Упражнения для развития грудных мышц

Упражнение 1

Исходное положение – ноги на ширине плеч, мешок (отягощение) на полу около носков. Наклониться, несколько согнув ноги, взять мешок руками и в один темп поднять на грудь. Сделав паузу, выжать на прямые руки. Четко зафиксировав, опустить на грудь и на пол.

Повторяется 10–15 раз.

Упражнение 2

Исходное положение – стоя, пятки вместе, носки врозь, мешок в руках на груди. Медленно присесть на носках с одновременным выжиманием мешка вверх на прямые руки. После отчетливой фиксации опустить мешок на грудь с одновременным выпрямлением ног.

Следить за синхронным движением рук и ног. Повторить 10–15 раз.

Упражнение 3

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, мешок на ладони одной руки у плеча. Выжать мешок на прямую руку, повернуть его дважды влево и вправо, используя запястье как ось вращения. Возвратиться в исходное положение. Повторять упражнение до усталости работающих групп мышц. Затем упражнение выполняют другой рукой. Через некоторое время в это упражнение вносят изменения (главным образом для развития пальцев). После поднятия отягощения на прямую руку, начните двигать по отдельности каждым пальцем, как будто вы пытаетесь поднять мешок еще выше. Выполнять до усталости работающих групп мышц.

Упражнение 4

Исходное положение – стоя, ноги несколько шире плеч. Мешок на ладони согнутой руки у плеча, локоть отведен в сторону. За счет толчка руки и ног перебросить мешок с одной руки на другую так, чтобы мешок в полете описал полукруг. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. Постепенно повышать траекторию полета мешка.

Повторить 10–15 раз.

Упражнение 5

Исходное положение – стоя, ноги шире плеч, несколько согнуты в коленях. Мешок в руках около колен. Выпрямляя ноги и туловище, подбросить мешок вверх над собой на 1,0–1,5 м. Поймать его на лопатки и шею (с амортизацией ног). Затем толчком сбросить влево от себя и, не давая упасть на пол, поймать руками. Снова подбросить вверх, поймать на шею и лопатки и сбросить вправо, поймав затем руками.

Повторить 10–15 раз.

Упражнение 6

Исходное положение – лежа на спине (на полу), взять мешок, находящийся на полу за головой, прямыми руками и медленно поднять вверх до вертикального положения рук. Опустить на грудь, выжать и медленно вернуться в исходное положение.

Повторить 10–15 раз.

Упражнение 7

Исходное положение – то же. Поднять ноги, согнуть их в коленях, положить мешок на ступни ног и выжать, выпрямляя ноги. После фиксации опустить в исходное положение. Выполняется до усталости работающих групп мышц.

По мере тренированности упражнение начинают выполнять каждой ногой поочередно.

Упражнение 8

Исходное положение – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки с мешком внизу. Дугой влево, вверх прямыми руками поднять мешок над головой, затем дугой вправо, вниз опустить в исходное положение. При следующем повторении движение выполняют в другую сторону. Выполняют 10–15 раз.

Изометрические упражнения, которые применял Самсон в своих тренировках

В шестидесятых годах изометрические упражнения произвели сенсацию в спортивном мире. Многие спортсмены, включив в свои тренировки изометрические (статические) упражнения, стали быстро повышать спортивные результаты. Особенно широко их стали применять штангисты и пловцы.

Этот метод развития силы заинтересовал не только тренеров, но и ученых. Стали проводиться многочисленные эксперименты и исследования. Появились сторонники и противники изометрического метода тренировки. Исследования продолжаются и до сих пор. Но изометрия – не новинка последних лет. Еще в дореволюционные годы Александр Засс включал изометрические упражнения в свои тренировки, а в двадцатых годах широко пропагандировал свою оригинальную систему статических упражнений с цепями, к которой он пришел чисто эмпирическим путем. Изометрическим упражнениям он придавал большое значение и считал, что они в сочетании с динамическими упражнениями помогли ему укрепить сухожилия, развить большую физическую силу и поддержать спортивную форму в течение многих лег.

Характерной чертой изометрического режима работы является то, что мышцы при нем хотя и напряжены, но не сокращаются, не меняется их длина, и движений в суставах нет. Таким образом, изометрические упражнения не выходят из рамок исходных положений.

