Состояние иммунной системы
Высокий УЗ – 44%
Средний УЗ – 19%
Низкий УЗ – 18,5%
Очень низкий УЗ – 18,5%
Для лиц с высоким резервом здоровья приемлем свободный образ жизни без медицинских ограничений и поддерживающий режим физических тренировок.
Лица со средним резервом здоровья могут решать по собственному усмотрению заниматься ли им профилактикой заболеваний.
Лицам с низким резервом здоровья необходим диагностический скрининг с целью поиска причин и факторов риска плохого здоровья.
Вам предлагается провести такое самообследование (раздаточный материал).
Необходимо оценить степень благоприятности каждого из факторов вашего образа жизни. Граница внешнего круга означает полное благополучие и условно принимается за 100%.
Средний круг является той гранью, ниже которой влияние того или иного фактора отрицательно сказывается на здоровье человека.
(Разъяснить значение каждого фактора).
Полученная картина позволяет составить представление о факторах образа жизни, требующих коррекции или компенсации.
Возрастные особенности развития человека
Сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного развития, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными, отличающими данную личность от всех других и делающую человека уникальным и неповторимым. Человек на каждом этапе своего возрастного развития требует к себе особого подхода.
Биологический возраст – это морфофункциональная зрелость организма
Паспортный возраст – период от рождения до момента обследования.
Возрастная периодизация:
0-1 – младенчество
1-3 – раннее детство
3-7 – дошкольное детство
7-10 – младший школьный возраст
11/12-15/16 – подростковый возраст
16/17-20-21 – юношеский возраст
21/22-35 - 1 период зрелого возраста
36-55/60 – 2 период зрелого возраста
56/61-74 – пожилой возраст
75-90 – старческий возраст
более 90 – долгожители.
Методика взаимодействия с пациентом
Основная задача медицинского работника – это формирование поведения (мировоззрения) человека, направленного на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Но человека нельзя рассматривать как объект вмешательства, как пассивного носителя факторов риска.
Рекомендации к взаимодействию:
1. Установления отношений сотрудничества.
2. Достижение понимания взаимосвязи между поведением и здоровьем.
3. Определение области изменения образа жизни и помощь в преодолении барьеров и стереотипов.
4. Разработка конкретной, гибкой и индивидуальной программы оздоровления.
Структура взаимодействия:
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
Домашнее задание:
1. Проанализировать данные диагностического скрининга своего образа жизни.
2. Составить индивидуальную оздоровительную программу (максимально использовав средства оздоровления).
Контрольные вопросы:
1. Какие факторы и в какой мере оказывают влияние на соматическое здоровье человека?
2. В соответствии с определением понятия «здоровье» всемирной организации здравоохранения какие основные группы факторов оказывают влияние на жизнедеятельность человека?
3. Каким образом зависят друг от друга процессы болезни и здоровья? Что означает «третье состояние»? Каковы его субъективные проявления?
4. Что является необходимым условием формирования, сохранения и укрепления здоровья человека?
Тестовый контроль:
1. Возникновению и развитию заболеваний прежде всего способствует:
А) резкая смена рода деятельности
Б) снижение резервов здоровья
В) физическая работа
Г) низкий уровень медицинского обслуживания.
2. Основным средством оздоровления является:
А) физиотерапевтические процедуры
Б) занятия спортом
В) активное поведение самого человека
Г) санаторно-курортное лечение.
3. Основной задачей медицины является:
А) лечение заболеваний
Б) оказание неотложной помощи
В) профилактика заболеваний
Г) сохранение и укрепление здоровья
4. К биологическим факторам образа жизни человека относятся:
А) экология
Б) наследственность
В) полноценный отдых
Г) питание
5. К социальным факторам образа жизни человека относятся:
А) любимая работа
Б) стрессогенность
В) жилищные условия
Г) сексуальное здоровье
6. К психологическим факторам образа жизни человека относятся:
А) медицинская активность
Б) удовлетворенность в общении
В) душевный покой
Г) физическое развитие
7. Высокий уровень здоровья подразумевает:
А) склонность к гипотонии
Б) отсутствие хронических заболеваний
В) недостаточное физическое развитие
Г) быстрое восстановления функциональных показателей после кратковременной нагрузки
8. Низкий уровень здоровья подразумевает:
А) учащение пульса в покое
Б) слабую подверженность простудным заболеваниям
В) регулярное закаливание
Г) физическую неподготовленность.
9. Средний уровень здоровья:
А) является гарантом благополучия
Б) требует медикаментозной коррекции
В) говорит о необходимости проведения оздоровительных мероприятий
Г) характерен для студентов, полностью освобожденных от физической культуры
10. Работа медицинского работника с пациентами по вопросам здорового образа жизни строится по принципу:
А) «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Б) «Что происходит»-«Почему»-«Что делать»
В) «абсолютно здоровых людей нет»
Г) «зачем Вам это надо?»
Эталон ответов:
1-б
2-в
3-г
4-б,г
5-а,в
6-б,в
7-б,г
8-а,г
9-в
10-б