Метаболизма уровень питательных веществ в организме
Цель занятия: Изучить особенности формирования ФУС, обеспечива-ющей оптимальный для метаболизмауровень питательных веществ в крови: мультипараметрический принцип организации с иерархическим и последовательным объединением ряда подсистем, механизмами включе-ния внешнего и внутреннего контуров саморегуляции. Оценить значение предупредительного характера мотивации голода и насыщения в жизне-деятельности.
Знать | Уметь |
1) Мультипараметрический прин-цип формирования оптимального полезного результата ФУС питания. 2) Общие принципы формирования и структуру ФУС, определяющей оптимальный для метаболизмауро-вень питательных веществ в орга-низме 3) Системные механизмы форми-рования мотивации голода и насы-щения. | Представлять схематически струк-турную организацию ФУС, обеспе-чивающей оптимальный уровень пи-тательных веществ в крови, как иера-рхическое и последовательное объе-динение ряда подсистем. Анализировать закономерности вклю-чения внутреннего звена ФУС, систе-мы эндогенного питания и внешнего, пищедобывательного поведения, для коррекции и восстановления физио-логических механизмов мотивацион-ного возбуждения центров голода и насыщения. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Принципы взаимодействия ФУС в целостном организме;
1.1. Принцип иерархического взаимодействия (соподчинения) систем низшего уровня с высшими, более сложными.
1.2. Последовательное взаимодействия ФУС на основе принципов иерархии и каскадного взаимодействия конечных результатов систем.
1.3. Понятие мультипараметрического взаимодействия как обобщённой деятельности ФУС на основе сложного взаимодействия нескольких пока-зателей конечного результата.
2. Понятия потребности и мотивации, их взаимосвязь, представление о механизме возникновения.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Типы питания в антенатальном и постнатальном периодах онтогенеза.
2. Мультипараметрический принцип формирования оптимального полезного результата ФУС.
3. Представление ФУС, определяющей оптимальный для метаболизмауровень питательных веществ в организме, как иерархическое и последовательное объединение ряда подсистем.
4. Характеристика исполнительных органов внутреннего звена ФУС, системы эндогенного питания. Роль перераспределения питательных веществ в организме и состояния их депо.
5. Характеристика внешнего контура ФУС, формирования пищедобыва-тельного поведения на основе специфической потребности.
6. Рецепторный аппарат системы, его роль в контроле оптимального полез-ного результата.
7. Характеристика структурной организации пищевого центра и участия в способах регуляции оптимального соотношения питательных веществ в крови.
8. Системные механизмы формирование мотивации голода.
9. Системные механизмы формирование мотивации насыщения. Понятие сенсорного (первичного, преабсорбтивного) и истинного (вторичного, метаболического) насыщения.
10. Понятие аппетита, как средства оценки пищевой мотивации. Физиоло-гические аспекты его расстройства.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Дайте характеристику аппарата контроля за поддержанием оптималь-ного уровня питательных веществ в организме.
2. Перечислите факторы, активирующие центр голода и центр насыщения.
3. Используя схему ФУС организации поведенческого акта, представьте динамику этапов формирования пищедобывательного поведения.
Информационный блок.
1. Питание в антенатальном периоде.
Гистотрофное питание: за счет запасов цитоплазмы яйцеклетки, слизистой оболочки матки, желточного мешка (до 2 — 3-го месяца беременности).
Гемотрофное или трансплацентарное питание: питательные вещества поступают из крови матери через плаценту. Расщепления питательных веществ не требуется, возможен их гидролиз ферментами плаценты (с 2 —3-го месяца беременности и до рождения).
Амниотрофное питание (с 4 —5-го месяца беременности и до рождения):
• амниотическая жидкость поступает в пищеварительный тракт плода за счет дыхательных, сосательных и глотательных движений. Гидролиз осуществляется аутолитически, позже появляется собственный тип пищеварения (полостное, пристеночное, внутриклеточное);
• происходит подготовка пищеварительного аппарата к постнатальному лактотрофному питанию: формируются эндокринные клетки, закладываются периферические и центральные механизмы нейрогуморальной регуляции пищеварительных функций.
2. Типы питания в постнаталъном периоде.
Лактотрофное питание (молоко матери, донора):
• питательные вещества молока и молозива матери гидролизуются преимущественно по типу аутолитического пищеварения;
• внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное.
Искусственное питание (смеси, коровье молоко):
• резко усиливает секреторную деятельность пищеварительных желез, раньше включается собственный тип пищеварения;
• не обеспечивает иммунную защиту (не содержит нативных IgA).
Смешанное питание (лактотрофное + другие питательные вещества), введение прикорма (рекомендуется с 4-го месяца).
Дефинитивное питание (замещает лактотрофное и смешанное питание в 1 год) — характерен собственный тип пищеварения.
Средства оценки пищевой мотивации:
Голод – ощущение необходимостиприёма пищи, которое сопровождается сложным компле ксом проявлений, включая не только реакцию органов пищеварения, но и мотивацию поиска пищи.
Аппетит–желание приёма пищи, употребления определённого её вида. Может сохраняться даже после утоления голода. На аппетит оказывают сильное влияние эмоции, наличие при-влекающих или наоборот отвлекающих стимулов.
Анорексия – отсутствие аппетита.
Булимия – усиленный аппетит или его извращение.
Полифагия (гиперфагия) – приём чрезмерно большого количества пищи
Акория – снижение чувства насыщения
Сытость – ощущение при отсутствии желания есть.