Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса
ВЫВОД:__________________________
______
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Коленный рефлекс, его характеристики и способы исследования.
2. Особенности рефлекторной дуги коленного рефлекса.
3. Время коленного рефлекса человека; процессы, определяющие его продолжительность.
4. Сравнительная характеристика времени рефлекса в моно- и полисинаптических рефлекторных дугах.
5. Методы определения времени коленного рефлекса.
Работа 24. РЕЦИПРОКНАЯ ИННЕРВАЦИЯ МЫШЦ-АНТАГОНИСТОВ. | Дата________ |
Цель работы: ознакомиться с механизмами координации в деятельности центральной нервной системы.
Методика. Заранее охлажденную до 2-30 лягушку декапитируют и подвешивают за нижнюю челюсть на крючок штатива. Затем пинцетом раздражают кончики пальцев задней левой лапки. Наблюдают за медленно развивающимся рефлексом сгибания, на высоте реакции наносят раздражение на пальцы правой конечности и наблюдают за реакцией левой и правой конечностей. Опыт повторяют несколько раз, отмечая закономерность реакции. Описывают наблюдаемые реакции, анализируют и делают выводы. Зарисовывают схему межцентральных взаимоотношений центров-антагонистов в спинном мозге (рис. 3.3 из учебника «Физиология человека» под ред. В. М. Покровского и Г. Ф. Коротько, изд. 2011 г.)
Полученные результаты:
Реципрокная иннервация мышц-антагонистов
__
ВЫВОД:__________________________
______
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Физиологические механизмы координационной деятельности нервных центров (общий конечный путь, доминанта, переключение путей, реципрокная иннервация мышц-антагонистов).
2. Значение реципрокной иннервации в координации деятельности мышц-антагонистов. Механизм формирования, роль постсинаптического торможения.
3. Доминанта, условия возникновения, физиологические свойства и значение. Роль в координации деятельности ЦНС.
4. Понятие об общем конечном пути, морфофункциональная основа механизма. Роль в координационной деятельности ЦНС.
Работа 25. ТОРМОЖЕНИЕ СПИННОМОЗГОВЫХ РЕФЛЕКСОВ В ОПЫТЕ СЕЧЕНОВА. | Дата_________ |
Цель работы: убедиться в существовании тормозящих влияний стволовой части мозга на спинномозговые рефлексы.
Методика. Завернуть туловище лягушки вместе с передними лапками в марлевую салфетку. Глазными ножницами делают поперечный разрез кожи позади носовых отверстий, а затем два продольных разреза кожи головы по 1,5—2,0 см в сторону туловища. Образовавшийся трапециевидный лоскут кожи отсекают у основания. Также позади носовых отверстий поперечным разрезом пересекают кости черепа. Вводят браншу ножниц через образовавшееся отверстие в полость черепа и, скользя по внутренней поверхности кости, рассекают продольно крышу черепа с обеих сторон. Образовавшийся костный лоскут отсекают. Ватным тампоном осторожно высушивают от крови поверхность мозга и рассматривают его отделы. Затем глазным скальпелем делают поперечный разрез головного мозга по зрительным чертогам (между большими полушариями и зрительными долями). Переднюю часть головного мозга кпереди от разреза удаляют скальпелем. Подвешивают лягушку за нижнюю челюсть на крючок штатива. В полость черепа вводят ватный тампончик для высушивания поверхности среза мозга. Через 10 минут тампон удаляют и приступают к определению времени рефлекса, раздражая кожу пальцев задней лапки 0,25% раствором серной кислоты. Затем на область разреза накладывают кристаллик поваренной соли и через 15 сек вновь определяют время рефлекса по Тюрку. Если торможение выражено недостаточно, определение времени, рефлекса повторяют через каждые 30 сек. в течение 1 минуты. После исчезновения рефлекса кристаллик поваренной соли снимают, а срез промежуточного мозга обмывают физиологическим раствором. Через 2, 5 и 10 минут опять проверяют время рефлекса по Тюрку. Полученные результаты заносят в таблицу, анализируют и делают вывод. Зарисовывают головной мозг лягушки, на рисунке линией обозначают место разреза в опыте И. М. Сеченова.
Полученные результаты:
Головной мозг лягушки и линия разреза его
В опыте И. М. Сеченова.
Период определения времени рефлекса | Время рефлекса в секундах |
До наложения кристаллика соли | |
После наложения кристаллика соли через 15 сек | |
После наложения кристаллика соли через 45 сек | |
После наложения кристаллика соли через 75 сек | |
После удаления кристаллика соли через 120 сек | |
После удаления кристаллика соли через 300 сек | |
После удаления кристаллика соли через 600 сек |
ВЫВОД:______________________________
____________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Общая характеристика процесса торможения.
2. Развитие учения о торможении (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Ф. Гольц, Дж. Экклс).
3. Виды торможения в ЦНС (постсинаптическое, пресинаптическое, торможение вслед за возбуждением, пессимальное) и их механизмы.
4. Функции постсинаптического торможения в ЦНС (возвратное, реципрокное, латеральное)
5. Функции пресинаптического торможения.
6. Функции торможения вслед за возбуждением и пессимального.
7. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Работа 26. ТОРМОЖЕНИЕ РЕФЛЕКСА СПИННОГО МОЗГА СИЛЬНЫМ АФФЕРЕНТНЫМ РАЗДРАЖЕНИЕМ (опыт Гольца). | Дата_________ |
Цель работы: пронаблюдать торможение рефлекса при нанесении более сильного раздражения на другое рецептивное поле.
Методика. Берут лягушку двумя пальцами за боковые поверхности спинки. После возникновения квакательного рефлекса сильно сдавливают пинцетом лапку. Отмечают реакцию, описывают ее в тетради. Анализируют и делают вывод.
Полученные результаты:
_________
ВЫВОД:___________________________
______
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Виды торможения в ЦНС.
2. Явление индукции в ЦНС.
Работа 27. ВЗАИМНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ СПИННОМОЗГОВЫХ РЕФЛЕКСОВ. | Дата_________ |
Цель работы: убедиться, что одновременное раздражение двух рецептивных полей вызывает в ЦНС процесс торможения.
Методика. Готовят спинальную лягушку, подвешивают ее на крючок штатива. Определяют время рефлекса по Тюрку 0.5% раствором серной кислоты. Затем погружают лапку в серную кислоту и одновременно сдавливают другую лапку пинцетом. Наблюдают реакцию. Описывают в тетради полученные результаты, анализируют и делают вывод.
Полученные результаты:
______
ВЫВОД:__________________________
______
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие явления возникают в спинном мозге при одновременном сильном раздражении рецептивных полей двух рефлексов?
Работа 28. ДЕЙСТВИЕ СТРИХНИНА НА РЕФЛЕКТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЯГУШКИ. | Дата_________ |
Цель работы: изучить влияние стрихнина на генерализацию процесса возбуждения в центральной нервной системе.
Методика. Берут лягушку и вводят в лимфатический мешок шприцем 0,5 мл раствора стрихнина в разведении 1 : 1000. Помещают ее под стеклянный колпак и наблюдают за изменением рефлекторной деятельности. Для этого через каждые 1—2 минуты проверяют у нее защитный сгибательный рефлекс. Описывают полученные результаты, анализируют и делают выводы.
Полученные результаты:
_________
ВЫВОД:___________________________ ________
Преподаватель:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Влияние стрихнина на иррадиацию и генерализацию процесса возбуждения в центральной нервной системе.
2. Механизм действия стрихнина на тормозные синапсы. Роль глициновых рецепторов постсинаптической мембраны.