Современные исследования показали, что продолжительность изометрических упражнений должна зависеть от степени мышечного напряжения. Если прикладывается 60–70 % от максимальной силы, то мышечное усилие должно длиться 6—10 секунд, если 80–90 %, то 4–6 секунд, а при 100 % – 2–3 секунды. Количество повторений каждого упражнения 2–5. Общая продолжительность тренировки не должна превышать 15 минут. Таким образом, изометрические упражнения экономят не только время, но и энергию. Включая изометрические упражнения в свои тренировки, следует помнить, что сила, приобретенная этим методом, максимально проявляется лишь в том положении туловища, рук и ног, в котором она «вырабатывалась». Перед началом упражнений необходимо проделать тщательную разминку, главным образом для тех мышц и суставов, на которые будет приходиться наибольшая нагрузка. В противном случае могут быть травмы. Первое время упражнения следует выполнять с непредельным напряжением и только после месяца тренировки можно переходить к максимальным усилиям. Максимальное усилие следует прикладывать не рывком, а плавно, с постепенно возрастающим напряжением.

Упражнения выполняются на вдохе. После выполнения каждого упражнения необходимо в течение минуты походить, выполняя дыхательные упражнения и расслабляя (путем встряхивания) те мышцы, на которые падала наибольшая нагрузка. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо пройти медосмотр.

Упражнения выполняются с цепями, к которым прикрепляются металлические ручки треугольной формы с крючками. Ручки можно перецеплять за то или иное звено цепи, тем самым удлиняя или укорачивая рабочий отрезок цепи. В исходном положении цепь должна быть в натянутом состоянии.

Упражнение 1

Цепь в согнутых руках перед грудью, локти на уровне плеч. Прикладывая усилие, пытайтесь растянуть цепь.

Упражнение 2

Цепь в согнутых руках за головой. Старайтесь растянуть цепь.

Упражнение 3

Для выполнения этого упражнения нужны две цепи, к концам которых прикрепляются ручки. В одни ручки проденьте ступни ног, а другие возьмите в согнутые руки и поднимите к плечам. Растягивайте цепи вверх. Затем перецепите ручки на уровень с головой, затем выше головы.

Упражнение 4

Ступню правой ноги проденьте в одну ручку цепи, а другую возьмите в правую руку и поднимите вверх. Рука должна быть немного согнута в локте. Выпрямляя руку, растягивайте цепь вверх. Повторите упражнение левой рукой.

Упражнение 5

Сделав вдох, обмотайте цепь вокруг груди и закрепите ее. Затем, делая глубокий вдох и напрягая грудные мышцы и широчайшие мышцы спины, пытайтесь разорвать цепь.

Упражнение 6

Поставьте ноги шире плеч. Одну ручку цепи держите прямой левой рукой у одноименного колена, другую – согнутой правой рукой у пояса. В таком положении растягивайте цепь. Затем смените исходное положение рук.

Упражнение 7

Закрепите один конец цепи за крюк в стене на уровне пояса, а другой возьмите в руки. Ноги поставьте шире плеч. Тяните за цепь, стараясь вырвать крюк из стены.

Упражнение 8

Закрепите один конец цепи за неподвижный крюк в полу, к другому концу прикрепите ручку и возьмитесь за нее руками на высоте колен. Напрягая ноги, спину и руки, пытайтесь оторвать крюк от пола. Затем проделайте упражнение, держа ручку цепи на высоте пояса и за спиной.

Хочу стать сильным

Предисловие

«Отец русской атлетики» доктор В.Ф. Краевский в свое время говорил: «Я уверен, что за тяжелой атлетикой в России большое будущее. Такой массы исключительно сильных людей, мне кажется, нет ни в одной другой стране». Современная тяжелая атлетика, следует сказать, опирается на фундамент, который во многом был создан известными по всей России и в Европе атлетами и борцами прошлого. Главным образом это относится к концу XIX и началу XX века, когда наблюдалось всеобщее увлечение атлетизмом. Соревнования по борьбе и выступления с атлетическими номерами проходили повсюду: в роскошном петербургском цирке «Модерн» и пуританском саду «Общества попечительства о народной трезвости», в городских театрах Одессы и Ставрополя, в парках Пензы и Оренбурга, в многочисленных балаганах, которые колесили по просторам России.

С легкой руки знаменитого атлета и пропагандиста атлетического спорта И.В. Лебедева чемпионаты, например, французской (классической) борьбы превратились в яркие театрализованные зрелища, привлекавшие массу зрителей. В них принимали участие эстонские богатыри Георг Гаккеншмидт, Георг Лурих, Алекс Аберг, казахский силач Хаджи-Мухан, представители Кавказа Коста Майсурадзе и Сали Сулейман, легендарный Иван Поддубный и «Король гирь» Петр Крылов, Иван Шемякин и Николай Вахтуров, силач из Сибири Терентий Корень и вятский крестьянин-великан Григорий Кащеев. На арене появлялись могучий венгр Янош Чая и поляк Станислав Збышко-Цыганевич, француз Рауль Ле-Буше и голландец Ван Риль, негр Бамбула и другие представители разных стран. Зрителей интриговали «таинственные» черные, красные и синие маски, под которыми скрывались именитые спортсмены. Борьба и атлетические выступления сопровождались музыкой. Жюри из публики и представителей спортивной общественности определило победителей в схватках на ковре. Заканчивались чемпионаты французской борьбы торжественно. Лучшим борцам и атлетам вручались денежные призы, ленты и пояса победителей, золотые, серебряные и бронзовые медали.

После выступления профессионалов на арену вызывались любители из публики. Конкурс с участием зрителей был серьезной проверкой силы атлета. Если представитель публики повторял какой-то трюк, атлет выплачивал ему вознаграждение. Вот, например, отрывок из текста афиши А.И. Засса («Самсона») во время его выступлений в Англии: «Самсон» предлагает 25 фунтов стерлингов тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Разрешается принимать участие боксерам-профессионалам. Приз в 5 фунтов дается тому, кто согнет подковой железный стержень». Железный стержень, о котором шла речь, представлял собой прут квадратного сечения приблизительно 1,3 х 1,3 и длиной 26 сантиметров.

Часто после окончания чемпионата среди его участников устраивался конкурс красоты атлетического телосложения, к которому допускались и просто желающие. Специально к этим конкурсам не готовились.

Борьба и выступления профессиональных атлетов оживили любительский спорт в стране. 10 августа 1885 года петербургский энтузиаст физической культуры доктор Краевский организовал «Кружок любителей атлетики». В своей квартире он открыл атлетический кабинет, где могли тренироваться и любители и профессионалы. Оборудован зал был прекрасно: пол обит мягким ковром, что давало возможность проводить занятия и по борьбе, на специальных стеллажах размещались разнообразные штанги, бульдоги, гантели, гири, стены увешаны сотнями фотографий атлетов и борцов всех стран. Дату основания этого кружка и считают рождением отечественной тяжелой атлетики, а Краевского с тех пор стали называть «отцом русской атлетики».

30 января 1897 года по инициативе любителя атлетического спорта графа Георгия Ивановича Рибопьера открылось Петербургское атлетическое общество. В том же году был проведен первый чемпионат России по тяжелой атлетике. Вслед за столичными спортивными обществами стали появляться многочисленные атлетические кружки и студии атлетизма в других городах страны. Начинают издаваться спортивные журналы «Спорт», «Русский спорт», «К спорту», «Геркулес». На русский язык переводят наиболее популярные системы физического развития: «Сила и как сделаться сильным» Сандова, «Моя система» Мюллера, «Упражнения с тяжестями» Гаррисона, «Культура тела» Эдвардса.

Среди атлетов и борцов прошлого было много незаурядных личностей. Георг Гаккеншмидт (по прозванию «Русский лев») – автор системы физического развития «Путь к силе и здоровью» и ряда философских работ. Доктор А.К. Анохин (псевдоним – Б. Росс) – автор «Волевой гимнастики» и многочисленных статей по гигиене и физическому развитию. Александр Засс («Самсон») создал несколько систем физического развития, изобрел кистевой динамометр и был прекрасным дрессировщиком. Людвиг Чаплинский – основатель спортивного общества «Санитас», председатель Всероссийского союза тяжелой атлетики, автор многочисленных статей по спорту. Георг Лурих – замечательный шахматист, пианист, владел десятью языками. Якуба Чеховской – вице-председатель Всероссийского союза борцов, один из создателей первого советского спортивного журнала «Борец-атлет», собиратель редких книг. Петр Крылов – штурман дальнего плавания, страстный пропагандист атлетического спорта. Иван Заикин – один из первых русских авиаторов. Иван Лебедев – организатор чемпионатов французской борьбы, главный редактор спортивного журнала «Геркулес», автор книг по атлетике и рассказов на спортивные темы.

