Основные этапы занятия
№ п/п | Наименование этапов. | Время (ориентировочное) | Методические рекомендации. |
Организационный момент, целевая установка занятия. | 5 мин. | 1. Проверить внешний вид студентов. 2. Проверить санитарное состояние кабинета. 3. Отметить присутствующих на занятии студентов. | |
Мотивация учебно-практической деятельности студентов. | 5 мин. | 1. Сообщить тему занятия. 2. Определить цели занятия и план работы. | |
Контроль исходного уровня знаний студентов. | 25 мин. | Студентам предлагается ответить на вопросы по данной теме (приложение № 1). | |
Теоретическая часть. Объяснение нового материала. | 25 мин. | Преподаватель указывает, на какие моменты необходимо обратить особое внимание (приложение №2). | |
Практическая работа студентов. | 80 мин. | 1. Работа в парах (проведение проб). 2. Индивидуальная работа (анализ полученных результатов). | |
Осмысление и систематизация полученных знаний, умений и навыков. | 10 мин. | Каждому студенту предлагается тестовый контроль (приложение № 3). В каждом варианте 10 тестовых заданий различной структуры (задание с выбором одного или нескольких правильных ответов). Преподаватель оценивает результаты ответов по следующим критериям: “5”- до 2 ошибок; “4”- 3-4 ошибки; “3”-5-6 ошибок; “2”- более 6 ошибок. | |
Подведение итогов занятия. | 10 мин. | Преподаватель проводит анализ работы студентов на занятии. Оценки студентов комментируются. В заключении, преподаватель дает студентам задания к следующему занятию. | |
ВСЕГО: | 160 мин. |
Основным фактором, определяющим социальные и экологические условия жизни человека, является трудовая деятельность. С физиологической точки зрения труд – это процесс индивидуального расходования мозговой, психической и мускульной энергии.
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности определяет работоспособность.
Она может быть обусловлена степенью подготовленности человека к данной деятельности, его физическим и интеллектуальным развитием, возрастом и состоянием здоровья. Работоспособность неодинакова у разных людей и зависит от многих внутренних и внешних причин: возраста, состояния здоровья, физической силы, выносливости, тренированности, условий режима труда и отдыха и т.п.
Индивидуальные факторы работоспособности – это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными.
В наши дни деятельность человека характеризуется многими факторами, способствующими накоплению утомления: однообразность трудовых операций, статичность рабочих поз, повышение уровня эмоционального напряжения вплоть до стрессовых состояний и т.п. Однако человек от рождения имеет мощные физиологические механизмы устойчивости к действию различных отрицательных факторов. В процессе жизнедеятельности организм непрерывно адаптируется к условиям внешней среды и к характеру деятельности с использованием меняющихся возможностей основных физиологических систем. Иными словами функциональные возможности человека напрямую зависят отего здоровья – состояния равновесия между требованиями среды и силами организма.
В практике врачебного контроля спортивной медицины, а также педагогической деятельности для определения уровней различных компонентов физической работоспособности широкое распространение получили так называемые функциональные пробы или тесты.
Для изучения функционального состояния систем организма его исследуют в состоянии покоя и в условиях проведения различных функциональных проб или тестов. Пробы позволяют оценивать функциональное состояние организма в целом, а так же уровень общей физической работоспособности.
Тестирование дает возможность уточнить правильность назначения двигательного режима и его эффективность, а также позволяет выявить начальные признаки сердечной и легочной недостаточности.
Функциональные пробы начали применяться еще в начале ХХ века. В нашей стране первой функциональной пробой, применявшейся для исследования физкультурников, была так называемая проба Государственного центрального института физической культуры, разработанная Д.Ф.Шабашовым и А.П.Егоровым в 1925 году. При проведении ее испытуемый выполнял 60 подскоков на месте. Реакция организма изучалась по данным сердечной деятельности. В 30-е годы начали применяться функциональные многомоментные пробы, в которых испытуемые выполняли различную по интенсивности и по характеру мышечную работу – трехмоментная функциональная проба, предложенная С.П.Летуновым в 1937 году.
Функциональные пробы характеризуют деятельность как отдельно взятой системы, так и организма в целом. В соответствии с этим основными задачами тестирования являются:
1) изучение адаптации организма к тем или иным воздействиям;
2) изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия.
