Метаболизма клеточный состав крови
Цель занятия: Изучить особенности формирования гомеостатичес-ких ФУС организма, обеспечивающих поддержание клеточного состава крови на оптимальном уровне. Провести анализ роли исполнительных элементов ФУС в регуляторных механизмах приспособления к факторам внешней и внутренней среды.
Знать | Уметь |
1) Общие принципы формирования и структуру ФУС, определяющей оптимальное для метаболизма коли-чество форменных элементов крови; 2) Архитектонику ФУС регуляции оптимального для метаболизма ко-личества эритроцитов в циркулиру-ющей крови, функциональную роль её компонентов. | Представлять схематически структу-рную организацию ФУС у здорового человека, обеспечивающих поддержа-ние оптимального клеточного состава крови для анализа возможных нару-шений их функционирования. Анализировать закономерности вклю-чения регуляторных механизмов этих гомеостатических ФУС организма в определённых условиях внутренней или внешней среды и при отклоне-ниях количества форменных элемен-тов крови от физиологических пока-зателей. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Физиология эритроцитов: функции, количественные показатели в крови. 2. Физиология лейкоцитов: функции, количественные показатели в крови. 3. Характеристика защитных систем крови: специфические и неспецифи-ческие клеточные механизмы.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Характеристика компонентов ФУС, определяющих оптимальное для метаболизма количество форменных элементов крови: центров регуляции, аппарата контроля, исполнительных органов.
2. Способы поддержания оптимального результата. Роль нервных и гуморальных влияний.
3. Особенности ФУС регуляции оптимального для метаболизма количества эритроцитов в циркулирующей крови.
4. Характеристика реакции исполнительных органов экстренного типа и более инертных.
5. Понятие и функции системы эритрона, специфические и неспецифи-ческие механизмы её регуляции. Роль автономных механизмов регуляции с участием почек.
6. Регуляция количества лейкоцитов в периферической крови.
7. Роль лейкоцитов в защитной функции крови, её специфических и неспе-цифических механизмах.
8. Значение внешних факторов среды в регуляции количества форменных элементов крови.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Расшифруйте понятие системы эритрона. Представьте схематически скоростную взаимосвязь органов, обеспечивающих синтез эритроцитов, их циркуляцию в крови, разрушение в конце жизненного цикла и возвраще-ние продуктов их распада в места эритропоэза.
2. Перечислите места депонирования эритроцитов и лейкоцитов.
3. Укажите органы, принимающие участие в обеспечении иммунитета.
Информационный блок.
СХЕМА СИСТЕМЫ ЭРИТРОНА
Схема ФУС регуляции количества эритроцитов в циркулирующей крови.
Защитные системы крови включают 2 системы - неспецифическую (сопротивляемость организма) и специфическую (иммунная система). Каждая из них имеет гуморальные и клеточные механизмы защиты.
Неспецифическая защита – 1) фагоцитирующие клетки крови (клеточные механизмы); 2) гуморальные факторы: система комплемента, интерфероны с антивирусной, противоопухолевой, иммуномодулирующей и радиопро-текторной функцией, лизоцимы (регулируют рост сапрофитной микрофло-ры), кинины (повышают проницаемости стенок микрососудов, стимулиру-ют миграцию фагоцитов).
Специфическая защита: 1. Инфекция, вызванная каким либо возбудителем, приводит к развитию защиты только против этого возбудителя или близко-родственного агента. 2. Возникновение иммунологической памяти после реализации иммунного ответа на определённый возбудитель. Сохраняется, как правило, в течение всей последующей жизни в качестве защиты от повторной инфекции, вызываемой этим же возбудителем. 3. Различение «своего» и «чужого» выражается в распознавании компонентов собствен-ных тканей организма и чужеродных продуктов. Клеточные механизмы обусловлены функцией Т-лимфоцитов, гуморальные – В-лимфоцитов.
Основные алгоритмы клеточных механизмов:
- Макрофаги после выделения антигена через ИЛ-1 активируют Т-амплифайеры и Т - хелперы.
- Т-хелперы передают антигенные свойства Т-киллеру через детерминант-ные группы самого антигена. Т-амплифайеры - через ИЛ-2 активируют Т-киллеры (макрофаги через ИЛ-12).
- Пролифирация Т-киллеров с активацией цитотоксических белков их мем-бран, настроенных на данный антиген. Эти рецепторы взаимодействуют с антигеном. Иммунологическая реакция приводит к его лизису.
- Специфическая сенсибилизация части Т-лимфоцитов с образованием клеток иммунологической памяти.
Основные алгоритмы гуморальных механизмов: Макрофаги передают информацию В-лимфоцитам о специфическом антигене с поверхности мембран Т – лимфоцитов через ИЛ- 6.
- В этом процессе участвуют также Т–хелперы, стимулированные Т-ампли-файерами через ИЛ-2. Т–хелперы активируют В-лимфоциты через ИЛ- 3,4,5.
- Пролифирация В-лимфоцита в клон плазматических клеток. Синтез специфических иммуноглобулинов, выброс их в кровь для взаимодействия с чужеродным антигеном.
- Часть В-лимфоцитов превращаются в клетки иммунологической памяти.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.
2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.
4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Дополнительная литература:
5. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.
6. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.
Тематика рефератов:
1. Иммунитет как регуляторная система. Понятие о психонейроиммуномо-дуляции.
2. Особенности становления системы крови в онтогенезе.
3. Геронтологические особенности системы крови.
Практические работы:
Работа 1. Оценка состояния ФУС регуляции количества эритроцитов,лей-
коцитов по анализам состава крови в разных условиях и ситуациях.
1.1. При анализе крови у жителя высокогорного района было обнаружено количество эритроцитов 5,9 ∙1012 /л и гемоглобина 180 г/л. Соответствуют ли норме эти показатели крови? Объясните причину и механизм изменения состава крови у длительно живущих в горах людей.
1.2. У туриста (поломника), посетившего высокогорный храм, взяли анализ крови. Определили показатель гематокрита - 0,52, количество эритроци-тов 5,5 ∙1012 /л, количество лейкоцитов - 9,5 ∙10 9 /л. Соответствуют ли нор-ме полученные данные? Объясните причину и механизмы возможных изменений показателей крови у посетителей высокогорного храма.
Работа 2. Анализ способов регуляции клеточного состава крови на приме-
ре ФУС, поддерживающей оптимальное количество эритроцитов в
циркулирующей крови.
Изобразите схематически структурные компоненты ФУС регуляции количества эритроцитов в периферической крови. Опишите быстрые и более медленные способы обеспечения оптимального для метаболизма конечного результата. Расшифруйте особенности эффектов специфических и неспецифических механизмов саморегуляции.
Ситуационные задачи.
1.У спортсмена альпиниста перед тренировочными сборами в горах опре-делили в крови эритроцитов 4,5 ∙1012 /л. Изменится ли у него количество эритроцитов на высоте 3000 м над уровнем моря? Почему?
2. После непродолжительной мышечной работы у здорового человека появился эритроцитоз. Объясните, почему это произошло?
3. После сужения почечной артерии у человека обнаружены изменения количества эритроцитов в крови. Чем они могут быть обусловлены?
4. В кровь кролика А перелили плазму крови кролика В, находившегося в условиях низкого содержания кислорода в воздухе. Количество эритроци-тов в крови кролика А начало возрастать. Почему?
5. После соревнований (бег на 5 км) у спортсмена был следующий анализ крови: эритроцитов 61012 / л, лейкоцитов 10ͯ 109 / л, из них сегменто-ядерных нейтрофилов 60 %, лимфоцитов - 40 %. Оцените данную реакцию организма на физическую нагрузку.
6. Чем отличается реакция эритрона на гипоксию у нефрэктомированных животных (удалены почки) от реакции нормальных животных?
7. У кролика ежедневно для исследования брали 15 мл крови. Через 10 дней количество гемоглобина и эритроцитов у него стало больше, чем в начале опыта. Почему?
Занятие 9.
Тема занятия: Физиология функциональной системы регуляции