Артикуляция звуков речи

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов: органы речи; органы слуха; органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя: головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи; дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции; органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы - это зубы, альвеолярные отростки, твердое небо.

Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители обращают внимание на нечеткость произнесения звуков у детей. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом самопроизвольно, без специального обучения в семье или у педагога-логопеда. Однако так бывает не всегда. Речевые дефекты с возрастом нередко закрепляются.

Неправильность речи зависит не только, от выраженности зубочелюстных аномалий, но и от приспосабливаемости языка, от его функции, могут возникать в результате наследственной неустойчивости нервной системы и психологической предрасположенности к развитию привычек.

Расстройства произнесения звуков речи подразделяют на функциональные и механические. Функциональные обычно сопровождаются нарушениями нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга или слухового восприятия, механические - нарушениями артикуляции языка, губ, небной занавески.

Общая методика обследования детейс речевыми нарушениями состоит из следующих этапов.

1. Обследование импрессивной (понятийной) речи.

2. Исследование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

3. Обследование экспрессивной речи:

-строение и подвижность артикуляционного аппарата;

-состояние звукопроизношения;

-обследование словарного состава языка;

-обследование грамматического строя речи.

4. Исследование письменной речи и чтения.

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Дети с дизартрией не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава.

Методика коррекции речи при дизартрии. В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

У дизартриков дыхание нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартрики делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления. плавности речи.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно.

Основные упражнения: повороты головы, покачивание головой, наклоны туловища в виде накачивания насоса, приседания, наклоны туловища с затаённым дыханием.

Ротацизм(лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») - нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь]. Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками. Замена [р] или [рь] другими звуками также называется параротацизмом (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм). Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]».

Звук [р] является язычно-альвеолярным дрожащим звуком. При его правильной артикуляции губы разомкнуты, их положение зависит от смежных звуков, кончик языка поднят в форме ложечки и вибрирует у основания верхних зубов. При артикуляции мягкого [рь] спинка языка поднимается к твердому нёбу (палатализация) и весь язык смещается немного вперед (кончик языка вибрирует не у альвеол, а у шеек верхних резцов).

Для исправления произношения [р] и/или [рь], а также для контроля за формированием этих звуков к логопеду можно обращаться в любом возрасте, начиная с 4-х лет.

Сигматизм.Недостатки произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ.

Наиболее распространены следующие недостатки произношения свистящих звуков;

1) межзубный С.- при произнесении свистящих звуков кончик языка просовывается между резцами;

2) призубный С. - передний край языка закрывает щель между резцами, что затрудняет выход воздушной струи;

3) шипящий С. - кончик языка несколько оттянут от зубов, вследствие чего слышится мягкий шипящий звук;

4) боковой С. - струя воздуха проходит между боковыми краями языка и коренными зубами с обеих сторон или с одной стороны.

Ламбдацизм.Неправильное произношение звука л. При правильном произношении звука л кончик языка упирается в верхние резцы, корень языка поднят, выдыхаемый воздух проходит между боковыми краями языка и верхними коренными зубами. Ламбдацизм - распространенный недостаток произношения. Чащевсего он выражается в замене звука л звуками у или ы («уампа» или «ыампа» вместо лампа), что обусловлено отсутствием смычки кончика языка с верхними резцами.

Заикание у детей.Расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. Для страдающих заиканием характерны затруднения устного общения с людьми. Легче им удается повторение услышанного, чтение вслух, различные формы репродуктивной речи, не требующей самостоятельного ее построения. Проявление заикания в письме встречается крайне редко. Внешне заикание выражается в прерывистости речи с характерным разрывом слова на слоги или звуки, его составляющие. Нарушение плавного течения речи порой сопровождается судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, возникающим только в момент говорения.

Чаще всего заикание наблюдается у детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Причина заикания связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясения и т.д.), вызывающими нарушение регулятивных механизмов речи. Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость нервной системы ребенка. Заикание может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями центральной нервной системы и т. д. В некоторых случаях причиной заикание является подражание неправильной речи окружающих.

Чаще всего заикание возникает у детей при переходе к развернутой самостоятельной речи. Сложность этого перехода состоит в том, что ребенку приходится овладевать фразовой речью, а следовательно, и новыми способами речевого общения.

Элементарные формы речи связаны с непосредственным восприятием объектов. На этом уровне общения окружающие понимают речь ребенка с помощью ситуации, к которой его слова относятся (ситуационная речь). В отличие от этого пользование развернутой фразовой речью соответствует другим, более сложным формам общения. При помощи ее сообщается не только о наглядно воспринимаемых объектах или простейших эмоциях, но и о предметах, на которые нельзя указать и момент разговора, о ситуациях, имевших место в прошлом, о намерениях па будущее, о выводах, соображениях, о своем отношении к чему-либо и т. д. Переход к речи, понимаемой лишь при словесном контакте (контактная речь), не всегда протекает безболезненно. Контактная речь требует высокого уровня саморегуляции. Многие случаи заикания являются выражением дезорганизации речевого акта, происходящего в условиях развернутого общения с окружающими.

Затруднения заикающегося ребенка в начале сказываются в своеобразном повторении слогов, слов, позволяющем ему выиграть время, чтобы подобрать нужные слова, обороты речи. Обычно такие явления вскоре исчезают, уступая место нормальному пользованию развернутой связной речью. Однако в некоторых менее благоприятных случаях прерывистость речи усиливается. Дальнейшая судьба подобных нарушений во многом зависит от условий воспитания ребенка, от организации разговорной среды. Прерывистость речи принимает затяжной характер обычно там, где переход от общения в наглядной ситуации к чисто словесным ее формам происходит у ребенка недостаточо постепенно, без надлежащей регуляции этого процесса. Большое значение имеет речь окружающих. Замечено, что ускоренная речь лиц, воспитывающих ребенка, дефекты произношения и др. отклонения в их речи усиливают возможность появления заикания. Также неблагоприятно сказывается чрезмерно сложная, обобщенная речь окружающих, многоязычие, острые споры в присутствии ребенка, в особенности если ребенок стремится разобраться в содержании того, о чем говорят вокруг него. Заикание у детей возникает чаще всего в семье, где к речи маленького ребенка рано предъявляют непомерные требования, когда он подолгу пересказывает и воспроизводит услышанное. Нередко речь таких детей родители с гордостью демонстрируют перед посторонними. Детей заставляют читать трудные стихи, поощряют недетские обороты речи и выражения, что ведет к перенапряжению нервных сил ребенка.

В некоторых случаях заикание возникает у детей при отставании речевого развития. Подобное явление чаще наблюдается у старших дошкольников и у тех школьников, у которых переход к развернутой речи наступает позднее. Такие дети позже начинают говорить, накопление слов и усвоение грамматических форм происходит у них медленно. Наряду с заикание наблюдается проявление общего недоразвития речи.

Для предупреждения заикания большое значение имеет правильное воспитание. Особую настороженность должно вызывать перенасыщение речевого запаса ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Чрезмерный разрыв между пониманием слов и возможностью пользования ими способствует возникновению заикания.

Успех исправления заикания у детей зависит от давности его наступления. Наиболее благоприятен для исправления первый период его возникновения. Только что возникшее заикание удаётся преодолеть при помощи «режима молчания». Суть его состоит в ограничении речевого общения с окружающими, но не путем запрета, а с помощью организации таких условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д. При «режиме молчания» допускается контакт с одним лицом, которое обращается к ребенку лишь по крайне необходимому поводу, вполголоса или шепотом. Временно надо убрать книги, перестать читать вслух, не задавать вопросов, требующих развернутого ответа, чтобы не создавать повода для заикания. При выполнении этого требования в начальный период заикания можно рассчитывать на скорое восстановление правильной речи. По назначению психоневролога «режим молчания» нередко сочетают с врачебным воздействием.

Если первый, наиболее благоприятный момент для исправления речи упущен и уже установилось стойкое заикание, необходимы систематические логопедические занятия.

Помощь заикающимся детям оказывают в учреждениях министерств просвещения и здравоохранения. При некоторых яслях, детских садах, диспансерах, больницах имеются спец. стационары и полустационары. Для школьников с тяжелой степенью заикания предусмотрены отделения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Во многих массовых школах работают логопедические пункты. Кроме того, детям всех возрастов оказывается амбулаторная логопедическая помощь при детских поликлиниках.

Алалия -«слухонемота» — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей. Чаще всего алалия возникает при повреждениях речевых областей больших полушарий головного мозга (см. Брака центр, Вернике центр) во время родов, а также вследствие мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период жизни.

Различают алалию моторную и сенсорную. При моторной алалии в значительной мере сохраняется понимание обиходной речи. При сенсорной алалии понимание речи отсутствует.

Большое значение имеет правильная диагностика алалии, отграничение ее от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости и тугоухости.

Тяжелые степени алалии проявляются в полном отсутствии речи или наличии только лепетных обрывков слов. В более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом , затруднениями в усвоении чтения и письма.

Для обучения детей, страдающих алалией, применяются спец. методы, направленные на развитие познавательной деятельности, на формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи.

Основным принципом обучения является последовательное и систематическое развитие всех сторон речи на основе взаимодействия фонетики, лексики и грамматики. В системе формирования речи у детей-алаликов предусматривается восполнение образовавшихся пробелов в речевом развитии и подготовка к усвоению речевого материала по спец. программам.

Дислалиярасстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков. Различают механическую дислалию, связанную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную дислалию, причины которой лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушении фонематического слуха. Дислалия во многих случаях сопровождается отклонениями в письме, которые необходимо предупреждать в процессе коррекции недостатков произношения, путем спец. упражнений в звуковом анализе и синтезе слов.

Наши рекомендации