Использование стресса в диагностике
14.9.1. Провокация стресса
14.9.2. Детектор лжи
14.9.3. «Интервью стресса»
14.10.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Что такое «биоритмология», «хронобиология»?
25.1. Основные понятие хронофизиологии
26. Биологический ритм (биоритм)
27. Общая характеристика биоритма
28.
29. Классификация (типы) биоритмов
30. Синхронизация собственных биоритмов с внешними времязадателями
31. Механизмы формирования околосуточных биоритмов
32. Методы исследования биоритмов
33. Десинхроноз
34.
35.
36. Сомнология
37. Понятие «сон»
37.1. Функции сна
37.2. Виды сна
37.2.1. Сиеста
38. Структура сна
38.1. Фаза медленного сна
Фаза быстрого сна
39.
40. Нейроанатомия сна
41. Методы исследования сна. Полисомнография.
Вегетативные и соматические процессы во время сна
43. Патология сна
44. Физиологические основы и роль сновидений, гипнотические состояния.
45.
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
Сравнение поведения обученного и необученного животного.
Значение доминирующей мотивации в формировании поведения.
Значение обстановочной афферентации в формировании поведения.
Влияние обстановочной афферентации на результаты целеноправленной деятельности.
Значение цели на результат деятельности.
Анализ сомнограммы.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Репродуктивная функция».
Литература[a228] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 626-638, 601-605 с[Мф229] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф230] .
Тема 36 : Репродуктивная функция
Цель занятия
Сформировать систему знаний по репродуктивной функции человека. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии репродуктивной функции человека. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов, обеспечивающих репродуктивной функции человека; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при нарушении репродуктивной функции человека; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования репродуктивной функции человека; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области репродуктивной функции человека.
Исходные знания
1. Половые органы человека (анатомия, гистология).
2. Половые железы человека (анатомия, гистология).
3. Биохимия половых гормонов (биохимия).
.
План изучения темы
1. Репродукция и связанные с ней понятия.
2. Этапы репродукции.
3. Анатомо-физиологические основы воспроизведения.
3.1. Половая дифференциация. Биологический пол, гендер.
3.2. Половое созревание.
3.3. Половое поведение.
3.4. Физиология мужских половых органов.
3.5. Физиология женских половых органов.
3.6. Овариально-менструальный цикл.
4. Половой акт.
4.1. Психическая фаза.
4.2. Эрекционная фаза.
4.3. Копулятивная фаза.
4.4. Эякуляционная фаза.
4.5. Фаза оргазма.
4.6. Рефрактерная фаза.
4.7. Особенности фаз полового акта наблюдаются у женщин и мужчин.
5. Роль социальных факторов в реализации половых функций человека.
6. Естественные методы планирования зачатия.
7. Контраце́пция.
8. Беременность.
8.1. Оплодотворение.
8.2. Изменения в организме эмбриона и плода.
8.3. Изменения в организме беременной женщины.
8.4. Функциональная система «мать-плод».
8.5. Определение сроков беременности.
8.6. Методы оценки состояния плода и матери.
8.6.1. Ультразвуковые методы в мониторинге беременности
9. Роды и послеродовой период.
10. Адаптация организма новорожденного к условиям внеутробной жизни.
11. Грудное вскармливание новорождённого.
11.1. Маммогенез.
11.2. Лактогенез.
11.3. Лактация.
11.4. Состав грудного молока.
12. Возрастные особенности системы репродукции[Мф231] .
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «репродукция», «воспроизведение»?
2. Назовите этапы репродукции и дайте им краткие характеристики. [A232]
2.1. Из каких подсистем состоит система репродукции?
2.2. Каково значение половой мотивации и полового поведения, полового акта, развития эмбриона и плода, грудного вскармливания, воспитания в процессе формирования здорового потомства?
3. Что такое «биологический пол» и «гендер»?
3.1. Как происходит половая дифференцировка организма у человека?
3.1.1. Что такое «генетический пол»?
3.1.2. Какие выделяют компоненты в биологическом поле?
3.1.3. Что такое «генетический или хромосомный пол», «гонадный пол», «внутренний генитальный пол», «наружный генитальный пол», «гормональный пол», «пол вторичных половых признаков»?
3.1.4. Что такое «аскриптивный пол», «гражданский пол», «акушерский пол», «пол воспитания»?
3.1.5. Что такое «гендер»?
3.1.6. Что такое «трансгендеры»?
3.1.7. Что такое «транссексуалы», «трансвеститы», «интерсексуалы», «андрогинны», «бигендеры»?
3.1.8. Какой биологический пол считают истинным?
3.2. Как происходит половое созревание мужчин и женщин?
3.3. Что такое «половое поведение»?
3.3.1. Как формируется и реализуется половая мотивация?
3.3.2. Какова роль половых гормонов в формировании полового поведения?
3.4. Какие функции выполняют мужские половые органы?
3.4.1. Как осуществляется сперматогенез?
3.4.2. Как регулируется функция яичек?
3.5. Какие функции выполняют женские половые органы?
3.5.1. Какие эффекты вызывают эстрогены вне системы репродукции?
3.5.2. Какова роль андрогенов в женском организме?
3.6. Что такое «овариально-менструальный цикл»?
3.6.1. Что считают началом овариально-менструальный цикла в акушерстве и гинекологии?
3.6.2. Какие две основные фазы и два реперных события выделяют в овариально-менструальном цикле?
3.6.3. Что происходит в фолликулярной фазе овариально-менструального цикла?
3.6.4. Как происходит овуляция?
3.6.5. Что происходит в лютеиновой фазе овариально-менструального цикла?
