Роль Сеченева и Павлова
Отцом русской физиологии называли И. М. Сеченова корифеи науки К. А. Тимирязев и И. П. Павлов. В самом деле, до него никто не проводил опытов по исследованию головного мозга. Их итогом явилась психофизиологическая и философская работа «Рефлексы головного мозга» (1863). С нее начинаются исследования высшей нервной деятельности. Вот ее основные положения.
В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение работ И. М. Сеченова в развитии представлений о высшей нервной деятельности.
Идеи И. М. Сеченова оказали большое влияние на молодого И. П. Павлова. На протяжении сорока лет И. П. Павлов разрабатывал их, наряду с исследованиями по фармакологии, физиологии кровообращения, пищеварения, что привело к новому этапу в его творчестве — изучению высшей нервной деятельности. В 1923 г. появился его обобщающий труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных», а затем последовали «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) и другие работы.
Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.
Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.
1. Неуравновешенный тип. При нем преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.
2. Уравновешенный тип с большой подвижностью нервных процессов.
3. Уравновешенный тип с малой подвижностью нервных процессов.
4. Слабый тип. У таких индивидуумов слабо развиваются как возбуждение, так и торможение.
Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей. Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту. Уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру; уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям; слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента. Но следует отметить, что людей с абсолютно «чистым» типом темперамента не встретишь, у конкретных людей лишь преобладает какой-либо из типов.
Открытие И. П. Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.
Значение слова. По И. П. Павлову, слово представляет для человека условный раздражитель, вызывающий раздражения, воспринимаемые и перерабатываемые корой большого мозга. Следовательно, вторая сигнальная система с ее речевым аппаратом является физиологической основой мышления. Слова — это «сигналы сигналов», т. е. сигналы для работы первой сигнальной системы. Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова—это звуки, раздражители, то для человека — это понятия.
Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика—учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.
Речь появилась в результате общений людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.
Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс как основа образования условных рефлексов. Изменение с возрастом. Роль пищевого, исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.
Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость нейронов коры головного мозга у новорожденных уже на второй неделе начинают вырабатываться первые условные рефлексы, связанные с пищеварением и дыханием (на внутренние — интерорецептивные раздражители). Они проявляются в пробуждении ко времени кормления, увеличении количества лейкоцитов в крови. Но выработка их происходит медленно, требует большого количества повторений.
С 2 — 3 месяцев начинают вырабатываться условные рефлексы на экстерорецептивные (внешние) раздражители: сосательный рефлекс на вид и прикосновение к материнской груди, положение тела; оборонительный при виде намыленной руки при купании или при виде человека в белом халате, если они неоднократно сопровождались болезненными для ребенка ощущениями. Условные рефлексы детей первых месяцев жизни характеризуются неустойчивостью, что связано со слабостью корковых нейронов и их быстрой утомляемостью. Сроки формирования условных рефлексов связаны с морфологическим созреванием анализаторов и с тренировкой их функций. Значение тренировки остается важным на протяжении всего периода роста и школьного обучения и даже у взрослых людей (совершенствование профессиональных и спортивных навыков).
С возрастом увеличивается скорость образования условных рефлексов и их прочность. Условные рефлексы у детейдошкольного возраста (от 1 года до 7 лег) связаны с изменением отношения ребенка к окружающему его предметному миру и к окружающим людям. В первые три года жизни наибольшее значение в качестве безусловного раздражителя имеет пищевое подкрепление. Условно-рефлекторная деятельность ребенка в последующие годы претерпевает изменения в двух направлениях: 1) становится более многообразной и 2) в качестве безусловного подкрепления основную роль играют ориентировочный, подражательный и игровой рефлексы, словесное поощрение и словесное наказание. Для детей до 3 лет характерна большая прочность выработанных условных связей, для переделки прежде выработанных условных рефлексов требуется около 50 сочетаний условного сигнала с новым подкреплением. Нейроны головного мозга обладают большой функциональной подвижностью, тем не менее, могут закреплять повторяющуюся систему условных раздражений и стойко ее удерживать. В этот же период времени у детей вырабатывается большое количество динамических стереотипов.
