ТЕМА № 3 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА
2.МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
В основе важнейших функциональных механизмов и регуляции всех процессов обмена веществ в организме лежат структурные белки, ферменты и другие функционально активные белки.
Белки определяют основные свойства живых систем, занимая ведущее место среди органических элементов, так как на их долю приходится более 50% сухой массы клетки. Поэтому нарушения обмена белков на всех этапах, начиная с усвоения в кишечнике и кончая выведением из организма конечных продуктов обмена, может быть одним из компонентов патогенеза практически всех патологических процессов. Это и определяет актуальность изучаемой темы.
3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
3.1.Общая цель:
Уметь подвергать патофизиологическому анализу причины и последствия дефицита белка в организме, диспротеинемии и гиперазотемии.
3.2. Конкретные цели:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1.Причины дефицита белка в организме. 2.Основные последствия белковой недостаточности в организме. 3.Нарушения окислительного дезаминирования. 4.Нарушения декарбоксилирования. 5.Основные причины и виды диспротеинемий. 6.Нарушения конечных этапов белкового обмена. | 1.Подвергать патофизиологическому анализу механизмы развития последствий: а) дефицита белка в организме б) усиления дезаминирования аминокислот в) увеличения и угнетения образования биогенных аминов г) гиперазотемии 2.Объяснять расстройства в организме при дефиците белка. 3.Дать рекомендации по биологической ценности пищевых белков. |
4 ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ | ГДЕ ПРОХОДИЛИ |
1.Переваривание белков и всасывание продуктов гидролиза белков в ЖКТ. 2.Физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков. 3.Азотистый баланс. 4.Распад тканевых белков. 5.Регуляция обмена белков. Катаболические, анаболические гормоны. | Кафедра биологической химии Кафедра физиологии |
5.ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии белкового обмена повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы. При отсутствии непонятных вопросов по теме проверить качество усвоения материала на первом и втором уровне усвоения с помощью соответствующих тестов (В.Д.Линденбратен, Л.В.Турбина).
7.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)
Задание № 1. Опираясь на данные мысленного обследования больных, подвергнуть патофизиологическому анализу механизмы расстройств в организме больного с амилоидозом почек (из-за дефицита белка). Для выполнения задания необходимо:
1.По возможности полно и правильно составить схему, отражающую механизмы расстройств при дефиците белка в организме.
2.Правильно сформулировать название таблицы № 4.
3.Определить, какие показатели следует внести в таблицу № 4 для изучения механизмов расстройств при алиментарной дистрофии.
4.На основании данных мысленного эксперимента сделать выводы. В выводе объяснить механизмы изменения изучаемых показателей. Последствия. Таблица № 4
Изменение некоторых показателей белкового обмена и их последствия у больных с амилоидозом почек
№ п/п | Изучаемые показатели | Контроль | Больные с амилоидо-зом почек |
Общий белок сыворотки крови | 70 г/л | ||
Альбумины крови | 50 г/л | ||
Величина онкотического давления плазмы крови | 25-30 мм рт.ст. | ||
Глобулины крови | 30 г/л | ||
Белковый индекс | 1,2 - 2,0 | ||
Фибриноген крови | 4 г/л | ||
Время свёртывания крови | 10 мин | ||
Тромбиновое время | 11 –18 сек | ||
Количество гемоглобина в крови | 135 г/л | ||
Азотистый баланс | азотистое равновесие | ||
Масса тела | 64 кг | ||
Белок в моче | - | ||
Процент больных с простудними заболеваниями | 2 % | ||
Отёки | - | ||
ОЦК | 4,5 – 6,0 л | ||
Наличие цилиндров в моче | - |
8.ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ
Задание № 1. Опираясь на данные мысленного обследования больных с хроническим нефритом и больных с алиментарной дистрофией, подвергнуть патофизиологическому анализу механизмы развития ретенционной и продукционной гиперазотемий. Заполнить таблицу № 5. В выводах объяснить механизмы изменений изучаемых показателей. Ответить на вопрос: при каком виде гиперазотемии в крови повышается содержание немочевинного азота, при каком – содержание мочевинной фракции?
Таблица № 5
Содержание остаточного азота и его компонентов в сыворотке крови
№ п/п | Показатели | Контроль | Хронический нефрит | Алиментарная дистрофия |
1. | Остаточный азот (мг/дл) | 15-40 | ||
2. | Азот мочевины (мг/дл) | 10-22 | ||
3. | Азот аминокислот (мг/дл) | 3,5-6,5 | ||
4. | Аммонийные соли (мг/дл) | 0,1-0,2 | ||
5. | Азот пептидов и других небелковых веществ (мг/дл) | 5,0 |