Функциональная схема формирования слова, фонемы

(по М.М. Костюшкину)

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru Органы, непосредственно участвующие в звукообразовании:

1) активные (подвижные) – гортань, глотка, мягкое нёбо, язык, губы;

2) пассивные – зубы, твёрдое нёбо, полость носа и придаточные пазухи.

Принципиальные отделы периферических механизмов речеобразования:

1) генераторный – тоновой (гортань) и шумовой (полость рта);

2) резонаторный – модулирующий (рот и глотка) и немодулирующий (носоглотка с придаточными пазухами);

3) энергетический - межрёберные мышцы, диафрагма, мышцы живота и гладкие мышцы трахеобронхиального дерева.

Функциональные характеристики голоса:

Высота – зависит от частоты колебания связок, их натяжения и подсвязоч-ного давления. Полосы частот, характерные для определённой конфигура-ции голосового тракта называются формантами.

Сила голоса определяется амплитудой колебания связок, которая зависит от мощности выдоха.

Тембр голоса, его индивидуальная окраска определяются функцией резо-наторов. Обертон –дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок.

Виды речи: Импрессивная речь – процесс понимание речи, включающий следующие этапы: 1) первичное восприятие речевого сообщения; 2) деко-дирование сообщения с анализом звукового состава речи; 3) соотношение сообщения с семантическими категориями прошлого опыта.

Экспрессивная речь – формирование устной, активной речи, начиная с мотива и замысла высказывания, стадии внутренней речи (кодирование речевой схемы) и заканчивая процессом высказывания.

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Практические работы:

Работа 1. Анализ изменения активности наружных мышц гортани при

воспроизведении звука.

Проведите анализ ЭМГ наружных мышц гортани правой и левой сторо-ны, зарегистрированных синхронно с фонограммами при произношении букв «а» и «б». Укажите причину запаздывания одного из регистрируемых процессов. Оцените по параметрам ЭМГ (частоте, амплитуде колебаний потенциала и длительности периода активности) состояние двигательных единиц на каждой стороне гортани. В выводах обоснуйте роль мышц гортани в вокализации.

Работа 2.Анализ изменения фаз пневмограммы во время речи.

При чтении вслух или разговоре ритм дыхания изменяется в соответ-ствии с темпом речи и характером фраз, что отражается на частоте, ритми-чности и глубине дыхания, продолжительности вдоха и выдоха. Пневмо-графия - это метод регистрации дыхательных движений грудной клетки.

Методика:Для записипневмограммы используют датчик дыхательного усилия установки Bioрac Student Lab. (см. Урок 8. Дыхание 1), закреплён-ный на грудной клетке испытуемого. Пневмограмма регистрируется при спокойном дыхании и при чтении вслух.

1 – образец пневмограммы при речевой деятельности.

2 – отметка времени.

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Параметры анализа пневмограммы оформить в виде таблицы:

Показатели фаз пневмограммы При спокойном дыхании Во время чтения вслух
Глубина вдоха в мм    
Продолжительность вдоха в мм    
Продолжительность выдоха в мм    
Соотношение дли-тельности вдоха к выдоху    

Укажите принципиальные различия пневмограмм «речевого» дыхания и дыхания в состоянии покое. Объясните причины изменений фаз дыхатель-ного цикла при чтении вслух. В выводах укажите механизмы включения системы дыхания в ФУС речеобразования.

Работа 3. Анализ этапов включения структур ЦНС в процессы фонации и

артикуляции.

Используя схемы ФУС речеобразования и мыслительной деятельности человека укажите последовательность вовлечения структур ЦНС в обес-печение афферентного синтеза с принятием решения о формировании словесной фразы, её программирование и исполнение, а также контроль за правильностью произношения.

Ситуационные задачи:

1. Может ли человек, у которого повреждены голосовые связки, говорить? Какова в этом случае его речь? Объясните причину её изменений?

2. С возрастом уменьшается тонус мышц и дно ротовой полости опускает-ся. К каким изменениям в формировании звуков это может привести, если не будут действовать механизмы компенсации? Как компенсируются воз-растные изменения?

3. Почему дети, глухие от рождения, неспособны научиться правильно раз-говаривать?

4. Если взрослого человека изолировать полностью от человеческого общества на 15-20 лет, как изменится его речь?

Занятие 6.

Тема занятия: Системные механизмы организации целенаправленного

Поведенческого акта.

Цель занятия: Изучить механизмы системной организации целе-направленного поведения. Провести анализ последовательного развёрты-вания его стадий и вариантов завершения с использованием принципов системной саморегуляции.

