Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса


ВЫВОД:__________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Коленный рефлекс, его характеристики и способы исследования.

2. Особенности рефлекторной дуги коленного рефлекса.

3. Время коленного рефлекса человека; процессы, определяющие его продолжительность.

4. Сравнительная характеристика времени рефлекса в моно- и полисинаптических рефлекторных дугах.

5. Методы определения времени коленного рефлекса.

Работа 24. РЕЦИПРОКНАЯ ИННЕРВАЦИЯ МЫШЦ-АНТАГОНИСТОВ.   Дата________

Цель работы: ознакомиться с механизмами координации в деятельности центральной нервной системы.

Методика. Заранее охлажденную до 2-30 лягушку декапитируют и подвешивают за нижнюю челюсть на крючок штатива. Затем пинцетом раздражают кончики пальцев задней левой лапки. Наблюдают за медленно развивающимся рефлексом сгибания, на высоте реакции наносят раздражение на пальцы правой конечности и наблюдают за реакцией левой и правой конечностей. Опыт повторяют несколько раз, отмечая закономерность реакции. Описывают наблюдаемые реакции, анализируют и делают выводы. Зарисовывают схему межцентральных взаимоотношений центров-антагонистов в спинном мозге (рис. 3.3 из учебника «Физиология человека» под ред. В. М. Покровского и Г. Ф. Коротько, изд. 2011 г.)

Полученные результаты:

Реципрокная иннервация мышц-антагонистов

__

ВЫВОД:__________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Физиологические механизмы координационной деятельности нервных центров (общий конечный путь, доминанта, переключение путей, реципрокная иннервация мышц-антагонистов).

2. Значение реципрокной иннервации в координации деятельности мышц-антагонистов. Механизм формирования, роль постсинаптического торможения.

3. Доминанта, условия возникновения, физиологические свойства и значение. Роль в координации деятельности ЦНС.

4. Понятие об общем конечном пути, морфофункциональная основа механизма. Роль в координационной деятельности ЦНС.



Работа 25. ТОРМОЖЕНИЕ СПИННОМОЗГОВЫХ РЕФЛЕКСОВ В ОПЫТЕ СЕЧЕНОВА.   Дата_________

Цель работы: убедиться в существовании тормозящих влияний стволовой части мозга на спинномозговые рефлексы.

Методика. Завернуть туловище лягушки вместе с передними лапками в марлевую сал­фетку. Глазными ножницами делают попереч­ный разрез кожи позади носовых отверстий, а затем два продольных разреза кожи голо­вы по 1,5—2,0 см в сторону туловища. Обра­зовавшийся трапециевидный лоскут кожи отсе­кают у основания. Также позади носовых от­верстий поперечным разрезом пересекают ко­сти черепа. Вводят браншу ножниц через об­разовавшееся отверстие в полость черепа и, скользя по внутренней поверхности кости, рас­секают продольно крышу черепа с обеих сто­рон. Образовавшийся костный лоскут отсека­ют. Ватным тампоном осторожно высушива­ют от крови поверхность мозга и рассматри­вают его отделы. Затем глазным скальпелем делают поперечный разрез головного мозга по зрительным чертогам (между большими по­лушариями и зрительными долями). Переднюю часть головного мозга кпереди от разреза удаляют скальпелем. Подвешивают лягушку за нижнюю че­люсть на крючок штатива. В полость черепа вводят ватный тампончик для высушивания поверхности среза мозга. Через 10 минут там­пон удаляют и приступают к определению времени рефлекса, раздражая кожу пальцев задней лапки 0,25% раствором серной кислоты. За­тем на область разреза накладывают кри­сталлик поваренной соли и через 15 сек вновь определяют время рефлекса по Тюрку. Если торможение выражено недостаточно, опреде­ление времени, рефлекса повторяют через каж­дые 30 сек. в течение 1 минуты. После исчезновения рефлекса кристаллик поваренной со­ли снимают, а срез промежуточного мозга обмывают физиологическим раствором. Через 2, 5 и 10 минут опять проверяют время реф­лекса по Тюрку. Полученные результаты заносят в таблицу, анализируют и делают вывод. Зарисовывают головной мозг лягушки, на рисунке линией обозначают место разреза в опыте И. М. Сеченова.



Полученные результаты:



Головной мозг лягушки и линия разреза его

В опыте И. М. Сеченова.

Период определения времени рефлекса Время рефлекса в секундах
До наложения кристаллика соли  
После наложения кристаллика соли через 15 сек  
После наложения кристаллика соли через 45 сек  
После наложения кристаллика соли через 75 сек  
После удаления кристаллика соли через 120 сек  
После удаления кристаллика соли через 300 сек  
После удаления кристаллика соли через 600 сек  

ВЫВОД:______________________________

____________

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Общая характеристика процесса торможения.

2. Развитие учения о торможении (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Ф. Гольц, Дж. Экклс).

3. Виды торможения в ЦНС (постсинаптическое, пресинаптическое, торможение вслед за возбуждением, пессимальное) и их механизмы.

4. Функции постсинаптического торможения в ЦНС (возвратное, реципрокное, латеральное)

5. Функции пресинаптического торможения.

6. Функции торможения вслед за возбуждением и пессимального.

7. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Работа 26. ТОРМОЖЕНИЕ РЕФЛЕКСА СПИННОГО МОЗГА СИЛЬНЫМ АФФЕРЕНТНЫМ РАЗДРАЖЕНИЕМ (опыт Гольца).   Дата_________

Цель работы: пронаблюдать торможение реф­лекса при нанесении более сильного раздра­жения на другое рецептивное поле.

Методика. Берут лягушку двумя пальцами за боковые поверхности спинки. После возникновения квакательного рефлекса сильно сдавливают пинцетом лапку. Отмечают реакцию, описывают ее в тетради. Анализируют и делают вывод.

Полученные результаты:

_________

ВЫВОД:___________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Виды торможения в ЦНС.

2. Явление индукции в ЦНС.

Работа 27. ВЗАИМНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ СПИННОМОЗГОВЫХ РЕФЛЕКСОВ.   Дата_________

Цель работы: убедиться, что одновременное раздражение двух рецептивных полей вызывает в ЦНС процесс торможения.

Методика. Готовят спинальную лягушку, подвешивают ее на крючок штатива. Определяют время рефлекса по Тюрку 0.5% раствором серной кислоты. Затем погружают лапку в серную кислоту и одновременно сдавливают другую лапку пинцетом. Наблюдают реакцию. Описывают в тетради полученные результаты, анализируют и делают вывод.

Полученные результаты:

______

ВЫВОД:__________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие явления возникают в спинном мозге при одновременном сильном раздражении ре­цептивных полей двух рефлексов?

Работа 28. ДЕЙСТВИЕ СТРИХНИНА НА РЕФЛЕКТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЯГУШКИ.   Дата_________

Цель работы: изучить влияние стрихнина на генерализацию процесса возбуждения в центральной нерв­ной системе.

Методика. Берут лягушку и вводят в лимфатический мешок шприцем 0,5 мл раствора стрихнина в разведении 1 : 1000. Помещают ее под стеклянный колпак и наблюдают за изменением рефлекторной деятельности. Для этого через каждые 1—2 минуты прове­ряют у нее защитный сгибательный рефлекс. Описывают полученные результаты, анализируют и делают выводы.

Полученные результаты:

_________

ВЫВОД:___________________________ ________

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Влияние стрихнина на иррадиацию и генерализацию процесса возбуждения в центральной нервной системе.

2. Механизм действия стрихнина на тормозные синапсы. Роль глициновых рецепторов постсинаптической мембраны.

Наши рекомендации