Различают следующие виды воздействий, используемых при тестировании:
а) физическая нагрузка;
б) изменение положения тела в пространстве;
в) изменение газового состава вдыхаемого воздуха и другие.
Наиболее часто используется физическая нагрузка. Формы ее выполнения многообразны. Это, прежде всего простейшие формы, не требующие специальной аппаратуры: приседания (проба Мартине), подскоки (проба ГЦИФК), бег на месте (проба Летунова) и др. В настоящее время получили распространение пробы, в которых в качестве физической нагрузки используется восхождение с определенной частотой на ступеньку определенной высоты (степ тесты).
При массовом обследовании лиц молодого и среднего возраста можно применять пробу с бегом на месте или приседаниями. В отношении слабо подготовленных лиц иногда приходится ограничиваться ортостатической пробой, при обследовании практически здоровых – можно использовать модели нагрузок без интервалов отдыха.
Для объективной оценки результатов тестирования, необходимо, чтобы получаемая информация выражалась в количественных физических величинах. Для этого наиболее целесообразно применять медицинские измерительные приборы.
При отсутствии электрокардиографа ЧСС определяется по числу пульсовых ударов за 10 сек. (полученная величина умножается на 6) – таким образом, рассчитывается ЧСС за 1 мин. Однако этот прием может давать существенные ошибки, особенно при физической нагрузке с выраженной тахикардией. Поэтому боле целесообразно определять время, затрачиваемое на 30 пульсовых ударов, а затем пересчитывать эти данные на 1 мин.
Весьма ответственно измерение АД при физической нагрузке. Звуковой метод Короткова в этих условиях завышает максимальное давление и может занижать минимальное. При измерении минимального АД необходимо иметь в виду, что метод Короткова характеризуется 4 фазами звуковых явлений. По мере понижения давления в манжете сначала выслушиваются громкие тоны (1 фаза), затем шумы (2 фаза), затем вновь звуки приобретают характер тонов (3 фаза), и, наконец, звучность тонов уменьшается, они переходят в шумы (4 фаза), которые вскоре полностью исчезают. Начало 1 фазы соответствует максимальному АД, а начало 4 фазы – минимальному. Поэтому при нагрузке за минимальное АД следует принимать шумы 4 фазы, а не полное исчезновение звуковых явлений.
При проведении функциональных проб большое значение имеет субъективное отношение испытуемого к самой процедуре. Особенно важна мотивация при проведении максимальных тестов. При выполнении нагрузки в виде 15-секундного бега на месте в максимальном темпе, от желания испытуемого, его настроения и других мотивационных факторов зависит развитие предельной для него интенсивности.
К числу общих требований к проведению функциональных проб относят, прежде всего, обеспечение нормального микроклимата в помещении для тестирования. Помещение должно быть хорошо проветриваемым, температура в нем должна поддерживаться на уровне комфорта.
Непосредственно в процессе проведения функциональной пробы необходимо вести протокол тестирования. Перед началом тестирования испытуемому должна быть дана подробная инструкция об его проведении.
Контрольное тестирование следует проводить не чаще одного раза в 3 мес. Содержание тестов не должно меняться в течение годового цикла занятий.
Приложение № 1
Контрольные вопросы: | |
Дайте определение понятия работоспособность человека. | Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности. |
Дайте определение понятия здоровья. | Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека». |
3. Дайте определение физической работоспособности. | Уровень развития мышечной силы, развития различных видов моторики, развития функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие выносливости и способность к кратковременному –развитию мощности. |
4. Что такое функциональная проба? | Нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния органа, системы или организма в целом. |
Перечислите известные вам функциональные пробы. | Проба Руфье, тест Купера, проба Мартине, Штанге, Генчи и т.д. |
Перечислите известные вам методы комплексной оценки функционального состояния организма в целом. | Методики Белова, Апанасенко. |
7. | |
8. |
Приложение № 2
Проба С.П. Летунова.
Проба предназначена для оценки адаптации организма человека к скоростной работе и к работе на выносливость.
Проба складывается из трех нагрузок: первая – 20 приседаний, выполняемых за 30 с, вторая (выполняется через 3 мин. после первой) – 15-секундный бег на месте в максимальном темпе; третья (выполняется через 4 минуты) – трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.