Атлетизм был популярен в самых разных слоях общества. Например, знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон запечатлен рядом с родоначальником культуризма Евгением Сандовым, которому в 1911 году король Англии Георг V присвоил звание профессора физического развития. Под фотографией подпись: «Сила и гениальность». На выступлении русского атлета Александра Засса в Англии приходил Уинстон Черчилль. Фотограф запечатлел премьер-министра на платформе с людьми, которую поднимает «Самсон». Писатель Владимир Гиляровский был своим человеком в цирке. Он обладал большой физической силой, которую с удовольствием демонстрировал в кругу друзей. Александр Куприн дружил с борцом Иваном Заикиным. Федор Шаляпин сам занимался атлетическими упражнениями. Александр Грин специально для журнала «Геркулес» написал рассказ «И для меня придет весна» – о судьбе циркового борца Фомы Сибиряка, прототипом которого, по всей вероятности, послужил известный атлет и борец Эмиль Фосс. Писатель-юморист Аверченко, редактор журнала «Сатирикон», занимался тяжелой атлетикой и придавал большое значение физическому развитию, поэтому некоторые его рассказы посвящены спорту. В 1919 году скульптор Сергей Коненков на арене 1-го московского цирка поставил пластическую сюиту «Самсон» из «живых скульптур» в исполнении атлетов и борцов. Сюита сопровождалась музыкой и текстом. Прекрасно сложенные атлеты под лучами прожекторов застывали в пластических позах, изображая сцены из библейского мифа.

На заре атлетизма еще не было упорядоченной оценки силы подобно пришедшему позже классическому троеборью (жим, рывок, толчок) и современному двоеборью (рывок, толчок). Демонстрация силы была самая разнообразная: атлеты отрывали от земли большие камни, гнули кочерги, ломали подковы, разрывали цепи, держали на плечах лошадь, поднимали на платформе людей и т. п. В дальнейшем по мере проникновения в силовые конкурсы классического троеборья, где спортсмен выступал с одним снарядом – штангой стандартной конструкции, – все разнообразные силовые трюки утратили свой спортивно-соревновательный дух и перекочевали в цирк, превратившись только в зрелище.

До сего времени в цирках и на эстрадах можно видеть замечательных профессиональных атлетов – феноменальных Валентина Дикуля, Геннадия Иванова, Ивана Шутова, братьев Виннеров. Многие силовые трюки, которые выполняют эти атлеты, могут быть занесены в Книгу рекордов Гиннесса… И наверняка немало юношей и даже девушек хотят стать сильными, сформировать красивую фигуру. Но сначала, прежде чем перейти непосредственно к упражнениям и рекомендациям, представим читателям знаменитых атлетов прошлого. Перенесемся в то время, когда они были кумирами публики, когда ведущих силачей знали все от мала до велика: фотографиями борцов и атлетов пестрели страницы спортивных журналов, их портреты выставлялись в витринах магазинов, под их именами рекламировались товары. Итак, открываем парад-алле знаменитых силачей.

Атлеты-мужчины

Том Тофан(1710—?). В начале XVIII века в Англии большой популярностью пользовался атлет Том Тофан. Среднего роста, пропорционально сложенный, он легко отрывал от земли руками камни весом до 24 пудов (1 пуд равен 16 кг), железную кочергу завязывал вокруг шеи, как шарф, а в 1741 году на площади, переполненной зрителями, поднял при помощи лямок, надетых на плечи, три бочки с водой весом 50 пудов.

Ганс Штейер(1849–1906), стоя на двух стульях, поднимал средним пальцем, продетым в кольцо, 16 пудов. Успехом у зрителей пользовался его «живой турник»: прямыми руками Штейер держал перед собой штангу в 70 фунтов, на грифе которой проделывал гимнастические упражнения его сын.

Славился Штейер и своим чудачеством. Его трость весила 40 фунтов, табакерка, которую он держал на ладони, угощая друзей, – 100 фунтов. Иногда он надевал на голову цилиндр весом в 75 фунтов и, придя в кафе, оставлял его на столе, затем просил официанта принести ему цилиндр. (Напомним русский фунт = 400 г.)

Джеймс Кеннеди(1860–1894). В 1893 году в Нью-Йорке состоялся конкурс на звание чемпиона мира по поднятию тяжестей. На конкурс съехались сильнейшие атлеты того времени. Из Канады приехал Луи Сир, из Европы – Евгений Сандов. Победителем оказался американец Джеймс Вальтер Кеннеди, который дважды поднял железное ядро весом 36 пудов 24,5 фунта (1 англ. фунт = 450 г), оторвав его от помоста на 4 дюйма (дюйм равен 2,54 см). Ни один из атлетов не смог повторить этот номер. Установленный рекорд оказался роковым для 33-летнего атлета: он надорвался и после этого вынужден был выступать только с демонстрацией мускулатуры.

