Физиология кровообращения
Работа 29. ТЕХНИКА ГРАФИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА ЛЯГУШКИ. | Дата _____ |
Дата_______ |
Цель работы: овладеть техникой графической регистрации деятельности сердца на кимографе.
Методика. Чтобы проанализировать динамику сокращений сердца лягушки, необходимо зарегистрировать его деятельность. Регистрация сокращений сердца лягушки осуществляется с помощьюпадающего (упсальского) пишущего рычажка на специальном приборе — кимографе. Упсальский (падающий) рычажок (см. рис.) состоит из кольца (1), укрепленного с помощью двух подшипников конической формы в рычажной вилке (2). С кольцом жестко соединено короткое плечо рычага (3). Длинное плечо рычага (4) соединено с осью (5), укрепленной в кольце на подшипниках. Ось имеет наклон по отношению к барабану кимографа, благодаря чему длинное плечо рычага постоянно «падает» в сторону барабана, прижимаясь к его поверхности. Пишущий рычажок укрепляется зажимом на штативе. Штатив с рычажком располагают справа, а кимограф — слева от экспериментатора. Обездвиженную лягушку прикалывают за конечности на препаровальной дощечке брюшком вверх. Приподняв пинцетом кожу у края грудины, делают ножницами поперечный надрез. Вводя в разрез браншу ножниц, продолжают его к периферическим концам правой и левой ключиц. Полученный треугольный кожный лоскут отрезают у основания. Приподняв пинцетом грудину, у ее края ножницами пересекают брюшные мышцы и вырезают костно-мышечный лоскут по линиям кожного разреза. Дойдя до ключиц, пересекают их и затем отрезают грудину вместе с мышцами по основанию образовавшегося треугольника. Пользуясь малыми ножницами, освобождают сердце от перикарда. С помощью финдера подводят лигатуру под уздечку и перевязывают ее. Ниже места перевязки уздечку пересекают. Затем, приподняв сердце за лигатуру, рассматривают его отделы. После чего в момент диастолы верхушку сердца захватывают серфином (маленький зажим из тонкой упругой проволоки). Конец нитки, привязанной к серфину, заклинивают деревянным колышком в отверстии короткого плеча рычага. При этом длинное плечо рычага необходимо удерживать на 5 - 7° ниже горизонтальной линии, а нитку перед заклиниванием натянуть, чтобы сердце заняло вертикальное положение. Затем писчик устанавливают так, чтобы кончик пишущего пера касался поверхности барабана, а сам писчик с радиусом барабана составлял бы прямой угол. Включают кимограф и при медленном вращении барабана осуществляют контрольную запись 2—3-х сокращений сердца. Если амплитуда записи слишком мала или велика, то ее регулируют приближением или удалением места прикрепления нити относительно оси вращения писчика. Отрегулировав амплитуду, записывают сокращения сердца при малой и большой скорости вращения барабана. Закончив регистрацию, бумагу снимают с барабана кимографа. Затем аккуратно вырезают кардиограмму и вклеивают ее в тетрадь.
1 5
Падающий рычажок: 1—кольцо, 2—рычажная вилка, 3—короткое плечо рычага, 4—длинное плечо рычага, 5—ось длинного плеча рычага.
Полученные результаты:
Кардиограмма лягушки
а - при малой скорости вращения барабана, б - при большой скорости вращения барабана
ВЫВОД:______________________
__________________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Преимущества метода графической регистрации деятельности сердца перед визуальным наблюдением.
2. Аппаратура, необходимая для графической регистрации деятельности сердца.
3. Основные приемы правильной установки писчика при записи (регулировка амплитуды и наклона записи).
Работа 30. РЕГИСТРАЦИЯ И АНАЛИЗ ЦИКЛА СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЯГУШКИ. | Дата_______ |
Цель работы: изучить фазы и периоды сердечного цикла.
Методика.Обездвиживают лягушку, обнажают сердце и приступают к графической регистрации цикла сердечной деятельности (см. методику работы 29). Запись производят при быстром вращении барабана кимографа. Под кардиограммой наносят с помощью электромагнитного отметчика шкалу времени. Затем на кардиограмме буквами обозначают точки, соответствующие началу фаз цикла. Из этих точек перпендикулярно шкале времени опускают штриховые линии, с помощью которых определяют продолжительность цикла и его отдельных фаз. Рассчитывают частоту ритма сердца. Затем аккуратно вырезают кардиограмму и вклеивают ее в тетрадь. Полученные данные вносят в тетрадь и делают вывод.
Полученные результаты:
Кардиограмма лягушки
а – систола предсердий, б – систола желудочков, в - диастола
ВЫВОД:______________________
____________________________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Значение кровообращения для жизнедеятельности организма.
2. История развития учения о кровообращении.
3. Что называется циклом сердечной деятельности?
4. Периоды и фазы цикла сердечной деятельности, их продолжительность и значение.
5. Давление крови в полостях сердца и состояние клапанного аппарата в различные фазы сердечного цикла.
6. Методы регистрации и измерения давления в полостях сердца.
7. Фазовый анализ цикла сердечной деятельности.
Работа 31. ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОТЫ АТРИОВЕНТРИКУЛЯРНЫХ КЛАПАНОВ ПО А. И. СМИРНОВУ* | Дата_______ |
Цель работы: изучить условия, определяющие динамику клапанов сердца.
Методика. Через разрез в верхушке сердца в полость левого желудочка вставляют стеклянную трубку, соединенную с водопроводным краном. Трубку фиксируют в миокарде кисетным швом. Другую более широкую изогнутую трубку вставляют в желудочек через аорту таким образом, чтобы наружный конец ее был ниже верхушки сердца, а внутренний ниже уровня атриовентрикулярного клапана. Удаляют левое предсердие, чтобы наблюдать движения двустворчатого клапана. Если теперь открыть водопроводный кран, то поступающая в желудочек вода закроет митральный клапан и устремится в аорту. Как только уровень воды и наружной части аортальной трубки опустится ниже уровня атриовентрикулярного клапана, образуется сифон. При этом из-за разного диаметра трубок, скорость оттока жидкости превышает объемную скорость притока ее в желудочек, и вода из него выливается. Давление в желудочке резко падает и становится ниже атмосферного, клапан открывается, и воздух устремляется в желудочек и аортальную трубку. При последующем наполнении желудочка водой этот процесс повторяется вновь. Зарисовывают схему опыта А. И. Смирнова. Записывают результаты опыта, анализируют их и делают вывод.