Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности
Цель: рассмотреть основные направления профориентационной работы, освоить методы и принципы проведения профконсультаций и профотбора, рассмотреть специфику профпригодности.
Методы:фронтальный опрос (тестирование), самодиагностика, работа в малых группах, работа в парах, интервью, дискуссия.
План:
1.Фронтальный опрос:
Ø Что такое профессиональный отбор? Назовите его компоненты.
Ø В чем суть профориентационной работы?
Ø Каковы основные направления профессиональной ориентации?
Ø Охарактеризуйте различные формы профориентации.
Ø Чем характеризуется профессиональная пригодность?
Ø В чем заключаются психофизиологические компоненты (аспекты) профотбора и профпригодности?
Ø Определите соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация»
Ø Дайте определение понятию «профессиональная адаптация».
Ø Каковы особенности психофизиологии работоспособности?
2. По Дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова определите свои способности к овладению той или иной профессией.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А. Климов). В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а если очень нравится— три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (- -), а если очень не нравится — три минуса (- - -).
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Стимульный материал к опроснику ДДО
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
6а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Лист ответов ДДО
Фамилия, имя учащегося___________
Класс ______ Школа __________ Дата _____________________
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Е+ = | Е+ = | Е+ = | Е+ = | Е+ = |
Е- = | Е- = | Е- = | Е- = | Е- = |
Пе = | Ее = | ЗСе = | ЗСе = | ХОе = |
3.Работа в парах.
А. Вы находитесь в поиске работы и обратились в службу занятости населения. На приеме специалист службы занятости предложил Вам составить резюме. Составьте резюме. Подготовьте сообщение о правилах составления резюме.
Б. Интервью. Представьте, что Вам необходимо провести собеседование с потенциальным работником. Составьте список вопросов, которые Вы будете ему задавать, продумайте и обоснуйте их порядок.
4.Используя знания о своей нервной системе, темпераменте, характере работы с учетом работоспособности человека в течение рабочего дня, суток и недели составьте свой наиболее оптимальный режим дня.
5.Считается, что профессиональная пригодность не является врожденным качеством человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы человека и психические процессы, но и его личность. Не всегда этот процесс может быть благоприятен, возможна и профессиональная деформация личности. Приведите пример такой деформация, объясните возможные причины ее возникновения.
6.Тема для последующей дискуссии: значение определения индивидуальных возможностей человека для решения актуальных задач профессиональной деятельности.
7.Проведите профориентационную игру "Угадай профессию"
Цель данного упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная “формула профессий”, разработанная Е.А. Климовым — см. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М Просвещение, 1990.— 159 c .).
Упражнение проводится с группой, может быть использовано и в индивидуальной работе. Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут.
Процедура включает следующие основные этапы:
1. Ведущий просит назвать учащихся в группе профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия — таксист.
2. Далее необходимо назвать характеристики профессии и запасать в свои тетради схему анализа профессии (см. Таблицу 5). И проанализировать только что обсуждавшуюся профессию (например, таксист).
3. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары и игрокам предлагается следующее: 1 — сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает се где-нибудь; 2 — каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 — игроки обмениваются тетрадями с за кодированным и профессиями; 4 — каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 5—10 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).
Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.
Таблица 5 – Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)
Характеристика профессий | Место для первого примера профессии “таксист” | Место для кодирования загаданной профессии |
Предмет труда: 1 – животные, растения (природа) 2 – материалы 3 – люди (дети, взрослые) 4 – техника, транспорт 5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…) 6 – художественный образ люди | техника, транспорт | |
Цели труда: 1 – контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 – изобретательная 4 – транспортирование 5 – обслуживание 6 – собственное развитие транспортирование | обслуживание | |
Средства труда: 1 – ручные и простые приспособления 2 – механические 3 – автоматические 4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…) 5 – теоретические (знания, способы мышления) 6 – переносные или стационарные средства механические | Функциональ- ные | |
Условия труда: 1 – бытовой микроклимат 2 – большие помещения с людьми 3 – обычный производственный цех 4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 – работа на открытом воздухе 7 – работа сидя, стоя, в движении 8 – домашний кабинет экстремальные | сидя | |
Характер общения в труде: 1 – минимальное общение (индивидуальный труд) 2 – клиенты, посетители 3 – обычный коллектив (одни и те же лица…) 4 – работа с аудиториями 5 – выраженная дисциплина, субординация в труде | клиенты | |
Ответственность в труде: 1 – материальная 2 – моральная 3 – за жизнь здоровье людей 4 – невыраженная ответственность | жизнь и здоровье | |
Особенности труда: 1 – большая зарплата 2 – льготы 3 – “соблазны” (возможность брать взятки, воровать…) 4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 – частые командировки 6 – законченный результат труда (можно полюбоваться) | соблазны встречи со знаменитостя-ми | |
Типичные трудности: 1 – нервное напряжение 2 – профзаболевания 3 – распространены мат и сквернословие 4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 – невысокой престиж работы | нервное напряжение профзаболева-ния мат и сквернословие | |
Минимальные уровень образования для работы: 1 – без специального образования (после школы) 2 – начальное профессиональное образование (ПУ) 3 – среднее профессиональное образование (техникум) 4 – высшее профессиональное образование (вуз) 5 – учена степень (магистратура, аспирантура …) | начальное профессиональное |
8.Подведение итогов: самоанализ студентов собственной деятельности, подведение итогов занятия преподавателем.
Литература:
1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов – М.: Академия, 2004 - 304 с.
3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.
5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. –СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.
6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.
Семинарское занятие 3