Введение в тему занятия
Логопед просит детей вспомнить, какие фрукты и овощи из своего сада и огорода подарила на прошлом занятии бабушка Соня. Дети называют.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем сравнивать между собой фрукты и овощи, а затем разложим их на хранение: фрукты— в корзину, а овощи— в ящик. Но сначала вам нужно разделиться на две команды, выбрать капитанов и провести небольшую тренировку.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Мы капусту рубим, рубим, | Кисти рук прямые, как «ножи». Движения кистями рук вверх-вниз. |
Мы морковку трем, трем, | Пальцы рук согнуть в вертикальные кулачки; Тереть кулачки друг о друга, имитируя натирание морковки на терке. |
Мы капусту солим, солим, | Пальцы рук сложить в щепотки, имитировать посыпку капусты солью. |
Мы капусту жмем, жмем. | Сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки. |
2. Составление рассказов-сравнений с опорой на картинный план.
Логопед выставляет перед детьми опорный план 3
Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому мы будем составлять рассказ с опорой на картинный план. Участники каждой команды по очереди будут составлять предложения по пунктам картинного плана. Каждый рассказчик получит за составленное предложение специальную фишку. За каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот можно получить дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы подсчитаем обычные и призовые фишки и определим, в какой команде самые красноречивые рассказчики.
Логопед приглашает капитанов подойти и достать из мешочка с овощами и фруктами, не подглядывая, по одному предмету. С опорой на картинный план 3 (см. занятие 3) дети каждой команды по цепочке параллельно составляют рассказы-описания. Например:
Капитан первой команды. Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ.
Капитан второй команды. А я достал из мешочка яблоко. Яблоко — это фрукт.
Участник первой команды. Огурец зеленого цвета и овальный.
Участник второй команды. А это яблоко зеленого цвета и круглое.
Если дети хорошо справляются с составлением рассказов, можно предложить капитанам достать из волшебного мешочка еще по одному предмету и составить параллельные рассказы-сравнения еще раз. Логопед благодарит детей за рассказы и спрашивает капитанов, куда они положат свои овощи и фрукты.
Капитан первой команды. Мы положим огурец в ящик, потому что огурец — овощ.
Капитан второй команды. Мы положим яблоко в корзину, потому что яблоко — фрукт.
Логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. После этого производит подсчет фишек и определяет команду победителей. Дети аплодируют им. Логопед приглашает всех попробовать кусочки фруктов и овощей, разложенные на большом блюде.
Занятие 5.«Осенью в саду и в огороде»
Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине.
Задачи:
— учить детей устанавливать связи между различными предметами, изображенными на картине;
— систематизировать знания детей о фруктах и овощах;
— уточнять, расширять и активизировать словарь детей по сюжетной многофигурной картине;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— стимулировать мыслительную и речевую активность;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду.
Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Осенью в саду и огороде» (иллюстрация 24), предметные картинки с изображениями фруктов и овощей, опорный картинный план 4 (иллюстрация 4), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска и маркеры или школьная доска и мел.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить о том, как в саду и в огороде убирают овощи и фрукты, и предлагает поиграть в игру с мячом.
Игра с мячом «Убираем урожай». Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет ответ и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: «Как убирают картофель? » — «Картофель выкапывают».
II. Основная часть занятия
Введение в тему.
Логопед. Мы с вами уже много знаем о том, как выращивают в огороде и в саду овощи и фрукты. А сегодня мы отправимся с вами в деревню к нашим знакомым ребятам Ване и Маше и посмотрим, как они вместе с родителями провели выходной день.
Рассмотрите картинку. Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам. (Четыре прижатых друг к другу пальца каждой руки соединить с большими пальцами, округлить и прижать местами соединения друг к другу — получается «бинокль».) А теперь назовите:
— Кого вы видите на картинке? (Папу, маму, Ваню, Машу, ежика, козу...)
— Что вы видите на картинке? (Сад, деревья, огород, грядки, лестницу, капусту, яблоки...)
— Какие фрукты вы видите на картинке?
— А какие овощи?
Дети поочередно называют изображения.
Логопед. А теперь давайте поиграем еще в одну игру. Называется она «Паутинка».
Логопед выставляет на доску любой фрукт или овощ, который присутствует на сюжетной картине. Дети должны установить, как связан этот предмет с другими предметами, изображенными на картине. Например, первый ребенок выходит к доске и начинает: «Это яблоко. Яблоко растет на яблоне». (Первое звено паутинки.) Второй ребенок продолжает: «Папа Ванн и Маши забрался на лестницу и срывает яблоки с ветки». (Второе звено паутинки.)
Можно провести соревнование между детьми по рядам, предложив каждому ряду составить длинные паутинки. Выигрывает ряд, составивший самую длинную паутинку.
Для игры можно использовать магнитно-маркерную доску и маркеры или обычную школьную доску имел. Дети дают ответы на вопросы, а логопед маркером или мелом схематично зарисовывает на доске обнаруженные детьми связи между предметами.
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений и релаксация.
Логопед. Давайте войдем в картину и пройдемся по дорожке, усыпанной осенними листьями. Какие звуки мы можем слышать в осеннем саду? Какие запахи мы можем почувствовать? (Дети дают ответы.)Дотроньтесь до яблони. Почувствуйте, какая шершавая у нее кора. Возьмите в руки яблоко. Какое оно? (Гладкое, твердое, ароматное, вкусное...) Пора возвращаться.