Луи Юни(«Аполлон», 1862–1904) – французский атлет. Одной рукой поднимал пять гирь по 20 кг в каждой. Поднимал штангу весом в 165 кг с очень толстым грифом (5 см). Только через 20 лет после «Аполлона» эту штангу-ось от вагонетки смог поднять чемпион Олимпийских игр 1924 года Шарль Ригуло, которому, кстати, принадлежит рекорд мира в рывке правой рукой – 116 кг. В знаменитом трюке «Освобождение из клетки» «Аполлон» руками раздвигал толстые прутья и выходил из «заточения». Балансируя на одной ноге, держал правой рукой над головой штангу весом 152 кг. Имел рост 192 см, вес – 127 кг, бицепсы – 49 см, предплечье – 42 см.

Луи Сир(«Американское чудо», 1863–1912). Этот сильнейший человек американского континента поражал своими размерами. При росте 176 см он имел вес 133 кг, окружность грудной клетки – 147 см, бицепсы – 55 см. Любопытен случай, происшедший с 22-летним Луи Сиром в Монреале, где он служил полицейским: однажды Луи принес в участок двух хулиганов, держа их под мышками. После этого по настоянию друзей юноша стал заниматься развитием силы и выступать с атлетическими номерами, в которых долгое время не знал конкурентов. Он поднимал до колен одной рукой 26 пудов, держал на плечах платформу с 14 взрослыми мужчинами. Удерживал в течение 5 секунд перед собой на вытянутой руке груз в 143 фунта. Подложив под бочку с цементом лист бумаги, предлагал вытащить его. Ни один атлет не мог выполнить такое задание, сам же Луи Сир каждый вечер поднимал эту бочку.

Евгений Сандов(Ф. Миллер, 1867–1925). Его считают родоначальником культуризма. В 1901 году в Англии он организовал первый конкурс красоты атлетического телосложения, в котором приняли участие 156 атлетов. Большинство из них занимались по системе физического развития Сандова, описанной в его книге «Сила и как сделаться сильным». Сам Сандов, в отличие от большинства силачей прошлого, не был наделен от природы могучим телосложением, напротив – в детстве он рос хилым и болезненным. Однако благодаря систематическим и продуманным занятиям с отягощениями Сандов сумел достичь прекрасного физического развития. Вот его антропометрические данные: рост – 170 см (по некоторым сведениям, 174 см), вес – 88 кг, окружность грудной клетки при вдохе – 122 см, бицепсы – 44 см, шея – 44 см, икры – 44 см, талия – 80 см, бедро – 66 см. Мышцы у Сандова были рельефные, и он ими прекрасно владел. Атлетические номера Сандова пользовались популярностью. Он выжимал одной рукой штангу, в огромных шарах которой сидело по человеку, общий вес составлял 117 кг. Это был мировой рекорд, который в дальнейшем побил знаменитый Георг Гаккеншмидт. Сандов делал сальто назад, держа в каждой руке по 24 кг, и точно приземлялся на носовой платок, с которого делал прыжок. Прямыми руками перед собой держал за кольца гири по 27 кг. Ложился, опираясь затылком на один стул, а пятками на другой, и ему на грудь вставали два человека. Держал на груди платформу, на которой стояли три лошади. Поднимал вверх штангу в 115 кг, затем перекладывал ее в левую руку, после чего, не опуская груз, ложился на спину и снова поднимался. Погиб в автомобильной катастрофе.

Петр Крылов(1871–1933) – замечательный профессиональный атлет и борец, выступал в начале нашего века на аренах цирков под именем «Король гирь».

Родился Крылов в Москве в семье служащего. Отец его был большим поклонником спорта. В детской висели кольца, на которых Федот Крылов выполнял довольно сложные упражнения. Маленький Петр старался во всем подражать отцу, а тот всячески поощрял увлечение сына спортом. Как и все его сверстники, Петр любил играть в подвижные игры, лазал по деревьям, запускал змея, боролся, с упоением читал Фенимора Купера, Майна Рида, Жюля Верна. Мечтал стать путешественником. Учась в гимназии, все вечера проводил в цирке, где с восторгом следил за выступлением силачей и борцов. Его кумиром был атлет Эмиль Фосс, манеру работы которого он перенял впоследствии.

Эмиль Фосс выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре. Начинал выступления с поднятия гирь на бицепсы, затем переходил к жонглированию двух– и трехпудовыми гирями. После этого Фосс брал цепь и давал ее осмотреть зрителям, потом рвал цепь руками. Вторую цепь, с помощью желающих из публики, обвязывал вокруг груди и, сделав глубокий вздох с последующим напряжением мышц спины и груди, рвал ее. Следующим номером было упражнение с шестипудовой шаровой штангой с таким толстым грифом, что ни один из желающих из публики не мог даже оторвать ее от пола. Фосс легко брал штангу в один прием на грудь, а затем выжимал вверх. В заключение атлет носил на 4,5-пудовой штанге несколько человек. После атлетических выступлений силач вызывал желающих бороться с ним на поясах. Про него ходили всевозможные легенды. Вот одна из них. В Риге от пристани отправлялся пароход «Омнибус», на котором уезжали товарищи Фосса по цирку Чинизелли. Разговаривая с отъезжающими, Фосс вошел вслед за ними на палубу. В это время пароход стал отходить. Тогда атлет, перегнувшись за борт, ухватился за торчавший шест и притянул судно к берегу. Затем сошел с парохода.

С горящими глазами Петр и его друзья рассказывали друг другу подобные случаи из жизни знаменитого атлета, а когда наступал вечер, снова шли в цирк на галерку. Для них галерка имела свои преимущества: билеты стоили дешевле, а информацию о борцах можно было получить более подробную. Петр решил стать цирковым артистом. Первые тренировки начал дома с утюгами, которые он привязывал к половой щетке. Затем стал заходить в лавки к мясникам и пробовал поднимать настоящие гири.

Однако наступила пора приобретать специальность. Петр попадает в Петербург, где заканчивает мореходное училище и потом в качестве штурмана совершает путешествие в Индию, Китай, Японию, Англию. Все это время он упорно тренировался с гирями, которые возил с собой. Во всех портах, куда заходил корабль, Крылов посещал атлетические клубы, где боролся с местными борцами. Часто на палубе устраивал представления: жал двойники (двухпудовые гири), разводил их в стороны, жонглировал ими, крестился двухпудовкой.

После трехлетнего плавания он едет в Москву за новым назначением. Но любовь к цирку взяла верх, и – Крылов решает стать профессиональным атлетом. Первое время тренируется в атлетическом кабинете Сергея Ивановича Дмитриева-Морро. Сам Дмитриев-Морро – художник-ювелир фирмы «Лурье» – был первоклассным атлетом. В 1895 году Сергей Иванович выпросил у хозяев разрешения тренироваться в помещении угольного склада. Он оборудовал там спортивный зал, и эта атлетическая арена стала центром любительского спорта в Москве. Здесь Дмитриев воспитал таких первоклассных атлетов, как А. Бухаров, С. Осипов, И. Пименов. Личные рекорды Дмитриева следующие: толчок двумя руками – 150 кг, толчок правой рукой – 100 кг, толчок левой – 106 кг.

Вскоре и Крылов соорудил спортзал у себя в подвале. Купил штангу, гири и продолжал тренировки уже самостоятельно. Почувствовав себя подготовленным, Петр отправился устраиваться на работу. Вот как он писал об этом периоде: «Колебался я недолго, и 25 апреля 1895 года уже стоял в балагане Лихачева на Девичьем поле и показывал директору мои бицепсы объемом в 41 сантиметр. Пощупал меня со всех сторон Лихачев и произнес, почесывая в затылке: «65 целковых в месяц, мусью, и чтобы ежеден несколько раз работать». Пожал я руку этому моему Барнуму в сером пиджаке, лакированных сапогах и красном галстуке «бабочкой», – и наше соглашение состоялось. Поехали мы с ним в провинцию – по мелким ярмаркам и по садам. Чуть ли не каждый час приходилось мне работать, то ворочая гири, то борясь на поясах с любителями. Бывало, еще не успеешь отдохнуть и напиться чайку, как опять заливается колокольчик перед дверью балагана, и осипший голос начинает выкрикивать: «Пожалуйте в театр живых чудес… Между прочими чудесами сказочный богатырь Петр Федотович Крылов, уроженец города Москвы, покажет необычайные чудеса своей силы». Ну и опять ворочаешь штангу на сцене, которая ходуном ходит, ибо сколочена из барочного теса».

Крылов всегда работал с тяжестями предельного веса, он не терпел никакого обмана. Следует сказать, что зрители балаганов любили потрогать гири или цепи, с которыми выступал силач, чтобы убедиться, что они натуральные. Иногда из публики выходили такие силачи, что победить их в атлетических трюках было очень трудно. Вскоре имя Крылова становится известным, и его начинают приглашать многие владельцы балаганов.

Два года проработал в балаганах Петр Крылов. За это время он освоил много трюков, которые пользовались большой популярностью у зрителей: рвал цепи, из полосового железа завязывал «галстуки» и «браслеты», поднимал лошадь со всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по человеку, ломал подковы, гнул монеты, делал растяжку с четырьмя лошадьми. Особенно хорошо Крылов управлялся с гирями, ни один атлет того времени не мог сравниться с ним в демонстрации трюков с этим классическим спортивным инвентарем русских силачей.

Потом начал выступать в цирке Камчатского, а затем в цирке Боровского, с которым в течение трех лет объездил всю Сибирь. Показывая атлетические номера, Крылов их весело комментировал. «По отзывам публики, мои реплики всегда отличались убедительностью, – вспоминал Крылов. – Например, когда я разбивал камни кулаком, то неизменно обращался к публике с такими словами: «Господа, если вы думаете, что в этом номере есть фальшь, то могу разбить этот камень кулаком на голове любого желающего из публики… Милости прошу желающих на арену!»

И еще об одном случае рассказывал Крылов: «Выхожу на арену, публика меня принимает с азартом, но вдруг слышу, что из первого ряда господин какой-то в чиновничьей фуражке и довольно мозглявого вида говорит своей соседке: «Не понимаю, как можно приветствовать в наш просвещенный век грубую силу. Это просто бык какой-то!» Посмотрел я на него, остановил оркестр рукой и говорю публике: «Господа, вот этот господин говорит, что я бык… Хотя я человек интеллигентный, но работаю на арене потому, что люблю силу… А в общем, нахожу, что лучше быть сильным быком, нежели слабым ослом, хотя и в чиновничьей фуражке, как сей субъект». Что тут поднялось в цирке – описать трудно! Аплодисменты, аплодисменты без конца. Господин, которого я обозвал «ослом», вломился в амбицию и полез на арену объясняться, но тотчас же был мною взят за шиворот и посажен обратно на место. В итоге – скандал, протокол и т. д. Но уж у меня характер такой, что «миндальничанья» на арене я не признаю. Да и где тут было научиться всевозможным этикетам, когда почти каждый день боролся в Сибири с такими типами, что разве только им на большой дороге настоящее место».

В старом цирке, как мы уже говорили, атлеты часто предлагали желающим из публики повторить тот или иной трюк. На один из таких вызовов Крылова откликнулся знаменитый польский силач чемпион мира по французской борьбе Станислав Збышко-Цыганевич. Этот атлет отличался мощной фигурой и колоссальной силой. При росте 175 см он весил 112 кг, окружность грудной клетки – 130 см, окружность бицепсов – 50 см, окружность бедра – 72 см.

Первым в состязании выступил Крылов. Он выжал две гири по 40 кг каждая, затем опустил прямые руки в стороны, держа гири телами вниз, продержал этот вес несколько секунд и снова поднял руки вверх. После чего проделал этот трюк одной рукой с гирей весом в 52 кг. Потом 5 раз выжал 120 кг и толкнул штангу весом в 137,6 кг. Последним номером было так называемое «доношение». Крылов выжал левой рукой две гири по 40 кг каждая, затем правой поднял с пола гирю весом в 48 кг. Взял ее на бицепс (согнул руку в локтевом суставе и поднял гирю к плечу) и выжал вверх. На арену вышел Збышко-Цыганевич, но смог повторить только номера со штангой: жим и толчок.

Крылов принимал участие и в чемпионатах французской борьбы, которая была очень популярна в начале века. В этих чемпионатах он завоевывал призовые места. Участвовал и в конкурсах на лучшую атлетическую фигуру и неизменно получал первые призы.

Наряду с атлетическими выступлениями и схватками на ковре Крылов делился своим опытом с молодежью, был страстным пропагандистом атлетического спорта. Тренировался по собственной системе. В журнале «Геркулес» за 1914 год опубликована статья Крылова с описанием его тренировок: «Я приведу описание моего тренировочного дня, – это может пригодиться моим молодым собратьям по гиревому спорту для выработки каждым из них индивидуальной для себя системы тренировки. Проснувшись, я беру воздушную ванну в течение 10 минут, затем тяну резину (короткая растяжка из шести резин), тяну перед собой, над головой, из-за спины, каждой рукой отдельно и т. д. Делаю отжимания в упоре лежа на полу на всей ладони или на пальцах до 100 раз. Бегаю минут 15–18. Прыгаю «лягушкой»: короткие прыжки на носках, с глубоким приседанием. Беру душ или обтираюсь холодной водой. Через полчаса завтракаю: яйца, два стакана молока и один стакан жидкого, очень сладкого чая. Гуляю. Обед в 5 часов. Через два часа после обеда тренируюсь с тяжелыми гирями: выжимаю или толкаю (через день) штангу в 5 пудов, стоя и лежа по 50 раз (пять по десять выжиманий). Выжимаю двойники 50 раз (та же пропорция). Приседаю с пятипудовой штангой на всей стопе 100 раз, а затем хожу с тяжелым человеком на шее взад и вперед по лестнице. Кончаю тренировку упражнениями с гантелями весом в 20 фунтов (8 кг), для бицепсов складываю две гантели вместе. После тренировки принимаю душ и иду гулять. Когда я тренировался на рекорды, то брал всегда «на разы» очень небольшой вес: двумя руками 4,5 пуда, одной – 3 пуда. Тяжелый же вес брал только один раз в неделю. Что касается моего пищевого рациона, то прежде я ел много мяса, а теперь налегаю главным образом на овощи и фрукты и считаю это полезнее. Особенно люблю печеный (по-пастушески) картофель. Абсолютно не курю».

