Методика В. Тест. Психологическая характеристика темперамента

Инструкция: «Нужно ответить на каждый вопрос «да», либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент».

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить?

10. У Вас очень быстрый почерк?

11. Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?

12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний''

13. У Вас много очень хороших друзей?

14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли Вас терзает чувство вины?

16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе Вы бились над трудными задачами: до тех пор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?

22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете?

23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Бывают ли у Вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо?

27. Часто ли Вам снятся кошмары?

28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30. Бывало ли, что разозлившись, Вы выходили из себя?

31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение?

33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?

36. Возникало ли в Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?

37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

40. Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?

41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?

42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?

44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность – пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента (см. Таблица 3).

Таблица 3 – Код опросника

Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл  
1. Экстраверсия   1, 7, 13, 19, 25, 31, 37 4, 43          
2. Ригидность 8, 26, 32 2, 14, 20, 38, 44 19,46
3.Эмоциональная возбудимость   15, 21, 33, 39, 45 3,9    
4. Темп реакций   4, 16, 28 10, 22, 34, 40, 46 17, 29, 37    
5. Активность     5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47      
6. Искренность   30, 36, 42, 48 6,12 18, 25, 24  

По таблице 2 установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая – 13-20 баллов, средняя – 8-12 баллов, низкая – 0-7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей 4 «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и отметьте свои результаты в «квадрате темперамента». Как правило, у большинства людей смешанный тип темперамента с преобладанием черт холерического, сангвинического, флегматического или меланхолического. Средние оценки не заносятся в «квадрат темперамента».

Описание свойств темперамента.

Экстраверсия и противоположное ей качество – интроверсия. Об этом свойстве мы судим по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Таблица 4 – Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия высокая Ригидность высокая Эмоционал. возбудимость высокая Темп реакций высокий Активность высокая
22-26 очень высокая   16-23 очень высокая   18-20 очень высокая   20-22 очень быстрый 24-26 очень высокая  
17—21 высокая 12—15 высокая 14—17 высокая 14-19 быстрый 21 — 3 высокая
12—16 средняя 7—11 средняя 8—12 средняя 9-13 средний 14-20 средн
7—11 высокая 3—6 высокая 4—7 высокая 5—8 медленный   9-13 низкая
0—6 очень высокая 0—2 очень высокая 0-3 очень высокая 0—4 очень медленный 0—8 очень низкая
Интроверсия высокая Пластичность высокая Эмоц. уравновешенность высокая Темп реакций медленный Активность низкая  

Пластичность и противоположное ей качество – ригидность. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).

Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Темп реакций. Об этом свойстве мы судим по скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Активность. Об этом свойстве мы судим по тому, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д.

8.Подведение итогов: самоанализ студентов собственной деятельности, подведение итогов занятия преподавателем.

Литература:

1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.

2. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

3. Романова, Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 460 с.

4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.

5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. –СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.

6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.

Семинарское занятие 2

Наши рекомендации