Проведение словесно-логических игр
Логопед. Маша очень рада тому, что вы так хорошо знаете фрукты и овощи. А Ваня хочет поиграть с вами в загад- ки-добавлялки.
Логопед начинает произносить загадку, дети подбирают в рифму слово-отгадку (название овоща или фрукта). Параллельно с выполнением задания логопед выставляет перед детьми овощи, фрукты и их муляжи.
Пуста-пуста-пуста, на грядке выросла... (Капуста.) Ук-ук-ук, в огороде вырос... (Лук.) Чок-чок-чок, созрел на грядке... (Кабачок.) Уша-уша-уша, в саду созрела... (Груша.)
Логопед. Ребята, а какой предмет лишний? (Груша.) Почему? (Груша — это фрукт.)
3. Составление рассказов-описаний фруктов и овощей с опорой на картинный план.
Логопед. Бабушка Соня придумала еще одно задание. Она перемешала овощи и фрукты. Если вы сможете составить рассказ-описание об овощах и фруктах, она с удовольствием поделится с нами своим урожаем. Перед составлением рассказов-описаний вам нужно разделиться на две команды.
В каждом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы вы будете с опорой на пункты картинного плана.
Логопед выставляет на доску опорный план 3, называет пункты плана. Рассказы-описания выбранного фрукта или овоща участники каждой команды составляют по цепочке. Капитаны каждой команды достают из мешочка, не подглядывая, по одному предмету, и начинается составление рассказов.
Например, капитан первой команды начинает: «Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ». Второй ребенок этой команды продолжает рассказ: «Огурец растет в огороде на грядке».
Картинный план 3
Логопед. Маша, Ваня и бабушка Соня благодарят вас за хорошие знания овощей и фруктов. А теперь нам пора в обратный путь.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
Занятие 4.Путешествие в деревню (часть 2)
Цель: Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь детей по темам «Фрукты» и «Овощи»;
— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде;
учить детей составлять рассказы-сравнения фруктов и овощей с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— развивать память, слуховое и зрительное внимание; мимические и пантомимические движения.
Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов и овощей; опорный картинный план 3 для составления рассказов-сравнений (иллюстрация 3); фрукты, овощи и их муляжи; мяч, магнитно- маркерная доска, большое блюдо и угощение для детей — кусочки фруктов и овощей.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед просит детей вспомнить и назвать, что растет в саду, а что в огороде (необходимо следить за тем, чтобы дети давали полный ответ). После этого проводится игра с мячом.
Игра с мячом «Что растет в саду, а что в огороде». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит детей назвать фрукты, которые растут в саду, например: «В саду на дереве растет груша»,и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «В саду на дереве растет яблоко», и передает своему соседу справа. После того, как мяч вернулся к логопеду, он просит детей назвать овощи, которые растут в огороде, например: «В огороде на грядке растет... (помидор)», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.
Игры проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название фрукта или овоща, логопед предлагает ему ответить на наводящий вопрос. Например: «Какой овощ покрыт толстой коркой?»
II. Основная часть занятия