работников (Укке Ю.В., 1972).
Таблица 2 – Психограммы бортпроводника и наладчика станков- автоматов
Название ПВК | Оценка уровня развития ПВК в баллах | |||
1. Зрительное восприятие | ||||
2. Слуховое восприятие | ||||
3. Осязательное восприятие | ||||
4. Память (мнемические действия) | ||||
5. Воображение (имажинитивные действия) | ||||
6. Технический интеллект | ||||
7. Словесно-логический интеллект | ||||
8. Социальный интеллект, организаторские способности | ||||
9. Общительность (интерперсональные действия) | ||||
10. Устная речь (интерперсональные действия) | ||||
11. Внимательность (действия внешнего контроля) | ||||
12. Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль) | ||||
13. Психомоторика (двигательные действия) |
Примечание. Б — оценка ПВК бортпроводника; Н — наладчика станков-автоматов
5.Работа в малых группах. Проанализируйте разные виды профессиограмм. По аналогии с аналитической профессиограммой «разработчика РЭА» (Бланк 4) сделайте аналитическую профессиограмму «менеджера по персоналу» или «начальника отдела кадров». В работе вам помогут информационные профессиограммы «менеджер», приведенные ниже (Бланки 1 и 2), а также Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы (Бланк 5).
Каждая информационная профессиограмма состоит из следующих разделов:
˗ Классификационная карточка профессий, в которой в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии.
˗ Доминирующие виды деятельности.
˗ Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).
˗ Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
˗ Области применения профессиональных знаний.
˗ История профессии.
˗ Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности.
˗ Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Бланк 1