До и после окончания каждой нагрузки у испытуемого регистрируется восстановление ЧСС (по 10 секундным интервалам) и АД. Эти данные регистрируются на протяжении всего периода отдыха между нагрузками (2-3 раза).
Оценка результатов пробы С.П.Летунова не количественная, а качественная. Она ведется путем изучения так называемых типов реакций.
У хорошо тренированных спортсменов чаще всего отмечается нормотонический тип реакции на пробу. Она выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса, на все виды нагрузок повышается максимальное и понижается минимальное АД. Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Замедление восстановления этих показателей сердечной деятельности говорит о недостаточной физической подготовленности испытуемого.
Атипические типы реакций:
- гипертонический тип характеризуется главным образом резким повышением максимального АД до 180-200 мм рт. ст.; минимальное либо не изменяется, либо повышается. Пульсовая реакция - с замедленным восстановление ЧСС до исходного уровня. Гипертонический тип реакции связывается с явлениями переутомления или перетренированности. Он также может быть признаком предгипертонического состояния;
- гипотонический тип характеризуется незначительным повышением максимального АД, в ответ на нагрузку сопровождающимся резким учащением пульса. Восстановление ЧСС и АД замедленно. Эти изменения связаны с тем, что увеличение минутного объема обеспечивается главным образом учащением сердцебиений, в то время как увеличение систолического объема невелико. Этот тип реакции рассматривается как неблагоприятный;
- дистонический тип характеризуется снижением минимального АД, которое после 2-ой и 3-ей нагрузок становится равным нулю («феномен бесконечного тона»). Максимальное АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст.. «Феномен бесконечного тона» вероятнее всего имеет методическое происхождение. Дело в том, что тоны Короткова, выслушиваемые при измерении АД, возникают в связи с тем, что в крови, текущей через суженную манжеткой артерию, образуются «вихри» (турбулентное течение жидкости). Как только просвет сосуда становится нормальным, кровоток в нем нормализуется; «звучание» артерии прекращается. При физической нагрузке, когда резко увеличивается объемная скорость кровотока, турбулентное течение может возникать в нормальном по диаметру сосуде. Поэтому, если выслушивать с помощью фонендоскопа «звучание» артерий в области локтевого сгиба непосредственно при нагрузке, то звуковой феномен будет закономерно обнаруживаться при любой достаточно интенсивной работе. Таким образом «феномен бесконечного тона» является нормальным явлением для условий нагрузки и самого начала восстановительного периода. Как негативный признак он рассматривается лишь в случаях, когда «звучание» артерий наблюдается в течении нескольких минут после прекращения нагрузки;
- реакция со ступенчатым подъемом максимального АД характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых испытуемых повышается на 2-ой – 3-ей минутах по сравнению с величиной на 1-ой минуте восстановления. Такого типа реакция чаще всего наблюдается после 15-секундного бега. Она связана с ухудшением функционального состояния организма. Вместе с тем она может быть показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.
Время, исследов после нагрузки, с | До нагрузки | После 20 приседаний | После 15-секундного бега | После 3 –минутного бега | |||||||||
минуты | минуты | минуты | |||||||||||
1-я | 2-я | 3-я | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | ||
- - - | - - - | - - - - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | |||
АД | 120 | 140 | - | 175 | 155 | 135 | 125 | 180 | 160 | 140 | 125 | 125 |
Проба Штанге
Заключается в следующем: испытуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживает дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 секунд, физкультурники – на 60-90 секунд и дольше.
Оценивается проба следующим образом:
МУЖЧИНЫ | ЖЕНЩИНЫ | |
больше 50 сек от 40 до 50 сек от 30 до 40 сек ниже 30 сек | отлично хорошо удовлетворительно плохо | больше 40 сек от 28 до 40 сек от 16 до 28 сек ниже 16 сек |
Если задержка дыхания длится только 10 - 15 сек, то это указывает на недостаточность кровообращения и снижение функции внешнего дыхания.
Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе.
Испытуемому предлагают задержать дыхание после полного выдоха. Удовлетворительной эта проба считается, если задержка дыхания составила не менее 20 с.