Применение АЗД для предоперационной подготовки (особенно при наличии хронических колитов)

Лечение желательно назначать за 3-5 дней до операции на фоне общей пре­
доперационной подготовки. Процедуры проводить ежедневно. Схема лечеб­
ных процедур представлена в таблице 9.

Таблица 9 Схема проведения процедур для предоперационной подготовки (особенно при наличии хронических колитов)

Параметры Дни
Р выдержки, кПа 4-7 5-8 6-9 7-10 7-10
Р паузы, кПа
Период подьема, с 10-15 8-12 8-12 8-12 8-12
Период выдержки, с 10-15 10-15 10-15 10-15 10-15
Период спада, с 10-15 8-12 8-12 8-12 8-12
Период паузы, с 15-20 12-15 8-12 8-12 8-12
Длительность процедуры, мин 10-15 15-20 15-20 15-20

Применение АЗД в предоперационном периоде способствует более быстро­му восстановлению перистальтики в раннем послеоперационном периоде, сни­жению риска тромбоэмболических осложнений, ранней активизации пациенток.

В клинике эндокринной гинекологии ИПАГ АМН Украины накоплен поло­жительный опыт использования нормобарической гипоксии (искусственный горный воздух) при применении аппарата оротерапии "Борей". Следует обра­тить внимание на перспективы применения этого метода в лечении вегетатив­ных расстройств при патологическом климаксе, предменструальном синдроме.

284Эндокринная гинекология

Гипоксическая гипоксия может развиваться в организме человека в естест­венных условиях за счет снижения барометрического давления — при подъе­ме в горы, в самолете. На этом же принципе основано применение барокамер, в которых искусственно создается разрежение воздуха и, соответственно, снижается количество кислорода во вдыхаемом воздухе.

Альтернативой гипобарической гипоксии является гипоксия нормобари-ческая. Клиническая практика подтверждает, что нормобарическая гипо­ксия переносится легче, поскольку отсутствует фактор пониженного атмо­сферного давления. При этом в полной мере сохраняется действие основного начала — дефицита кислорода, одного из немногих веществ, ак­тивно и существенно влияющих на уровень энергообеспечения организма. Установлено, что увеличение потребления кислорода тканями при адапта­ции к искусственной гипоксии обусловлено активацией процессов анаэроб­ного окисления, уменьшением затрат на работу дыхательной и сердечно­сосудистой систем, повышением эффективности и экономичности респираторных и гемодинамических механизмов обеспечения тканей кисло­родом. Исследования влияния горного воздуха на состояние центральной и периферической гемодинамики показало, что применение оротерапии поз­воляет существенно повысить резервные и компенсаторные возможности сердечно-сосудистой системы, нормализовать тонус периферических резис­тентных сосудов, улучшить микроциркуляцию. Курс оротерапии позволяет значительно повысить умственную трудоспособность и функциональную подвижность нервных процессов.

Короткие курсы гипоксической гипоксии не вызывают сколько-нибудь острых и значительных нарушений метаболизма в тканях, при этом явля­ются активаторами общего адаптационного ответа, включая важнейшие нервно-рефлекторные, нейроэндокринные и нейрогуморальные механизмы адаптации.

Вполне закономерно, что изменение функционального состояния ЦНС, а именно ретикулярной формации, отражается на функционировании гипота­ламуса, лимбической системы, что обуславливает положительный психоти-мический эффект процедуры — повышение выделения эндорфинов и энкефа-линов, приводящее к умеренной кратковременной эйфории и стойкому антидепрессивному эффекту. Курсы оротерапии благоприятно влияют на ре­гуляцию вегетативного баланса, что сопровождается нормализацией тонуса как симпатического, так и парасимпатического звена, снижению стрессорно-го напряжения вегетативной регуляции.

Метод нормобарической гипоксии применяется в трех основных аспектах:

1. Профилактика. Метод показан широкому кругу практически здоровых людей для повышения физической и интеллектуальной работоспособности и устойчивости к психоэмоциональным нагрузкам. В спорте гипокситерапия

Глава 15. Задачи и методы психофизиологической реабилитации... 285

(гипоксическая стимуляция) способствует достижению предельно высоких результатов. В условиях экологического неблагополучия (включая радиаци­онную загрязненность) обеспечивает повышение устойчивости организма к ядам минерального и животного происхождения, а также к фармакологиче­ским препаратам. Метод показан беременным для профилактики отклонений в антенатальном развитии плода, гестозов.

2. Лечение.Метод может быть как самостоятельным (основным), так
и комбинироваться с другими способами лечения, включая медикаментозные,
оперативные, лучевые и др. Конкретная тактика проведения процедур опре­
деляется стадией, тяжестью течения, остротой развития симптомов заболева­
ния, соотношением функциональных и органических поражений.

На основании результатов, полученных в нашей клинике, мы рекомендуем применение метода оротерапии как способа воздействия на механизмы ней-роэндокринной регуляции при таких дисгормональных нарушениях, как предменструальный и климактерический синдромы.

3. Реабилитация. На этапе реабилитации метод показан больным после
перенесения истощающих резервы организма заболеваний, в том числе
и у инвалидов. Степень эффективности метода в комплексном лечении боль­
ных определяется способностью регуляторных систем организма всех уров­
ней (включая гипофизарно-адреналовую, нервную, эндокринную) к восста­
новлению гомеостаза на фоне нормализации нарушений кинетики
кислородного метаболизма.

Противопоказания к применению методов реабилитации

• Острые инфекционные заболевания, стадия обострения хронических вос­палительных процессов. Болезни, сопровождающиеся лихорадкой.

• Острые стадии соматических заболеваний (инфаркт миокарда, острое на­рушение мозгового кровообращения, гипертонический криз, спонтанный пневмоторакс, астматический статус и др.).

• Состояния, требующие традиционной интенсивной терапии (шок, отрав­ление окисью углерода и т.п.).

• Хронические заболевания с исходом в декомпенсацию (хроническая
почечная недостаточность, требующая гемодиализа и т.п.).

• Гипертоническая болезнь 3 ст., стенокардия 3-4 функционального класса.

• Врожденные аномалии сердца и крупных сосудов.

• Индивидуальная непереносимость недостатка кислорода, гипоксических смесей.

Следует отметить, что применение физиотерапии и бальнеологии позволя­ет решать первую задачу реабилитационного лечения — восстановление физической работоспособности, т.е. физического благополучия.

Не менее, а в отдельных случаях более важное место занимают в реабили­тационных мероприятиях вопросы психокоррекции у больных с эндокринной патологией.

186 Эндокринная гинекология

Неразрывная связь нейроэндокринной системы с высшей нервной деятель­ностью объясняет некоторые механизмы развития психосоматических забо­леваний, которыми, по сути, и являются большинство гинекологических дис-гормональных заболеваний. Высокий уровень невротизации больных этой группы, субдепрессивные или циклотимические расстройства требуют особо­го внимания лечащего врача. В терапии этих отклонений ведущая роль при­надлежит методам психокоррекции во всем их разнообразии. Поскольку ста­ционарное лечение по ряду причин (отсутствие специальных кабинетов, высокая стоимость койко-дня, отсутствие в штате стационаров специалистов по психотерапии) не располагает к проведению этих психосоциальных реаби­литационных мероприятий, основным местом проведения их являются сана­торно-курортные учреждения и реабилитационные центры.

Смена обстановки, отсутствие ряда бытовых проблем позволяет женщинам сосредоточиться на лечебном процессе и совместно с психотерапевтом овла­деть методами самоконтроля и самокорреции своего психического состояния.

Существует множество школ и форм психотерапии (рациональная психо­терапия, рефрейминг, нейролингвистическое программирование и другие). При этом, независимо от выбранных методик, задача врача психотерапевта — сделать вместе с больной первый шаг на пути к психоэмоциональной стабиль­ности и обучить женщин методам психотерапевтического "самолечения", которые впоследствии могут использоваться женщинами и после окончания реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

формы индивидуальной и групповой работы психотерапевта

Психотерапевт может использовать в целях оказания психологической по­мощи различные методы индивидуальной и групповой работы. При этом решаются соответствующие цели и задачи:

• изучение личности пациентки, ее эмоционального реагирования, мотива­ции, системы отношений, выявление причин, способствующих как возникно­вению, так и сохранению личностных проблем;

• достижение у пациентки осознания и понимания причинно-следственных связей между особенностями ее системы отношений, психологической про­блемы и состоянием физического здоровья в определенный период;

• помощь пациентке в разумном решении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости ее объективного положения и отношения к ней окружающих;

• изменение отношения пациентки, коррекция неадекватных реакций
и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия и к восстановлению
ее социального функционирования.

Аутогенная тренировка (AT)

Аутогенная тренировка — это метод самовнушения, при котором первона­чально достигается расслабление тонуса мускулатуры (релаксация), затем

Глава 15. Задачи и методы психофизиологической реабилитации... 287

в этом состоянии проводятся самовнушения, направленные на те или иные функции организма.

Аутогенная тренировка может рассматриваться и как метод лечения, и как метод профилактики различного рода неврозов и функциональных наруше­ний в организме. Она может служить весьма действенным средством психо­гигиены и эффективным средством управления психикой пациентки на этапе реабилитации.

. Классическая методика аутогенной тренировки делится на две ступени:
1-я, или начальная (АТ-1) и 2-я, или высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом упражнений тренирующимся в доступной
форме объясняют физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от
выполнения того или иного упражнения. Полезно с самого начала ознакомить
занимающихся с планом тренировок.

Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Первые три месяца дли­тельность каждого сеанса не превышает 1 -3 минут, затем время их несколько увеличивается (АТ-2), но не превышает 30 минут.

Тренировкой можно заниматься в любое время дня. Первые сеансы жела­тельно проводить в теплом, тихом помещении, при неярком свете. В дальней­шем занимающиеся в состоянии не обращать внимания на посторонний шум и при достаточном овладении техникой тренировки могут проводить сеансы даже в перерывах между занятиями.

На первом этапе обучения необходимо овладеть шестью упражнениями. На тренировку каждого требуется примерно 10-15 дней. После этого наступает второй этап обучения (АТ-2), который длится не менее 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9-12 месяцев.

Во время занятий важно придать телу удобное положение, исключающее какое-либо мышечное напряжение.

1-е упражнение — вызывание ощущение тяжести. Мысленно повто­ряют: "Я совершенно спокоен" (1 раз); "Моя правая (левая) рука тяжелая" (6 раз); "Я спокойна" (1 раз). После 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вы­зывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: "Я спокойна".

2-е упражнение — вызывание ощущение тепла. Мысленно повторя­ют: "Я спокойна" (1 раз); "Мое тело тяжелое" (1 раз); "Моя правая (левая) рука теплая" (6 раз). В последующем внушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: "Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое".

В дальнейшем 1- и 2-е упражнения объединяются одной формулой: "Руки и ноги тяжелые и теплые". Упражнения считаются освоенными, если ощуще­ние тяжести и тепла в теле вызываются легко и отчетливо.

3-е упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Упраж­нение начинается с формулы: "Я спокойна". Затем последовательно вызыва-

Применение АЗД для предоперационной подготовки (особенно при наличии хронических колитов) - student2.ru 288 Эндокринная гинекология

ется ощущение тяжести и тепла в теле. Пациентка кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5-6 раз: "Мое сердце бьется спо­койно, мощно и ритмично". Предварительно пациентке рекомендуется на­учиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

4-е упражнение — регуляция дыхания. Используется примерно сле­дующая формула самовнушения: "Я спокойна... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично... Я дышу спокойно, глубоко и равномерно". Последняя фраза повторяется 5-6 раз. В последующем форму­ла сокращается: "Я дышу спокойно".

5-е упражнение — влияние на органы брюшной полости. Пациентке предварительно разъясняется локализация и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1-4, а затем мысленно 5-6 раз по­вторяют формулу: "Солнечное сплетение теплое... оно излучает тепло". =;

6-е упражнение — вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем мыс­ленно 5-6 раз повторяют формулу: "Мой лоб прохладен". По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: "Спокоен... Тяжесть... Тепло... Сердце и дыхание спокойны... Солнечное сплетение теп­лое... Лоб прохладный".

После выполнения упражнения пациенткам рекомендуется спокойно от­дыхать в течение 1-2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: "Согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза".

