Введение в тему занятия

Логопед просит детей вспомнить, какие фрукты и овощи из своего сада и огорода подарила на прошлом занятии бабушка Соня. Дети называют.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем сравни­вать между собой фрукты и овощи, а затем разложим их на хранение: фрукты— в корзину, а овощи— в ящик. Но сначала вам нужно разделиться на две команды, вы­брать капитанов и провести небольшую тренировку.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Мы капусту рубим, рубим, Кисти рук прямые, как «ножи». Движе­ния кистями рук вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем, Пальцы рук согнуть в вертикальные ку­лачки; Тереть кулачки друг о друга, ими­тируя натирание морковки на терке.
Мы капусту солим, солим, Пальцы рук сложить в щепотки, имити­ровать посыпку капусты солью.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки.

2. Составление рассказов-сравнений с опорой на картинный план.

Логопед выставляет перед детьми опорный план 3

Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. По­этому мы будем составлять рассказ с опорой на картин­ный план. Участники каждой команды по очереди будут составлять предложения по пунктам картинного плана. Каждый рассказчик получит за составленное предложе­ние специальную фишку. За каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот можно полу­чить дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы подсчитаем обычные и призовые фишки и определим, в какой команде самые красноречивые рассказчики.

Логопед приглашает капитанов подойти и достать из мешочка с ово­щами и фруктами, не подглядывая, по одному предмету. С опорой на картинный план 3 (см. занятие 3) дети каждой команды по цепоч­ке параллельно составляют рассказы-описания. Например:

Капитан первой команды. Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ.

Капитан второй команды. А я достал из мешочка ябло­ко. Яблоко — это фрукт.

Участник первой команды. Огурец зеленого цвета и овальный.

Участник второй команды. А это яблоко зеленого цве­та и круглое.

Если дети хорошо справляются с составлением рассказов, можно предложить капитанам достать из волшебного мешочка еще по одно­му предмету и составить параллельные рассказы-сравнения еще раз. Логопед благодарит детей за рассказы и спрашивает капитанов, куда они положат свои овощи и фрукты.

Капитан первой команды. Мы положим огурец в ящик, потому что огурец — овощ.

Капитан второй команды. Мы положим яблоко в кор­зину, потому что яблоко — фрукт.

Логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия. После этого производит подсчет фишек и определяет команду победителей. Дети ап­лодируют им. Логопед приглашает всех попробовать кусоч­ки фруктов и овощей, разложенные на большом блюде.

Занятие 5.«Осенью в саду и в огороде»

Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжет­ной многофигурной картине.

Задачи:

— учить детей устанавливать связи между различными предметами, изображенными на картине;

— систематизировать знания детей о фруктах и ово­щах;

— уточнять, расширять и активизировать словарь де­тей по сюжетной многофигурной картине;

— развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

— стимулировать мыслительную и речевую актив­ность;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду.

Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Осе­нью в саду и огороде» (иллюстрация 24), предмет­ные картинки с изображениями фруктов и овощей, опорный картинный план 4 (иллюстрация 4), специ­альные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска и маркеры или школьная доска и мел.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить о том, как в саду и в огороде убирают овощи и фрукты, и предлагает поиг­рать в игру с мячом.

Игра с мячом «Убираем урожай». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет ответ и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: «Как убирают картофель? » — «Картофель выкапывают».

II. Основная часть занятия

Введение в тему.

Логопед. Мы с вами уже много знаем о том, как выра­щивают в огороде и в саду овощи и фрукты. А сегодня мы отправимся с вами в деревню к нашим знакомым ребятам Ване и Маше и посмотрим, как они вместе с родителями провели выходной день.

Рассмотрите картинку. Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам. (Четыре прижатых друг к другу пальца каждой руки соединить с большими паль­цами, округлить и прижать местами соединения друг к другу — получается «бинокль».) А теперь назовите:

— Кого вы видите на картинке? (Папу, маму, Ваню, Машу, ежика, козу...)

— Что вы видите на картинке? (Сад, деревья, огород, грядки, лестницу, капусту, яблоки...)

— Какие фрукты вы видите на картинке?

— А какие овощи?

Дети поочередно называют изображения.

Логопед. А теперь давайте поиграем еще в одну игру. На­зывается она «Паутинка».

Логопед выставляет на доску любой фрукт или овощ, который при­сутствует на сюжетной картине. Дети должны установить, как свя­зан этот предмет с другими предметами, изображенными на кар­тине. Например, первый ребенок выходит к доске и начинает: «Это яблоко. Яблоко растет на яблоне». (Первое звено паутинки.) Второй ребенок продолжает: «Папа Ванн и Маши забрался на лестницу и срывает яблоки с ветки». (Второе звено паутинки.)

Можно провести соревнование между детьми по рядам, предло­жив каждому ряду составить длинные паутинки. Выигрывает ряд, составивший самую длинную паутинку.

Для игры можно использовать магнитно-маркерную доску и мар­керы или обычную школьную доску имел. Дети дают ответы на вопросы, а логопед маркером или мелом схематично зарисовыва­ет на доске обнаруженные детьми связи между предметами.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений и релаксация.

Логопед. Давайте войдем в картину и пройдемся по до­рожке, усыпанной осенними листьями. Какие звуки мы можем слышать в осеннем саду? Какие запахи мы можем почувствовать? (Дети дают ответы.)Дотроньтесь до яб­лони. Почувствуйте, какая шершавая у нее кора. Возьми­те в руки яблоко. Какое оно? (Гладкое, твердое, аромат­ное, вкусное...) Пора возвращаться.

Наши рекомендации