Знать Уметь
1) системные механизмы организа-ции поведенческого акта с целью удовлетворения определённой пот-ребности; 2) нейронные механизмы и виды мотивации как фактора поведения; 3) динамическую последователь-ность развёртывания стадий поведе-нческого акта: афферентного синте-за - этапа принятия решения – эфферентного синтеза – действия с достижением конечного результата и его оценкой;   Использовать знания о: 1) о роли высших отделов мозга и его психических функций в организации целенаправленного поведения. 2) архитектонике и функциях различ-ных стадий поведения при анализе их формирования у здорового человека; Анализировать закономерности орга-низации различных типов поведения: врождённых и приобретённых с позиций системного подхода. Представлять схематически структур-ное объединение центральных и пери-ферических образований ФУС целе-направленного поведения для выявле-ния возможных нарушений их функ-ционирования.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

1. Принципы рефлекторной теории поведения И.П. Павлова, её ограничен-ные возможности.

2. Физиологические механизмы памяти.

3. Физиология эмоций.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Понятие о целенаправленном поведении. «Кванты» поведения как этапы деятельности.

2. Роль исходной потребности и доминирующей мотивации в организации поведения. Взаимосвязь потребностей и мотиваций. Классификация. Пред-ставление о механизме их возникновения.

3. Общие закономерности формирования врождённых форм поведения (инстинктов). Роль генетических, наследственных механизмов и жесткого программирования.

4. Общие закономерности формирования приобретённых форм поведения. Динамическое программирование и автоматизация деятельности (динами-ческий стереотип).

5. Принципиальная архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина. Этапы последо-вательного развёртывания ФУС поведения.

6. Первый этап организации ФУС поведения - афферентный синтез, его значение и компоненты: анализ информации о доминирующей мотивации, обстановочная афферентация, учёт индивидуального опыта (информация из центров памяти) и пусковая афферентация. Роль центральных структур и нейрофизиологических механизмов его организации.

7. Принятие решения, как этап завершения «стадии сомнений» и формиро-вания целенаправленного поведенческого акта. Его нейрофизиологические механизмы.

8. Этап эфферентного синтеза. Его компоненты и роль в организации целенаправленного поведения.

9. Значение акцептора результатов действия, как аппарата цели, нейрофи-зиологические механизмы формирования.

10. Программа поведения, центральные механизмы. Её реализация эффере-нтными возбуждениями соматического, вегетативного и гормонального компонента.

11. Деятельность и её результаты. Физиологическое обоснование необхо-димости параметризации результатов поведения.

12. Роль обратной афферентации в оценке потребного результата. Её виды.

13 Варианты завершения поведенческих актов.

14. Биологическая и социальная роль положительных и отрицательных эмоций, эмоционального напряжения в целенаправленном поведении. Системные механизмы возникновения эмоций.

В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:

1. Укажите принципиальные отличия ФУС формирования целенаправ-ленного поведения от его организации с позиций рефлекторной теории.

2. Изобразите схематически архитектонику ФУС организации целенаправ-ленного поведения.

3. Перечислите принципиальные виды мотиваций, побуждающих к форми-рованию целенаправленного поведения.

Информационный блок:

В рефлекторной теории поведения ве­дущее значение принадлежит внешним биологически важным раздражителям, которые являются конечной целью длитель­ной поисковой деятельности человека и живот-ных, так как удовлетворяют их ведущие метабо­лические потребности. С рефлекторных позиций они рассматриваются как безусловные стимулы, например, пищевой, оборонительный, половой и др. При исследовании рефлектор­ных механизмов ВНД поведение животных оценивалось только их реакцией на внешние стимулы: условные и безусловные. При этом не подвергались специальному анализу активные действия жи­вотных, направленные на овладение определенными факторами внешней среды в плане удовлетворения исходных потребностей. В условиях класси­ческих опытов И.П. Павлова животные не со­вершали активной деятельности, а только пассивно реагировали на раздра­жители, предъявляемые экспери-ментатором. Хотя в 1916 году И.П. Павлов обратил внимание на дру­гую форму поведения, при которой субъект не только реагирует на внеш­ние стимулы, но под влиянием внутреннего побуждения активно и настой­чиво ищет специальные предметы внешнего мира. Эту форму деятельности И.П. Павлов назвал «рефлекс цели». Однако на основе рефлекторного принципа оказалось трудным объяс­нить механизмы активной целенаправ-ленной деятельности животных в естественной среде обитания, поиск ими специальных раздражителей внешнего мира, нередко обладающий значи-тельной энергетической си­лой, преодолевающей сложные препятствия на их пути. Принцип рефлек­са не смог удовлетворительно объяснить и механизм исправления ошибок в поведении живых существ.

Роль подкрепления как безусловной рефлек­торной реакции тоже оказалась ограниченной. Сложная инструменталь­ная деятельность обезьян - антропоидов, связанная с изобретением орудий, поз­воляющих им успеш-но удовлетворять свои основные потребности, также не нашла объяснения на основе рефлекторных представлений «стимул — реакция».

