Методико-практическое занятие №12, 13

Тема: Методы регуляции психоэмоционального состояния.

Методы релаксации в процессе занятий

Физическими упражнениями и спортом

Цель: Приобретение знаний, умений и навыков психофизической саморегуляции.

Задачи:

1. Рассмотреть основы психосоматического подхода.

2.Способствовать формированию активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.

3.Способствовать развитию навыков психоэмоциональной саморегуляции.

План занятия:

1. Фундаментальные принципы психосоматического подхода.

1.1. Психофизиологические особенности конституциональных типов.

1.2. Астенические и стенические эмоции.

2. Релаксация как исходный этап психотренинга.

2.1. Смена напряжения и расслабления.

2.2. Словесный метод (аутогенная тренировка).

3. Самообладание.

3.1. Тренировка волевого внимания (техника медитации).

3.2. Метод преобразования энергии отрицательных эмоций.

4. Самопрограммирование.

4.1. Формулы самовнушения.

5. Условия, обеспечивающие успешность психотренинга.

Литература:

1. К.В.Динейка. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – М.: ФиС, 1986.

2. Ф.Александер. Психосоматическая медицина // – Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2000.

После изучения данной темы студент должен:

знать:

1. Основные типы психофизиологических реакций организма человека на стресс-факторы

2. Основные приемы достижения релаксации

уметь:

1. Проводить комплекс психофизической тренировки

2. Применять методы психотренинга.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

№ п/п Наименование этапов. Время (ориентировочное) Методические рекомендации.
Организационный момент, целевая установка занятия. 5 мин. 4. Проверить внешний вид студентов. 5. Проверить санитарное состояние кабинета. 6. Отметить присутствующих на занятии студентов.
Мотивация учебно-практической деятельности студентов. 10 мин. 3. Сообщить тему занятия. 4. Определить цели занятия и план работы.  
Контроль исходного уровня знаний студентов. 25 мин.   Студентам предлагается ответить на вопросы по данной теме (приложение № 1).
Теоретическая часть. Объяснение нового материала. 50 мин. Преподаватель указывает, на какие моменты необходимо обратить особое внимание (приложение №2).
Практическая работа студентов. 40 мин. 3. Работа в группе. 4. Индивидуальная работа.
Осмысление и систематизация полученных знаний, умений и навыков. 20 мин. Каждому студенту предлагается тестовый контроль (приложение № 3). В каждом варианте 10 тестовых заданий различной структуры (задание с выбором одного или нескольких правильных ответов). Преподаватель оценивает результаты ответов по следующим критериям: “5”- до 2 ошибок; “4”- 3-4 ошибки; “3”-5-6 ошибок; “2”- более 6 ошибок.  
Подведение итогов занятия. 10 мин. Преподаватель проводит анализ работы студентов на занятии. Оценки студентов комментируются. В заключении, преподаватель дает студентам задания к следующему занятию.
  ВСЕГО: 160 мин.  



Приложение № 1

Контрольные вопросы:  
1. Дайте определение понятия здоровья. Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека».
2. Что является основным и необходимым условием формирования, сохранения и укрепления здоровья человека?   Собственные усилия человека, его активная позиция в отношении собственного здоровья.
3. Расскажите о факторах, влияющих на здоровье человека. Здоровье человека зависит от: 5. окружающей среды (природная – воздух, вода, почва; социальная – условия жизни и культура) на 25 % 6. генетической предрасположенности на 20% 7. здравоохранения на 8-10% 8. образа жизни на 50%.
4. Что такое образ жизни человека? Образ жизни человека – это индивидуальный стиль жизнедеятельности, обеспечивающий человеку желаемое качество жизни.
Что является физиологической основой полноценного функционирования живого организма?   Поддержание постоянства внутренней среды организма, гомеостатического равновесия.
Какая функциональная система и посредством чего регулирует жизнедеятельностьорганизма при внешних воздействиях? Центральная нервная система, сменой процессов возбуждения и торможения, передачей нервного импульса от рецепторов в головной мозг.
Какая функциональная система и посредством чего регулирует работу внутренних органов организма? Вегетативная нервная система, гуморальными факторами.
Каким образом происходит преобразование нервного импульса в гуморальный? В гипоталамусе релизинг-факторы стимулируют или тормозят выработку тропных гормонов гипофиза. При стресс-реакции стимулируется выработка адренокортикотропного гормона, который в свою очередь способствует высвобождению адреналина надпочечниками.
Какие физиологические функции затрагиваются психологическими воздействиями? Вегетативные реакции на эмоциональные состояния, которые можно разделить на две категории: - симпатические влияния (подготовка к борьбе или бегству) - парасимпатические влияния (анаболические процессы)
Что лежит в основе невротических расстройств вегетативных функций? Нарушение гармонии между внешней ситуацией и внутренними вегетативными процессами. Н-р: при преобладании симпатических влияний агрессивные импульсы человеком сознательно тормозятся и соответствующее поведение (борьба или бегство) не доводится до завершения, но физиологически организм находится в постоянном состоянии готовности (тахикардия, рост АД, расширение кровеносных сосудов в скелетных мышцах, возросшая мобилизация углеводов и усиленный обмен веществ. Если это случается неоднократно, кардиальные симптомы становятся хроническими.

Приложение № 2

«Подчините себе ваши страсти, и их сила станет

вашей силой, их величие – вашей красотой».

А.Франс.

Наши рекомендации