Общая патофизиология нервной системы
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Нервная система выполняет интегративную функцию в организме и обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Будучи образована наиболее дифференцированной тканью, она отличается большой функциональной лабильностью и в связи с этим подвергается патогенным воздействиям самых различных факторов окружающей среды. Патологические изменения в нервной системе проявляются нарушением взаимодействия с окружающей средой и расстройством функции различных органов. Выражением патологии нервной системы являются двигательные и сенсорные расстройства. Знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения нервной системы и умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу любой специальности.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- причины возникновения и механизмы развития нарушений функций нервной системы;
- механизмы развития основных форм двигательных и сенсорных расстройств при патологии нервной системы;
- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;
- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;
- принципы медикаментозной коррекции боли.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения материала темы "Патофизиология нервной системы" необходимо знать:
- анатомо-гистологическое строение нервной системы;
- общую физиологию центральной нервной системы;
- механизмы регуляции движений;
- основные виды простой и сложной чувствительности.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Причины, вызывающие нарушение функций нервной системы:
а) чрезвычайные воздействия на экстеро- и интерорецепторы (шум, вибрация и т.д.);
б) факторы, действующие непосредственно на нервную ткань (нейротропные инфекции, интоксикации, травмы);
в) факторы, нарушающие репаративно-синтетические процессы нервной системы (нарушение кровоснабжения, аноксическое и ишемическое повреждение мозга, нарушения питания и авитаминозы, эндокринные расстройства, наследственные нарушения обмена веществ).
2. Учение о генераторном (детерминантном) механизме развития патологии ЦНС. Понятие о генераторе патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), механизмы возникновения, функциональная структура и стадии развития ГПУВ. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ.
3. Регуляторные пептиды, механизм действия и их значение в патологии нервной системы.
4. Механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления:
а) патологическая доминанта;
б) патологические рефлексы;
в) следовые реакции и "больной пункт";
г) патологический парабиоз;
5. Двигательные расстройства и их патогенез:
а) параличи и парезы периферические, центральные;
б) гиперкинезы: спинномозговые (фибрилляции), пирамидные (судороги), экстрапирамидные (атетоз, хорея, тремор);
в) атаксии: спинномозговая, мозжечковая, лабиринтная, церебральная.
6. Сенсорные расстройства и их патогенез:
а) расстройства простой чувствительности;
б) расстройства сложной чувствительности.
7. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли. Особые виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 315-343, 351-359.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 414-445.
4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1985. - С. 516-536.
б) дополнительная:
1. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. –
71 с.
2. Филин В.И., Толстой А.Д. Энциклопедия боли. - М., 1996. - 424 с.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Причины, вызывающие поражение нервной системы.
2. Понятие и общая характеристика генератора патологически усиленного возбуждения (ГПУВ).
3. Механизмы возникновения и функциональная структура ГПУВ.
4. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ.
5. Механизм действия регуляторных пептидов и их значение в патологии нервной системы.
6. Определение понятия "патологическая реактивность", свойства патологической реактивности.
7. Проявления патологической реактивности нервной системы.
8. Сущность и механизмы развития патологической доминанты.
9. Особенности патологического парабиоза и механизмы его развития.
10. Сущность и механизмы развития "больного пункта".
11. Виды патологических рефлексов и механизмы их развития.
12. Признаки центральных параличей и механизмы их развития.
13. Признаки периферических параличей и механизмы их развития.
14. Причины и механизмы развития различных видов атаксий.
15. Причины и механизмы развития гиперкинезов.
16. Виды и механизмы расстройств простой чувствительности.
17. Виды и механизмы расстройств сложной чувствительности.
18. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли.
19. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли.
20. Причины и механизмы развития соматической боли.
21. Причины и механизмы развития висцеральной боли.
22. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов.
23. Особые виды боли и механизмы их формирования.
24. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы.
25. Медиаторы антиноцицептивной системы.
26. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы.
27. Патофизиологические основы коррекции боли.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Составить в виде схемы сравнительную характеристику центральных и периферических параличей.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.
1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.
2. Самостоятельное выполнение работы по изучению двигательных расстройств у животного.
3. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).
4. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.
ООД
к выполнению работы
"Развитие атаксии при нарушениях афферентной импульсации"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Оценка исходного состояния животного. | 1. Дать возможность кролику свободно двигаться в комнате, при этом обратить внимание на синхронность и симметричность движений его задних конечностей, идентичность их тонуса. |
2. Фармакологическая деаффе-рентация одной из задних конечностей животного. | 2. Набрать в стерильный шприц 20 мл 0,5% раствора новокаина. Зафиксировать кролика руками на столе спиной кверху, оттянуть одну из задних лап. На заднебоковой поверхности бедра удалить шерсть и кожу, протереть спиртом. Сделать прокол кожи в верхней или средней трети бедра и, медленно продвигая иглу вперед, вводить под давлением новокаин для инфильтрации (анестезии) мягких тканей. В ткани у задней поверхности бедренной кости ввести не менее 10 мл новокаина. Общее количество введенного в конечность кролика новокаина должно быть в пределах 20-50 мл. |
3. Оценка результатов опыта. | 3. Через 20-30 мин после введения новокаина сравнить движения и тонус задних конечностей кролика. |
4. Анализ полученных результатов. | 4. Объяснить полученные результаты, исходя из действия новокаина на ткани организма, эфферентную и афферентную проводимость по нервам. |
5. Оформление протокола. | 5. Подробно описать результаты опыта, написать их объяснение и вывод. |