Приведенные шесть упражнений низшей ступени являются подготови­тельными и позволяют, в основном, воздействовать на вегетативную нервную систему.

Техника АТ-2. К высшей ступени аутогенной тренировки относятся упраж­нения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффектив­ных переживаний.

В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

1-е упражнение — медитация на цвете. После исполнения шести уп­ражнений низшей ступени пациентка, не меняя позы, мысленно концентриру­ет свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные верши­ны... зеленый луг... синий цветок. Во время упражнений женщина должна стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

Упражнение повторяется до тех пор, пока пациентка не научится визуали­зировать цветные образы.

Глава 15. Задачи и методы психофизиологической реабилитации... 289

2-е упражнение — медитация на образе определенного цвета. Цель уп­ражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет — ощущения. Например, фиолетовый — чувство покоя, черный — печаль, тревога и т.д.

3-е упражнение — медитация на образе. Цель упражнения — научить­ся произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целе­направленная визуализация самого себя.

4-е упражнение — медитация на абстрактной идее. Сущность упраж­нения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т.п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны.

5-е упражнение — медитация на эмоциональном состоянии. В про­цессе упражнения осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. В качестве примера можно ис­пользовать медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощу­щения, которые возникают при их созерцании.

6-е упражнение — медитация на человеке. Сначала воображение кон­центрируется на незнакомом, а потом — на знакомом человеке. Основная за­дача упражнения состоит в том, чтобы научиться "освобождаться" от субъек­тивных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы "нейтральными".

7-е упражнение — "ответ бессознательного". Овладев способностью
к визуализации образов, пациентка сама себе задает вопросы, а ответы на них
получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпре­
тируются. Наиболее часто задаются вопросы: "Что я хочу от жизни?", "Какие
ошибки я допускаю в жизни?", "В чем мои главные проблемы?", "Как я долж­
на вести себя в конкретной ситуации?"

Метод рациональной перестройки системы отношений

Осуществляется в форме диалога между психотерапевтом и пациенткой,
в процессе которого врач выявляет и демонстрирует пациентке логические
ошибки в ее рассуждениях или разъясняет причины настоящего состояния.
При этом врач знакомит женщину с определенными аргументами из специ­
альной литературы.

Метод обращен к рассудку пациентки. Опираясь на логику как науку о за­конах мышления, врач убедительно демонстрирует женщине логические ошибки в ее рассуждениях, связанных с неправильной оценкой своего состояния.

Самой существенной чертой этого метода является воздействие на паци­ентку логическим убеждением, обучение правильному мышлению (исходя из того, что в основе психического расстройства лежит логическая ошибка,

290 Эндокринная гинекология

заблуждения человека). Метод включает в себя внушение, эмоциональное воздей­ствие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

При этом врач решает ряд задач, которые на первом этапе его работы с па­циенткой носят преимущественно диагностический характер (выявляется сущность конфликта между личностью и средой, осуществляется всесторон­нее изучение личности), а на втором — коррекционный (составление и осуще­ствление плана коррекции мышления, разрешения конфликта, закрепление полученных результатов).

Метод требует эрудиции клинициста не только в своей области, но и в та­ких науках, как логика, педагогика, литература, социология и др. Врач, ставя­щий перед собой задачу коррекции мышления пациента, должен быть всесто­ронне развитым человеком (что может рассматриваться как недостаток метода, препятствующий его широкому применению).

Метод рациональной перестройки системы отношений может проводиться индивидуально, но практикуется некоторыми и в групповом варианте. В этом случае большое влияние оказывает не столько сам психотерапевт, сколько умело направленный им групповой процесс.

Основным достоинством метода является то, что пациентка сама активно участвует в процессе оказания психологической помощи. Недостаток же в том, что эффект наступает относительно медленно. Особенно эффективным этот метод оказался в реабилитации женщин, оперированных по поводу рака молочной железы.

Логотерапия (разговорная психокоррекция)

Врач разговаривает с пациенткой, вербализируя (т.е. словесно описывая) для нее ее эмоциональное состояние. С помощью этого метода женщина сама справляется с трудной ситуацией. Внутренний мир пациентки преображается и она самостоятельно обнаруживает конструктивные изменения в самой себе, что приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способству­ет восстановлению психологического комфорта.

При реализации этого метода врач особое внимание уделяет созданию осо­бого эмоционального климата в общении с пациенткой. Для этого необходи­ма эмоциональная теплота, признание ценности личности пациентки и забота о ней как о самостоятельном человеке, готовность к сопереживанию, акцен­тирование внимания на личных переживаниях, мыслях, чувствах, действиях, желаниях в высказываниях врача.

Дыхательные упражнения

Брюшное дыхание — способствует сбросу нервно-психического напряже­ния, восстановлению психоэмоционального равновесия. В ходе обучения не­обходимо добиться, чтобы вдох и выдох осуществлялись за счет наполнения нижней трети легких движением брюшной стенки, при этом грудная клетка и плечи остаются без движения.

Глава 15. Задачи и методы психофизиологической реабилитации... 291

Цикл дыхания следует проводить по формуле "4-2-4", т.е. на 4 счета вдох, 2 счета пауза и на 4 счета выдох. При этом рекомендуется дышать медленно, через нос, сосредоточив внимание на процессе дыхания. Можно на начальном этапе подключать образы, представляя, как воздух наполняет легкие и выходит обратно.

После правильного усвоения данного типа дыхания пациенткам рекомен­дуется применять его при появлении первых признаков психической напря­женности, приступов раздражительности или испуга.

Две, три минуты такого дыхания, как правило, способствуют восстановлению психического баланса, либо значительно ослабляют негативные эмоции. Ключич­ное (верхнее) дыхание осуществляется верхней третью легких с поднятием плеч. Вдох—выдох производится через нос глубокими и быстрыми движениями. При­меняется при возникновении признаков усталости, апатии или сонливости в целях активизации психических процессов, восстановления ощущения бодрости.

Управление мышечным тонусом

Доказано, что каждая негативная эмоция имеет свое представительство в мышцах тела. Постоянное переживание отрицательных эмоций приводит к перенапряжению мышц и возникновению так называемых мышечных зажи­мов. Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, то как психическая напряженность вызывает повышение мышечного тонуса, так и мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психической возбужденности. Снижать мышечный тонус можно посредством самомасса­жа, самовнушения, с помощью специальных растяжек.

Наиболее простой и эффективный способ — самомассаж.Обучение ему можно проводить в парах, когда один обучаемый выполняет приемы, а второй контролирует правильность их выполнения и оказывает помощь.

Сначала женщине предлагается перейти на уже освоенное брюшное дыха­ние и добиться спокойного состояния, при этом как можно больше постарать­ся расслабить мышцы. Врач контролирует, какие группы мышц лица, шеи, плеч, рук остались напряженными и указывает на них. В дальнейшем этим местам пациентка должна уделять постоянное внимание, т.к. это ее индивиду­альные мышечные зажимы. Затем она приступает к самомассажу мышц лица — подушечками пальцев производит спиралеобразные, похлопывающие движения от центра к периферии, последовательно проходя мышцы лба, щек, скул, затылка, шеи, плеч, предплечий, кистей рук и т.д.

После самомассажа пациентка несколько минут пребывает в расслаблен­
ном состоянии, стараясь запомнить свои ощущения, а затем переходит на
ключичное дыхание и, проговаривая про себя формулы самовнушения
"Я бодрая, хорошо отдохнула, готова к дальнейшей работе", возвращается
в бодрствующее состояние. При массаже шейно-плечевой зоны можно при­
бегнуть к помощи врача. Умение расслаблять мышцы является подготови­
тельным упражнением для обучения вхождению в измененные состояния со­
знания и использования самовнушения.

292 Эндокринная гинекология

Идеомоторнаятренировка

Поскольку любое мысленное движение сопровождается микродвижениями мышц, то имеется возможность совершенствования навыков действий без их реального выполнения. По своей сути идеомоторная тренировка — это мыслен­ное проигрывание предстоящей деятельности. При всей своей выигрышное™ (экономия сил, материальных затрат, времени) этот метод требует от занимаю­щегося серьезного отношения, способности к сосредоточению, мобилизации воображения, умения не отвлекаться на протяжении всей тренировки.

Психотерапевту, проводящему данную тренировку, необходимо до ее на­
чала четко представлять разыгрываемую ситуацию или действие. Можно да­
же заранее составить текст описания ситуации, обратив особое внимание на
создание эмоционального фона.

В начале тренировки можно порекомендовать обучаемым расслабить мыш­цы, использовать нижнее дыхание и погрузиться в спокойное, слегка дремот­ное состояние. После этого психотерапевт приступает к описанию ситуации.

При проведении идеомоторной тренировки рекомендуется соблюдать сле­дующие принципы:

• обучаемые должны создать предельно точный образ отрабатываемых
движений;

• мысленный образ движения должен быть обязательно связан с его мышеч-
но-суставным чувством, только тогда это будет идеомоторное представление;

• представляя мысленно движения, нужно сопровождать их словесным описанием вслед за руководителем занятия, произносимым шепотом или мысленно;

• приступая к тренировке нового движения, нужно мысленно его видеть в замедленном темпе, который можно ускорять в процессе дальнейших тре­нировок;

• если во время тренировки тело само начинает производить какие-то дви­жения, этому не следует препятствовать;

• непосредственно перед выполнением реального действия не следует ду­мать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представление о том, как нужно выполнять действие.

Идеомоторная тренировка будет способствовать снижению воздействия фактора новизны, что приводит к более быстрому овладению новыми навы­ками, формированию образа предстоящих действий и повышению уровня психологической готовности к ним.

Перечисленные методы психотерапевтического воздействия не отражают всего многообразия форм психокоррекции, однако представляют собой про­стые и эффективные методы психофизиологической реабилитации. Примене­ние их на амбулаторном и санаторно-курортном этапах реабилитации позво­ляет решать одну из главных задач реабилитационного лечения — восстановление психоэмоционального равновесия пациенток, восстановление личностной и социальной активности.

Глава 15. Задачи и методы психофизиологической реабилитации... 293

Музыкотерапия

Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприя­тие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильный компоненты.

Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Выявлено также влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частнос­ти на уровень гормонов в крови, обеспечивающих, в свою очередь, формиро­вание эмоциональных реакций. По современным представлениям, формиро­вание целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохими­ческих механизмов, функционирующих на уровне подкорки, которые вслед­ствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие об­разования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности (Hassler M., 1991).

Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают оп­
ределённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на
психоэмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда
приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опо­
средованно оказывают влияние на интенсивность обменных процессов, дыха­
тельную и сердечно-сосудистую системы, тонус ЦНС, кровообращение
(Yokoyama К., 2002). . ,:';

Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действу­ет избирательно — в зависимости не только от её характера, но и от инстру­мента, на котором исполняется (Aleman A., 2000).

По-разному влияет мажорная и минорная музыка. Первая при нормальном восприятии обычно всегда вызывает светлое и радостное настроение, в то же время вторая, как правило, навевает грусть и печаль. Правда, иногда минор­ная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние (например, ария Риголетто из оперы Верди).

Клиническими исследованиями доказана возможность использования му-зыкотерапии при лечении больных с различными заболеваниями. Так, в уни­верситетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослу­шивания произведений Бетховена и Моцарта, это в большинстве случаев при­водило к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравне­нию с контрольной группой рубцеванию язв (Pristly M., 1975).

Во Франции в Национальном институте переливания крови во время опера­ций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим

294 Эндокринная гинекология

действием на организм, индивидуальными особенностями человека и харак­тером заболевания (Nordoff P., 1983).

Применяя иглорефлексотерапию в комплексе с музыкотерапией в лечении функциональных нарушений толстой кишки, В.П. Лапшин и соавт. (1992) по­казали высокую клиническую эффективность такого терапевтического соче­тания, позволившего получить положительную динамику в моторике толстой кишки с одновременной оптимизацией общего состояния, уменьшением эмо­циональной лабильности, улучшением вегето-сосудистых реакций.

В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на течение забо­леваний сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику. В результате проведенных исследований показано положительное воздействие музыки на больных с сердечными заболеваниями (Von Carvalno Garten, 1986).

В акушерстве применение музыки у беременных во втором-третьем три­местре снижает психоэмоциональное напряжение, уменьшает частоту разви­тия гипертензии, благотворно действует на плод (Резников В.А., 1995).

