ТЕМА № 4 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО – СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ 1. СИНДРОМЫ ДЕ- И ГИПЕРГИДРАТАЦИИ
2.МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Изменение количества воды и электролитов в организме нарушает течение химических и физико-химических процессов.
Патология водно-электролитного обмена заключается в развитии де- и гипергидратации. Важную роль в этом играет изменение обмена натрия. В настоящее время известны основные закономерности обмена жидкости между сосудами и тканями, некоторые нейрогуморальные механизмы регуляции количества воды и электролитов в организме, нарушение которых приводит к возникновению патологических состояний.
3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
31.Общая цель
Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу механизмы изменений вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при синдромах де- и гипергидратации.
3.2. Конкретные цели
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1.Основные синдромы при нарушении водно-солевого обмена. 2.Механизмы изменения вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при нарушениях водно-солевого обмена. 3.Дегидратация. Основные проявления дефицита воды в жизненно важных секторах. 4.Гипергидратация. Основные проявления избытка воды в жизненно важных секторах. 5.Повышенная интенсивность водного обмена в детском организме. | 1.Определить причины де- и гипергидратации. 2.Объяснить механизмы развития де- и гипергидратации. 3.Дать рекомендации по устранению конкретного нарушения водно-электролитного обмена. |
4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ | ГДЕ ПРОХОДИЛИ |
1.Вода, её значение и количество в организме. 2.Распределение воды по жизненно важным секторам: сосуд, межклеточное пространство, клетка. 3. Регуляция водно-солевого обмена: 3.1.АДГ (вазопрессин). Механизмы действия. 3.2.Альдостерон. Механизмы действия 3.3. Система ЮГА – ренин – альдостерон. 3.4. Натрий –уретический гормон. Механизм действия. 4. Понятие об осмотическом, гидростатическом и онкотическом давлениях крови. | Кафедра биологи- ческой химии Кафедра физиологии |
5.ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии водно - солевого обмена. Занятия 1. Синдромы де - и гипергидратации повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы. При отсутствии непонятных вопросов по теме проверить качество усвоения материала на первом и втором уровне усвоения с помощью соответствующих тестов (В.Д.Линденбратен, Л.В.Турбина).
7.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)
Задание: Опираясь на данные мысленного обследования больных, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при избыточном введении в организм воды.
Для этого необходимо:
1.По возможности полно и правильно составить схему, отражающую механизмы изменения вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при избыточном введении в организм воды.
2. Сформулировать название таблицы.
3. Определить, какие показатели следует внести в таблицу для изучения изменений вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости в соответствии с заданием.
ТАБЛИЦА № 6
Изменение показателей вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при избыточном введении в организм воды
№ п/п | Изучаемые показатели | Контроль | После избыточного введения воды |
Количество натрия в крови | 130 ммоль/л | ||
ОЦК | 5 л | ||
Количество белка в крови | 80 г/л | ||
Онкотическое давление крови | 25 – 30 мм рт.ст. | ||
Гематокритное число | 42 % | ||
Величина А/Д в мм рт.ст. | 110/70 | ||
Диурез | 1,5 л | ||
Удельный вес мочи | |||
Вялость, депрессия | - | ||
Отвращение к воде, судороги | - | ||
Отёки | - |
На основании данных мысленного эксперимента сделать выводы. В выводах правильно отразить изменения вертикальной и горизонтальной циркуляции при избыточном введении в организм воды. В выводах при рассуждении использовать значения всех изучаемых показателей, включенных в таблицу № 6.
8. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ
Задание № 1. Разобрать последствия изменений осмотического давления крови при вторичном гиперальдостеронизме и дополнить схему: