Сравнительная гематологическая характеристика основных видов анемий

Вид анемии по патогенезу Содержание эритроцитов Содержание гемоглобина Цветной показатель Содержание ретикулоцитов Тип эритропоэза Величина эритроцитов  
Острая постгеморрагическая            
       
       
Гемолитическая (приобретенная с внутрисосудистым гемолизом)            
       
       
Дисэритро-поэтическая железодефицитная              
В12-дефицитная              
гипопластическая            
                     

Примечание:

"1" - изменение показателей при исследовании крови на высоте действия этиологического фактора,

"2" - изменение показателей при исследовании крови через сутки после прекращения действия этиологического фактора,

"3" - изменение показателей при исследовании крови через 4-5 суток после прекращения действия этиологического фактора.

При заполнении таблицы следует использовать следующие условные обозначения:

"N" - нормальное значение показателя,

"­" - увеличение показателя выше нормы,

"¯" - уменьшение показателя ниже нормы.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Самостоятельное исследование студентами периферической крови животного с экспериментальной анемией и изучение мазков периферической крови при анемии.

3. Самостоятельное написание заключения о характере изменений красной крови по готовому анализу.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

ООД

при исследовании периферической крови животного

с экспериментальной анемией

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Определение количества эритроцитов в периферической крови здорового кролика на ФЭКе.   2. Определение количества эритроцитов в периферической крови кролика с экспериментальной анемией.   3. Определение количества гемоглобина в периферической крови здорового кролика и кролика с экспериментальной анемией.   4. Вычисление цветового показателя.   5. Микроскопирование мазка периферической крови, окрашенного по Романовскому-Гимза.     6. Микроскопирование мазка периферической крови, окрашенного краской бриллиант-крезил-блау.   7. Анализ полученных результатов.     8. Оформление протокола и написание заключений по результатам исследования крови.   1.1. Включить прибор в электросеть, установить синий фильтр, закрыть шторку, переключить ручку чувствительности в положение "О", установить измерительный барабан на начало красной шкалы левого барабана. 1.2. Через 10 мин после включения ФЭКа в сеть заполнить две кюветы толщиной 1 мм кровью кролика, разведенной в 200 раз 3% раствором хлорида натрия. Поместить кюветы в кюветодержатели прибора. 1.3. Открыть шторку, установить переключатель чувствительности в положение "1", вращением ручек коррекции установить стрелку прибора на "0". Установить переключатель чувствительности в положение "3", вращением ручек коррекции установить стрелку прибора на "0”. Установить переключатель чувствительности в положение "0", закрыть шторку. 1.4. Заменить кювету с разведением крови на кювету с дистиллированной водой. Открыть шторку и, вращая ручку измерительного барабана, установить стрелку гальванометра на "0" в положении переключателя чувствительности сначала "1", затем "2", закрыть шторку. 1.5. Определить показатель светопоглощения по красной шкале левого барабана. По таблице перевести показания ФЭКа в число эритроцитов. 2.1. Выполнить аналогично определение числа эритроцитов в крови здорового кролика.   2.2. Результаты исследований записать. 3. Выполнить исследования согласно методике, описанной в "Руководстве к практическим занятиям по патофизиологии" / Под ред. С.М. Павленко. – М., 1974. - С. 116. 4. Вычислить цветовой показатель у контрольного кролика и кролика с экспериментальной анемией по упрощенной методике (см. "Руководство к практическим занятиям по патофизиологии" / Под ред. С.М. Павленко. – М., 1974. - С. 117). 5. Подготовить микроскоп к работе. Под большим увеличением (ок. 7-х, об. 90-х) рассмотреть клетки красной крови в нескольких полях зрения. Обратить внимание на размеры, форму, характер окраски, наличие молодых клеток эритроидного ряда. Выделить дегенеративные и регенеративные формы эритроцитов.   6. При изучении мазка в иммерсионной системе найти эритроциты с базофильной ретикулярной субстанцией, сопоставить их со зрелыми формами и зарисовать. В одном поле зрения определить соотношение зрелых эритроцитов и ретикулоцитов и выразить количество ретикулоцитов в % к зрелым эритроцитам. 7.1. Сравнить количественные показатели периферической крови подопытного кролика с контрольным. Выделить все виды качественных изменений эритроцитов, оценить степень их выраженности и установить взаимосвязь с количественными изменениями. 7.2. На основании количественных и качественных изменений периферической крови кролика с экспериментальной анемией классифицировать ее по цветовому показателю, типу эритропоэза, регенераторной способности костного мозга. 7.3. Сопоставив количественные и качественные изменения периферической крови подопытного кролика с показателями таблицы "Сравнительная гематологическая характеристика основных видов анемий", сделать заключение о патогенетических механизмах анемии у кролика. 8. Данные количественных изменений крови контрольного и подопытного кроликов представить в виде таблицы. Качественные изменения зарисовать. Написать заключение, в котором дать аргументированное обоснование вероятным патогенетическим механизмам происхождения анемии.

ООД

при написании заключения по анализу крови

Наши рекомендации