Крылов обладал редкой по рельефу и объему мускулатурой. Вот его антропометрические данные: рост – 170 см, вес 88 кг, окружность грудной клетки – 123 см, бицепс – 46 см, шея – 47 см, предплечье – 35 см, бедро – 67 см.

Он установил несколько мировых рекордов по тяжелой атлетике. Личные рекорды Петра Крылова: жим левой рукой – 114,6 кг, жим левой рукой двухпудовой гири – 86 раз, стоя на борцовском мосту, выжимал двумя руками восьмипудовую штангу, разводил прямые руки в стороны, держа в каждой гирю весом в 41 кг. Последние выступления его были в возрасте 60 лет.

Григорий Кащеев(1874–1914). Лучшей характеристикой богатыря-великана служат слова известного организатора чемпионатов французской борьбы Ивана Владимировича Лебедева: «Мне много приходилось видеть оригинальных людей в мою бытность директора борьбы, но все же самым интересным по складу характера я должен считать великана Григория Кащеева. На самом деле трудно себе представить, чтобы человек, в течение 3–4 лет сделавший себе европейское имя, добровольно ушел с арены обратно в свою родную деревню, опять взялся за соху и борону. Громадной силы был этот человек. Почти в сажень (1 сажень – 2,13 м) ростом, Кащеев, будь он иностранец, зарабатывал бы большие деньги, потому что силой он превосходил всех иностранных великанов».

Атлетическая карьера Григория Кащеева началась с того момента, когда ему пришлось встретиться с профессиональным атлетом Федором Бесовым, выступавшим в городе Слободском. Силач рвал цепи, поднимал тяжести, гнул медные пятаки, а в конце выступления вызывал желающих помериться с ним силой в борьбе на поясах. Победителю пообещал приз в 25 рублей. Вся надежда была на Гришу, о силе которого по всей Вятской губернии ходили легенды. Гриша мог, например, связав 12 двухпудовых гирь, взвалить их себе на плечи и прохаживаться с этим колоссальным грузом. Рассказывали, что однажды он положил в сани, в которых ездил подрядчик, обсчитывавший рабочих, сорокапудовую «бабу» для забивки свай.

И вот в конце своего выступления Бесов, как обычно, спросил: «Желающих нет?» – «Есть!» – раздался голос Гриши, и через публику из задних рядов стал пробираться бородатый гигант. В домотканой одежде, в онучах и лаптях рядом с Бесовым он выглядел комично. Однако Гришу узнали, и одобрительный гул разнесся по рядам. Ни сила, ни знание приемов, ни опыт не спасли Бесова от поражения. Бесов понял, что встретил самородка. После выступления он увел Гришу за кулисы и начал уговаривать поехать с ним показывать силу. Увлеченно говорил Бесов о том, какая блестящая карьера ждет Григория. Кащеев согласился.

Началась новая жизнь, но, конечно, не такая, какую рисовал ему Бесов. Выступления проходили в провинциях. Были и курьезные случаи в этих гастрольных скитаниях. Вот что рассказывал Бесов об одном из случаев, который произошел с ними: «Приезжаем с Гришей в глухой-преглухой городишко. Там таких людей, как мы, и не видали… Кащеев косматый, как зверь… а моя фамилия – Бесов… Облика человеческого у нас нет. Порешили, что мы – оборотни… Не говоря дурного слова, заарканили нас, вывели за город и говорят: «Ежели не уйдете из нашего города добром, так пеняйте на себя». Так мы с Гришей – давай бог ноги!..»

Выступления Кащеева пользовались огромным успехом, но все чаще и чаще он говорил: «Нет, уйду из цирка. Вернусь домой, землю пахать буду».

В 1906 году он впервые встретился с борцами мирового класса. Подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену. Вскоре Кащеев мог положить на лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным едет в Париж на всемирный чемпионат. С победой возвратились наши богатыри. Казалось, что теперь и началась настоящая борцовская карьера Кащеева, но он все-таки бросил все и уехал к себе в деревню.

Наши рекомендации