3.6.6. Что происходит во время менструации?
4. Что такое «половой акт», «коитус», «совокупление», «копуляция»? Какие фазы выделяют в половом акте?
4.1. Опишите психическую фазу полового акта.
4.1.1. Какова роль условнорефлекторной регуляции в психическую фазу полового акта?
4.1.2. Какова роль безусловнорефлекторной регуляции в психическую фазу полового акта?
4.1.3. Что такое «эрогенные зоны»? Какое они имеют значение при половом акте?
4.1.4. Какие особенности этой фазы у мужчин и женщин?
4.2. Опишите эрекционную фазу полового акта.
4.2.1. Где находится центр эрекции?
4.2.2. Опишите эфферентную часть регуляции эрекции.
4.2.3. Какие особенности этой фазы у мужчин и женщин?
4.3. Опишите копулятивную фазу полового акта.
4.3.1. Почему эту фазу называют также «фрикционной»?
4.3.2. Что такое «оргастическая манжетка»?
4.3.3. Чем заканчивается копулятивная фаза полового акта?
4.4. Опишите эякуляторную фазу полового акта.
4.4.1. Что такое «центр эякуляции» и где он расположен?
4.4.2. Какие эфферентные влияния оказывает «центр эякуляции»?
4.5. Опишите фазу оргазма полового акта.
4.5.1. Какие нервные структуры принимают участие в формировании оргазма?
4.5.2. Какие вегетативные реакции сопровождают оргазм?
4.5.3. Какие особенности этой фазы у мужчин и женщин?
4.6. Опишите рефрактерную фазу полового акта.
4.6.1. Что такое период абсолютной и относительной половой рефрактерности?
4.6.2. Какие особенности этой фазы у мужчин и женщин?
4.7. Какие особенности фаз полового акта наблюдаются у женщин и мужчин?
5. Какова роль социальных факторов в реализации половых функций человека?
6. Какие естественные методы используются для планирования зачатия?
6.1. Опишите календарный метод планирования зачатия.
6.2. Как планируется зачатие при измерении базальной температуры тела в овариально-менструальный цикле?
6.3. Как планируется зачатие при изучении изменения цервикальной слизи в овариально-менструальный цикле?
7. Что такое «контрацепция»?
7.1. Как осуществляется гормональная контрацепция?
7.2. Как оценивается эффективность контрацепции? Что такое «индекс Перля»?
8. Что такое «беременность»?
8.1. Что такое «оплодотворение»?
8.1.1. Где происходит оплодотворение?
8.1.2. Как происходит оплодотворение?
8.1.3. Что происходит с зародышем при проникновении лишних сперматозоидов?
8.2. Какие изменения происходят в организме эмбриона и плода?
8.2.1. Что такое «эмбриональный» и «фетальный» период беременности?
8.2.2. Что такое «зигота», «плодное яйцо»?
8.2.3. Что происходит с плодным яйцом до имплантации?
8.2.4. Когда и как происходит имплантация плодного яйца?
8.2.5. Когда и как формируются зачатки органов?
8.2.6. Когда завершается плацентация?
8.2.7. С какого времени беременность считается доношенной?
8.3. Какие изменения происходят в организме беременной женщины?
8.4. Опишите функциональную систему «мать-плод».
8.5. Определение сроков беременности.
8.6. Какие методы используются для оценки состояния плода и матери?
8.6.1. Каково значение ультразвуковых методов в мониторинге беременности?
8.6.1.1.Сколько раз и в какие сроки проводится обязательное ультразвуковое исследование плода? С какой целью?
9. Дайте определение понятию «роды».
9.1. Какова причина наступления родов?
9.2. Что такое «родовой акт»?
9.3. Какие периоды выделяют в родовом акте?
9.4. Какие изменения происходят в организме женщины в послеродовом периоде?
10. Как адаптируется организм новорожденного к условиям внеутробной жизни?
11. Какие процессы обеспечивают грудное вскармливание новорождённого у человека
11.1. Что такое «маммогенез»?
11.1.1. Опишите строение молочной железы зрелой женщины.
11.1.2. Какие циклические изменения претерпевает молочная железа в репродуктивном периоде?
11.1.3. Какие изменения претерпевает молочная железа в период беременности и вскармливания?
11.2. Что такое «лактогенез»?
11.2.1. Сколько месяцев обычно длится секреция молока?
11.2.2. Как осуществляется регуляция секреции грудного молока?
11.3. Что такое «лактация»?
11.3.1. Что такое «сосательный рефлекс»?
11.3.2. Опишите нейроэндокринный механизм лактации.
11.4. Состав грудного молока.
11.4.1. Как меняется состав грудного молока в разные периоды вскармливания?
11.4.2. Что такое молозиво, молозивное молоко, переходное молоко, зрелое молоко?
11.4.3. Сколько зрелого молока обычно продуцируется за сутки?
11.4.4. Каков состав зрелого молока?
11.4.5. Является ли грудное молоко гормональным каналом связи матери и ребёнка?
12. Какие изменения происходят в системы репродукции при старении?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Интерпретация анализа крови на половые гормоны.
2. Диагностика беременности на раннем сроке.
3. Календарный метод планирования зачатия.
4. Определение срока беременности расчётным методом.
5. Определение срока беременности по данным ультразвукового исследования.
6. Определение состояния плода по данным ультразвукового исследования.
7. Оценка эффективность контрацепции.
Задание на дом
Подготовиться к итоговому занятию по темам: «Интегративная деятельность мозга человека», «Репродуктивная функция».
Литература[a233] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 523-540 с[Мф234] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф235] .