Особенности микроциркуляторного русла периодонта и слизистой полости рта

Кровеносные сосуды образуют сеть вокруг корня зуба и анастомозируют с сосудами десны, костей и костномозговых пространств челюстей. Для капилляров тканей парадонта также характерно обилие коллатеральных путей, которые создаются сетью сосудистых анастомозов. Микрососудис-тая сеть слизистой оболочки десны имеет обильные анастомозы через надкостницу с сосудами альвеолярной кости и периодонта (околозубных тканей). Такая капиллярная сеть анастомозов образует особый циркулятор-ный механизм – своеобразную демпферную (амортизирующую) систему периодонта, необходимую для выравнивания гидравлического давления при жевании. При приёме пищи кровоток в слюнных железах резко возрас-тает под действием парасимпатичесих сосудорасширяющих нервов и обра-зующихся местно кининов благодаря активации калликреин-кининогено-вой системы.

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология:Учебник./Под ред. К.В.Судакова.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2012.–880 с

2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

5. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

6. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.

7. Физиология системы пищеварения и обмена веществ. Учебно-методи-ческое пособие. Сазонова Е.Н. Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2009. - 90с.

8. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник. /Под ред. С.М. Буды-линой, В.П. Дегтярева. - М.: Медицина, 2000. – 352 с.

Тематика рефератов:

1. Системогенез акта жевания.

2. Изменение функций ротовой полости с возрастом.

Практические работы:

Работа 1. Оценка ЭМГ жевательной мышцы и времени формирования

пищевого комка при жевании хлеба и сухаря испытуемыми

в разных состояниях.

Методика исследования: используется оборудование Biopac Student Lab по разделу «Урок 1 Физиология мышц. Электромиография-І.» Электроды на испытуемом расположить в следующем порядке: два активных в облас-ти проекции правой жевательной мышцы, один (заземление) - на предпле-чье правой руки, как указано в инструкции «Урока 1». Кожу под электро-дами предварительно очистить спиртом, на электроды наложить электро-проводящий гель. Электроды присоединить к блоку Biopac МРЗХ в соотве-тствии с обозначенным цветом проводов. Во время записи автокалибров-ки пациент должен максимально сжать челюсти в течение 8 секунд. Регистрацию ЭМГ производят при жевании одинаковых небольших пор-ций сначала хлеба, а затем сухаря. Необходимо также зафиксировать время от начала жевания до начала глотания каждого пищевого продукта. Запись ЭМГ при жевании хлеба осуществляется по инструкции «Урок 1. ЭМГ-І» в «Сегменте 1.» Перед глотанием по команде «Стоп» остановить запись. Регистрацию ЭМГ при жевании сухаря осуществлять по инструкции в «Сегменте 2» и команде продолжить с последующей остановкой перед глотанием. По разделу программы Урока 1. ЭМГ-1 «Обзор записанных данных» провести оценку результатов исследования на основании анализа параметров ЭМГ (длительности периода активности, частоты колебаний и амплитуды суммарного потенциала), времени формирования пищевого комка из продуктов разной консистенции. Записать эти данные в прото-коле. Определить особенности пищевой мотивации испытуемых: состоя-ние голода или сытости, стереотипа скоростного режима приёма пищи. В выводах указать функциональное значение и интеграцию различных подсистем организма в формировании адекватного для глотания пищевого комка.

Работа 2. Анализ включения в структуру ФУС формирования пищевого

комка механизмов регуляции слюноотделения как подсистемы.

Используя схему иннервации слюнных желёз нарисовать варианты слю-ноотделительных рефлексов с указанием рецепторных зон, центров регу-ляции и эффекторных механизмов реакций, которые могут включаться во время жевания. Указать значение слюноотделения для формирования пищевого комка и факторов, влияющих на секреторную активность слюнных желёз.

Ситуационные задачи.

1. Голодный человек жуёт очень быстро. При этом глотание иногда затруд-нено, что заставляет прибегать к дополнительному приёму жидкости. По-чему это происходит?

2. Объясните с позиций деятельности ФУС формирования пищевого комка правильность пословицы «Когда я ем, я глух и нем».

Занятие 16.

Тема занятия: Физиология функциональных систем регуляции выделе-

Ния пищеварительных секретов в желудочно-кишечном

Тракте.

Цель занятия: Изучить системные принципы саморегуляции секреторной функции желудочно-кишечного тракта, обусловленной поэтапным раздра-жением основных рецепторных зон и механизмами координации секретор-ной функции в пищеварительном конвейере, а также процессы её адапта-ции к различным условиям питания.

Знать Уметь
1) Структуру и общие принципы взаимодействия компонентов сис-тем, обеспечивающих регуляцию выделения секрета основными пи-щеварительными железами. 2) Особенности взаимодействия ФУС регуляции пищеваритель-ных секретов на основе гумораль-ных механизмов. 3) Роль системных механизмов ре-гуляции секреторной функции же-лудочно-кишечного тракта в про-цессах адаптации к различным условиям питания. Использовать знания о закономерно-стях системной организации ФУС регуляции выделения пищеваритель-ных секретов в желудочно-кишечном тракте для оценки эффективности пищеварения в желудке и кишечнике. Представлять системные механизмы приспособления секреторной функции желудочно-кишечного тракта к разли-чным условиям питания для анализа и физиологической коррекции режима и характера питания. Анализировать эффективность регу-ляции и согласованность деятельнос-ти ФУС выделения различных пище-варительных секретов для коррекции сокоотделения в случаях отклонения процесса пищеварения от нормы.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

1. Физиология пищеварения в желудке. Состав желудочного сока. Виды и механизмы регуляции секреции и моторики желудка. Адаптация желудо-чной секреции к различным условиям питания.

2. Особенности процессов пищеварения в двенадцатиперстной кишке.

3. Состав панкреатического сока и его значение в пищеварении. Нервная и гуморальная регуляция панкреатического сокоотделения. Адаптация панкреатической секреции к различным условиям питания.

4. Участие печени в процессе пищеварения. Состав желчи. Роль желчи в процессе пищеварения. Регуляция желчеобразования и выделения желчи.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Общая архитектоника ФУС регуляции выделения пищеварительных секретов желудка, поджелудочной железы и желчи.

2. Характеристика аппарата контроля поэтапного поступления пищи, включающего стимуляцию основных рецепторных зон: ротовой полости, желудка и верхних этажей кишечника.

3. Центр регуляции секреции пищеварительных соков, его взаимосвязь с гомеостатическими центрами гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий.

4. Центральные механизмы регуляции фазной секреции пищеварительных соков.

5. Роль местных и гуморальных факторов.

6. Роль системных механизмов регуляции секреторной функции желудоч-но-кишечного тракта в процессах адаптации к различным условиям пита-ния.

В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:

1. Используя схему ФУС регуляции секреции желудочного сока назвать её элементы, обозначенные цифрами. Указать их функциональное значение для регуляции соковыделения.

2. Указать физиологические эффекты основных гастроинтестинальных гормонов, поэтапно влияющих на секреторную функцию разных пищева-рительных желёз.

Секреторные клетки: Гастрин Секретин Холецистокинин-панкреозимин (ХК-ПЗ)
Желудка: париетальные, обкладочные, добавочные      
Поджелудочной железы      
Печени      

3. Представьте в виде таблицы основной состав печеночной и пузырной желчи. Отметьте основные различия и объясните их причину.

Информационный блок

Особенности микроциркуляторного русла периодонта и слизистой полости рта - student2.ru

РЕГУЛЯЦИЯ СЕКРЕЦИИ ПОДЖЕЛУДОЧНОГО СОКА

ФАЗЫ Раздражи-тели Рецепторные зоны Рефлекторные механизмы Гуморальные механизмы
Мозговая (сложнорефлек-торная (через 1-3 минуты после приёма пищи) Вид, запах пищи, приём пищи Дистантные рецепторы, рецепторы полости рта Активирующие условные и без-условные вагус-ные рефлексы. Тормозные ус-ловные и безу-словные симпа-тические реф-лексы. Влияние блуждающего нерва на G - клетки
Желудочная (нервно-гуморальная)   Растяже-ние желу-дка, про-дукты гид-ролиза белков Механо- и хеморецеп-торы слизи-стой желу-дка Активирующие ваго-вагальные рефлексы. Тормозящие выведение сек-рета рефлексы симпатической природы, акти-вирующие син-тез зимогенов. Активирую-щий эффект гастрина
Кишечная (гуморально-нервная) Растяже-ние кише-чника, продукты гидролиза белков, соляная кислота Механо- и хеморецеп-торы слизи-стой двена-дцатиперст-ной кишки Активирующие ваго-вагальные рефлексы. Тормозящие выведение сек-рета рефлексы симпатической природы. Активирую-щий эффект: секретина (выведение бикарбонатов) ХК-ПЗ, инсу-лина, солей желчных кис-лот, бомбези-на. Тормозный эффект панк-реатического полипептида, кальцитони-на, соматоста-тина, ЖИП

РЕГУЛЯЦИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЧИ

ФАЗЫ Раздражи-тели Рецепторные зоны Рефлекторные механизмы Гуморальные механизмы
Мозговая (сложнореф-лекторная (выделение небольшого количества пузырной желчи через 7-10 мин. после приёма пищи) Вид, запах пищи, приём пищи Дистантные рецепторы, рецепторы полости рта Активирующие условные и без-условные вагу-сные рефлексы. Тормозные ус-ловные и безус-ловные симпа-тические реф-лексы. Влияние блуждающего нерва на G - клетки
Желудочная (нервно-гуморальная)   Растяже-ние желу-дка, про-дукты гидролиза белков Механо- и хеморецеп-торы слизи-стой желудка Активирующие ваго-вагальные рефлексы. Тормозящие выведение жел-чи рефлексы симпатической природы, акти-вирующие её синтез и накоп-ление в желч-ном пузыре. Активирую-щий эффект гастрина
Кишечная (гуморально-нервная) Растяже-ние кише-чника, про-дукты гидролиза белков, жиров соляная кислота Механо- и хеморецеп-торы слизи-стой двенад-цатиперст-ной кишки Активирующие ваго-вагальные рефлексы. Тормозящие выведение жел-чи рефлексы симпатической природы. Активируют: секретин, ХК-ПЗ, вазопрес-син, бомбе-зин. Тормозные: ПП, глюкагон, кальцитонин, ВИП.

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология:Учебник./Под ред. К.В.Судакова.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2012.–880 с

2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

нформационное агентство», 2008. – 232 с.

3. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

4. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

5. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.

6. Физиология системы пищеварения и обмена веществ. Учебно-методи-че-кое пособие. Сазонова Е.Н. Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2009. - 90с.

Тематика рефератов:

1. Клиническая физиология развития язвенной болезни.

2. Пищеварение во время двигательной активности.

3. Ферменты крови и мочи человека как показатель функцио­нального сос-тояния пищеварительных желез.

4. Возрастные особенности пищеварения.

Практические работы:

Работа 1. Анализ общих принципов структурно-функциональной органи-

зации систем, обеспечивающих желудочное, панкреатическое

сокоотделение и выделение желчи при поступлении пищи.

Укажите составные компоненты ФУС, обеспечивающих выделение пи-щеварительных секретов, дайте им краткую характеристику, начиная с КПР, аппарата контроля, центров регуляции, каналов связи и способов достижения полезного результата. Обоснуйте общие принципы организа-ции и механизмы саморегуляции функции.

Работа 2. Анализ особенностей адаптации соковыделительных ФУС к

физико-химическим свойствам пищи, её виду и времени приёма.

На основании кривых желудочной секреции при употреблении основ-ных продуктов: мяса, хлеба и молока обоснуйте динамику сокоотделения на приём различных пищевых веществ с позиций особенностей включения регуляторных механизмов ФУС, внеся данные в таблицу.

Наши рекомендации