Методико-практическое занятие №12, 13
Тема: Методы регуляции психоэмоционального состояния.
Методы релаксации в процессе занятий
Физическими упражнениями и спортом
Цель: Приобретение знаний, умений и навыков психофизической саморегуляции.
Задачи:
1. Рассмотреть основы психосоматического подхода.
2.Способствовать формированию активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
3.Способствовать развитию навыков психоэмоциональной саморегуляции.
План занятия:
1. Фундаментальные принципы психосоматического подхода.
1.1. Психофизиологические особенности конституциональных типов.
1.2. Астенические и стенические эмоции.
2. Релаксация как исходный этап психотренинга.
2.1. Смена напряжения и расслабления.
2.2. Словесный метод (аутогенная тренировка).
3. Самообладание.
3.1. Тренировка волевого внимания (техника медитации).
3.2. Метод преобразования энергии отрицательных эмоций.
4. Самопрограммирование.
4.1. Формулы самовнушения.
5. Условия, обеспечивающие успешность психотренинга.
Литература:
1. К.В.Динейка. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – М.: ФиС, 1986.
2. Ф.Александер. Психосоматическая медицина // – Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2000.
После изучения данной темы студент должен:
знать:
1. Основные типы психофизиологических реакций организма человека на стресс-факторы
2. Основные приемы достижения релаксации
уметь:
1. Проводить комплекс психофизической тренировки
2. Применять методы психотренинга.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Наименование этапов. | Время (ориентировочное) | Методические рекомендации. |
Организационный момент, целевая установка занятия. | 5 мин. | 4. Проверить внешний вид студентов. 5. Проверить санитарное состояние кабинета. 6. Отметить присутствующих на занятии студентов. | |
Мотивация учебно-практической деятельности студентов. | 10 мин. | 3. Сообщить тему занятия. 4. Определить цели занятия и план работы. | |
Контроль исходного уровня знаний студентов. | 25 мин. | Студентам предлагается ответить на вопросы по данной теме (приложение № 1). | |
Теоретическая часть. Объяснение нового материала. | 50 мин. | Преподаватель указывает, на какие моменты необходимо обратить особое внимание (приложение №2). | |
Практическая работа студентов. | 40 мин. | 3. Работа в группе. 4. Индивидуальная работа. | |
Осмысление и систематизация полученных знаний, умений и навыков. | 20 мин. | Каждому студенту предлагается тестовый контроль (приложение № 3). В каждом варианте 10 тестовых заданий различной структуры (задание с выбором одного или нескольких правильных ответов). Преподаватель оценивает результаты ответов по следующим критериям: “5”- до 2 ошибок; “4”- 3-4 ошибки; “3”-5-6 ошибок; “2”- более 6 ошибок. | |
Подведение итогов занятия. | 10 мин. | Преподаватель проводит анализ работы студентов на занятии. Оценки студентов комментируются. В заключении, преподаватель дает студентам задания к следующему занятию. | |
ВСЕГО: | 160 мин. |
Приложение № 1
Контрольные вопросы: | |
1. Дайте определение понятия здоровья. | Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека». |
2. Что является основным и необходимым условием формирования, сохранения и укрепления здоровья человека? | Собственные усилия человека, его активная позиция в отношении собственного здоровья. |
3. Расскажите о факторах, влияющих на здоровье человека. | Здоровье человека зависит от: 5. окружающей среды (природная – воздух, вода, почва; социальная – условия жизни и культура) на 25 % 6. генетической предрасположенности на 20% 7. здравоохранения на 8-10% 8. образа жизни на 50%. |
4. Что такое образ жизни человека? | Образ жизни человека – это индивидуальный стиль жизнедеятельности, обеспечивающий человеку желаемое качество жизни. |
Что является физиологической основой полноценного функционирования живого организма? | Поддержание постоянства внутренней среды организма, гомеостатического равновесия. |
Какая функциональная система и посредством чего регулирует жизнедеятельностьорганизма при внешних воздействиях? | Центральная нервная система, сменой процессов возбуждения и торможения, передачей нервного импульса от рецепторов в головной мозг. |
Какая функциональная система и посредством чего регулирует работу внутренних органов организма? | Вегетативная нервная система, гуморальными факторами. |
Каким образом происходит преобразование нервного импульса в гуморальный? | В гипоталамусе релизинг-факторы стимулируют или тормозят выработку тропных гормонов гипофиза. При стресс-реакции стимулируется выработка адренокортикотропного гормона, который в свою очередь способствует высвобождению адреналина надпочечниками. |
Какие физиологические функции затрагиваются психологическими воздействиями? | Вегетативные реакции на эмоциональные состояния, которые можно разделить на две категории: - симпатические влияния (подготовка к борьбе или бегству) - парасимпатические влияния (анаболические процессы) |
Что лежит в основе невротических расстройств вегетативных функций? | Нарушение гармонии между внешней ситуацией и внутренними вегетативными процессами. Н-р: при преобладании симпатических влияний агрессивные импульсы человеком сознательно тормозятся и соответствующее поведение (борьба или бегство) не доводится до завершения, но физиологически организм находится в постоянном состоянии готовности (тахикардия, рост АД, расширение кровеносных сосудов в скелетных мышцах, возросшая мобилизация углеводов и усиленный обмен веществ. Если это случается неоднократно, кардиальные симптомы становятся хроническими. |
Приложение № 2
«Подчините себе ваши страсти, и их сила станет
вашей силой, их величие – вашей красотой».
А.Франс.