Динамический стереотип(28 вопр.) – последовательная цепь условно-рефлекторных реакций, которые происходят в строго определенном порядке. Динамический стереотип выражается в том, что на систему различных условных сигналов через определенное время вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В этой цепной системе условных рефлексов каждый предыдущий рефлекс является условным сигналом для последующего условного рефлекса. В естественных условиях жизни человека образование динамического стереотипа лежит в основе различных навыков (трудовых, бытовых, двигательных), привычек, режима питания, отдыха и труда, определенной системы поведения. Такие формы поведения человека обеспечивают его деятельность с наименьшими затратами энергии и меньшим напряжением нервной системы, так как действия человека становятся автоматическими.
Выработка динамических стереотипов требует от ребенка значительных усилий, но, если они выработаны, поддержание их не представляет трудностей для нервной системы. Наиболее прочные стереотипы вырабатываются у детей до 5 лет. Отечественные педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко определили, что формы поведения, воспитанные в первые три года жизни и до пяти лет во многом определяют все дальнейшее поведение человека.
Стереотип можно переделать, поэтому его называют динамическим, но выработка стереотипов осуществляется значительно легче, чем переделка, что связано малой силой и подвижностью нервных процессов. В раннем детстве дети болезненно реагируют на нарушение стереотипа (капризничают, плачут, долго не засыпают, если их положить на новом месте).
В связи с трудностью изменения стереотипа нужно с ранних лет выбирать правильные приемы обучения и воспитания детей.
В период второго детства (7 —10 лет) условные рефлексы образуются легче и быстрее, чем в дошкольном возрасте, и отличаютсябольшей устойчивостью. Клетки коры головного мозга становятся более выносливыми, а нервные процессы более сильными, однако все еще преобладают процессы возбуждения. Нерациональная учебная нагрузка, нарушения режима дня могут вызвать у детей младшего школьного возраста нарушение условно- рефлекторной деятельности, что следует знать учителям начальных классов и родителям.
В подростковом возрасте (11 — 14 лет) возникает ряд неблагоприятных моментов в условно-рефлекторной деятельности в связи с периодом полового созревания. В организме подростков наблюдаются гормональные сдвиги, повышается возбудимость ЦНС, снижается корковый контроль над деятельностью подкорковых структур. В результате преобладания процессов возбуждения вновь появляется выраженная генерализация нервных процессов. Это приводит к тому,что реакции у подростков сопровождаются дополнительными движениями, подобно тому, как это было в раннем детстве. В этот период снижается скорость образования и устойчивость условных рефлексов, наблюдается общее нарушение корковой деятельности, которые проявляются негативизмом и аффективным состоянием: подростки часто противоречат, упрямятся, делают все наоборот, быстро приходят в состояние раздражения.
В юношеском возрасте (15 — 17 лет) происходит окончательное созревание всех физиологических систем, восстанавливается гормональный баланс, снижается возбудимость ЦНС, повышается роль коры головного мозга в регуляции всех систем и психической деятельности. Образование условных рефлексов происходит достаточно легко и быстро, они становятся тонко специализированными, многообразными и совершенными, обладают большой прочностью, устойчивы к внешним раздражителям. Двигательные рефлексы не сопровождаются сопутствующими движениями, они строго локализованы. На скорость образования условных рефлексов характер подкрепления не оказывает влияния, что имело место в младшем школьном возрасте. Нервные клетки у старшеклассников обладают большой выносливостью, нервные процессы сильные и уравновешенные.
Развитие ориентировочной реакции способствует общему психическому развитию, а частое применение пищевого подкрепления лишь культивирует и без того сильный у детей раннего возраста пищевой рефлекс. Действительно, легко получить желаемую взрослым реакцию у маленького ребенка, если давать каждый раз после этого конфету. Целесообразнее использовать усиливающуюся с возрастом ориентировочную деятельность. Например, для того, чтобы быстрее и лучше закрепилось название какого-либо предмета, надо вызвать ориентировочную реакцию, т. е. чем-либо заинтересовать ребенка.