Рефлекторная теория не смогла убе­дительно раскрыть такие слож-ные физиологические явления, как эмо­ции, мотивации, принятие решения, неврозы и др. Игры животных, их охотни­чья деятельность, связанная с поиском, выслеживанием и ловлей добычи, а в ряде случаев игрой с ней, также с трудом объясняются рефлекторной деятельностью. Стадная дея-тельность также не находит удовлетворитель­ного объяснения с позиций только рефлекторных взаимодействий живот­ных. Все это привело к формированию новых представлений об организа­ции поведения.

На основе теории функциональных систем в объяснении поведения выделяют следующее:

1. Определяющим моментом деятельности ФУС, обеспечивающих различные формы поведения животных и человека, является не само действие, а полезный для системы и организма в целом конечный резуль-тат поведения.

2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведе-ния принадлежит исходным потребностям и доминирующим мотиваци­ям, мобилизующим генетически детерминированные или индивиду­ально при-обретённые программы поведения на достижение полез­ных приспособи-тельных результатов.

3. Каждая поведенческая ФУС строится по прин­ципу саморегуляции, при котором отклонение результата деятель­ности от уровня, обеспечиваю-щего нор­мальный метаболизм или адаптацию организма к условиям сущест­вования, само является стимулом к мобилизации соответствующих системных механизмов, направленных на достижение этого резуль­тата и удовлетворение соответствующей потребности.

4. Осуществляется постоянная оценка результатов поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации.

В объяс­нении системных механизмов организации поведения в отличие от рефлекторной теории выдвигаются следующие принципиально новые по­ложения:

1. Устраняется исключительного значения внешних стимулов в пове-дении, которое часто опре­деляется внутренними потребностями, генетиче-ским и индивиду­ально накопленным опытом, действием обстановочных раздражите­лей, создающих так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.

2. Системное возбуждение, формирующее целенаправленный пове-денческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравне-ния достигнутых результатов с запрограммированными на ос­нове пред-шествующего опыта их свойствами, позволяет животным и человеку корректировать целенаправленный акт, исправлять ошибки своей поведен-ческой деятельности.

3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не дейст-вием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим до­минирующую потребность организма.

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.

2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

3. Нормальная физиология. Практикум . /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

5. Физиология сенсорных систем. Физиологические механизмы поведения человека: Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Владимирова Л.П., Плечёва Л.И., Фельдшеров Ю.И. – Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2004. - 74с.

6. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

7. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.

Тематика рефератов:

1. Нейрофизиологические механизмы аппарата предвидения (акцептора результата действия). Экспериментальные доказательства.

2. Физиологические механизмы роли воспитания в организации поведения человека.

3. Системные механизмы организации инстинктивного поведения.

Практические работы.

Работа 1. Анализ восприятия одного и того же рисунка при определении разных целей зрительной информации и мотивации.

Психофизиология зрительного восприятия, ощущение внешнего мира у человека обусловлено не только непосредственным восприятием раздражений, но и теми внутримозговыми связями, которые сформировались в течение жиз-ни, а также целевыми установками, условиями внешней среды. Они могут до-полнять, изменять реальный образ воспринимаемой действительности. К тако-му роду явлениям относятся оптические обманы, или зрительные иллюзии.

Ход работы: Рассмотрите предлагаемый рисунок. Он содержит ин­фор-мацию, допускающую два равноценных истолкования — моло­дой дамы в шляпке с пером и старой женщины с меховым воротником и в платке. При разных установках мы видим в первую очередь тот портрет, на который нацелено восприятие. Ухо молодой женщины становится тогда левым глазом старухи (принцип загадочных картинок). "Пе­репрыгивание" в две названные возмож-ности в каждом случае про­исходит по принципу исключения и связано с отчетливым "чувст­вом попадания" сначала для изображения в целом, а заметно позже для соответствующей "подгонки" всех подробностей, более быстрой при соответствующе установке. Укажите, что увидели на рисунке в первую очередь, и объясните причину такого восприятия.

В выводах объяснить влияние различных факторов на этап афферентного синтеза и восприятие необходимой информации.

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Работа 2.Влияние обстановочной афферентации на результат умственной

деятельности.

Одним из компонентов афферентного синтеза является анализ кинес-тетической информации от проприорецепторов мышц о динамике контакта с внешней средой, характере позы. Положение тела в пространстве, при котором человек осуществляет целенаправленную деятельность, влияет на параметры результата действия и скорость его достижения.

Работа выполняется парами: «испытуемый – экспериментатор». Экспериментатор предлагает испытуемому решить устно (в уме) по три арифметических примера равной сложности в двух различных позах: сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с поднятой и вытянутой вперед правой ногой. С помощью секундомера экспериментатор определяет время решения примеров, проверяя правильность ответов. В протоколе опыта полученные результаты оформляются в виде таблицы:

  Вид позы Вид математического примера   Время решения в секундах Анализ резуль-татов: правильно –1, неправильно – 0
Стоя на одной ноге    
    Средний показатель:  
Сидя за столом    
    Средний показатель:  

Оцените полученные результаты, