Глава 1. Структура познавательног процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Структура позновательного процесса..............................................4

1.1. Чувственное познание.

1.2. Рационально - логическое познание.

Глава 2. Роль практики в познании.................................................................6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 8

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей особенностью человеческого отношения к окружающему миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Что бы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познание - социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания. Результатом познания всегда будет какое-то знание, а его инструментом сознание. Они обозначают различные стороны деятельности человека: познание - отражает деятельность, сознание - ее средства и знание - ее результат.

Познание можно разделить на две классификации. В рамках первой из них следует различать:

а) духовно-практический процесс получения знаний, который появившийся на ранних этапах развития общества, который предполагает практическое использование опыта;

б) духовно-практический процесс, который существует как автономная форма производства знаний без обращения к практическому опыту.

Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса.

Среди различных форм знания можно выделить три его разновидности:

а) знание как информация об окружающей действительности;

б) знание о внутреннем мире человек;

в) знание о целях и программах преобразования окружающей действительности.

Таким образом можно сделать вывод что познание - это процесс получения знаний человеком .

Глава 1. Структура познавательног процесса.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядно образной форме как результат субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Однако каждый человек на основе собственного жизненного опыта имеет возможность убедиться в том, что чувства довольно часто нас обманывают. Например, достаточно окунуть палку в воду и мы увидим этот предмет в искривленном виде, что же говорить о разнообразии мнений основанных на вкусовых, слуховых и других ощущениях и представлениях различных людей.

Элементами чувственного познания являются:

· Ощущение - субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы познающего;

· Восприятие - целостный образ предмета, находящегося перед нами, данный субъекту во время процесса познания;

· Представление - обобщенный образ предмета, находящегося вне поле восприятия субъекта , а находящийся в его сознании.

Одна из существенных проблем чувственного познания связана с вопросом о природе и механизме формирования субъективного образа. В процессе этого формирования происходит взаимодействие между различными типами реальности; физиологическим и психологическим.

Современные представления о чувственном познии радикально порывают с его наивно - реалистичным видением. Обязательным условием наделения предмета смыслом сенсорных данных, полученных в результате ощущения, восприятия, представления, являются процедуры их интерпретации или истолкования в терминах языка как культурно -семиотической системы.

Рациональное познание, которое наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию на языке понятий и категорий. органы власти, т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Формами логического отражения, присущим всем людям, являются понятие, суждение, умозаключение:

· Понятие - форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений.

Существует два вида понятий:

- Абстракция - понятие как результат мысленного отвлечения от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета;

- Идеализация - понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета.

· Суждение - форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинность оценки определенного события или положения дел;

· Умозаключение - форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое.

В структуре рационального - понятийного познания выделяют такие уровни как рассудок и разум. Разум обладает высшей способностью мышления составлять принципы и формулировать метафизические идеи, порождая их в интуиции. Рассудку свойственна сила суждения и он дает нам знание, разум же - сила умозрения, поэтому ему достаточно понимание.

Целесообразность выделения в структуре рационального познания двух уровней в определенной мере подтверждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим данным существует функциональная асимметрия мозга, ответственная за существование двух разных типов мышления. Левополушарная часть мозга программирует функции логически - дискурсивного рассудочного мышления, в то время как правая его часть ответственна за образно - эмоциональную и креативную часть мышления.

Наши рекомендации