Применение музыкотерапии в гиекологической эндокринологии позволяет не только влиять на психоэмоциональтный фон женщин, но и достигать поло­жительных изменений вегетативного баланса, что подтверждено нашими ис­следованиями. При этом формы занятий могут быть как групповые, так и ин­дивидуальные.

С точки зрения влияния на нейроэндокринную регуляцию репродуктивной системы, наиболее предпочтительной является предложенная программа для занятий по музыкотерапии (Шуарджан С, 1998):

1. Бах. Соната соль минор, ч. 1; Шопен. Соната № 3; Рахманинов. 1-й кон­церт, ч. 1.

2. Шопен. Ноктюрн ми-бемоль мажор, соч. 9, № 2; Шуберт. 7-я симфония до мажор, ч. 2; Чайковский. Времена года, февраль.

3. Лист. Ноктюрн № 3; Моцарт. 25-я симфония, ч. 2; Шопен. Вальс № 2.

Психофонотерапия

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнес­ти и лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не суще­ствует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию, в аэрофитотерапию, в другие техни­ки и практики, где есть расслабление и медитация.

О лечебных свойствах естественных звуков природы много говорить не имеет смысла. Всем известно, сколь они полезны, особенно для человека городского, "задавленного" урбанизацией. Выезжая на природу, он получает огромный заряд энергии, ощущает в себе подъем духовных и физических сил, творческого потен­циала. Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей и повседневной суеты. Одно дело, ежедневно слышать грохо-

Глава 15. Задачи и методы психофизиологической реабилитации... 295

тание машин на производстве, визг тормозов и гудки машин на улице, нестройный гул человеческих голосов в магазине, и совсем другое — умиротворяющие звуки живой природы, неотъемлемой частью которой является сам человек.

Результаты наших исследований показали, что различные звуки (шумы) природы вызывают различные вегетативные реакции. Так, шум моря (прибой) обладает выраженным ваготоническим действием, звуки леса, шум водопада — умеренным симпатомиметическим действием. Гроза, дождь вызывают смешанные реакции — повышение тонуса, симпатической и пара­симпатической нервной системы.

Назначая психофонотерапию, врач должен учитывать состояние вегетативно­го баланса и такие показатели психоэмоционального состояния, как уровень тре­вожности и беспокойства, степень астенизации, уровень ипохондрии. Особенно эффективно применение психофонотерапии в сочетании с аутогенной трениров­кой. Также психофонотерапия может сочетаться с электросном. При этом имеет смысл составлять звуковые программы соответственно фазам активности мозга во время процедуры. В первую фазу — торможение — звуки моря (седативные), во вторую — водопад, лес (тонизирующие). Использовать психофонотерапию пациентка может и дома, прослушивая шумы через индивидуальные наушники перед сном. Как показывает опыт, применение шумов седативного характера поз­воляет в некоторых случаях полностью отказаться от снотворных препаратов.

Библиотерапия

Это лечебное воздействие на психику женщины при помощи чтения книг. В ходе чтения рекомендуется вести дневник, анализ которого помогает объ­ективно оценить изменение состояния женщины. Этот метод преимуществен­но применяется в индивидуальной форме.

При этом список рекомендованной литературы врач подбирает сам в соот­
ветствии с патологическим состоянием, психологическим статусом и интел­
лектуальным уровнем пациентки. Недостатком этого метода является то, что
он требует высокого общекультурного уровня врача, что в последнее время
становится редкостью.

Арттерапия

Это терапия искусством. Целесообразно использовать прикладные виды искусства. Занятия при этом проводятся по двум направлениям: задания на определенную тему при работе с заданным материалом и задания на произ­вольную тему с произвольным материалом (пациентки сами выбирают тему, материал, инструменты). Особенно эффективным является использование этого метода в санаториях, особенно в провинциальных курортных городках, где культурная жизнь, к сожалению, еле-еле теплится, и пациентки с удоволь­ствием идут заниматься всяческим рукоделием.

Окончание занятий необходимо сопровождать обсуждением темы, манеры исполнения и пр. Особое внимание уделяется проявлениям негативизма.

296 Эндокринная гинекология

Используются и другие варианты этого метода:

• использование для психокоррекции уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию пациентками;

Наши рекомендации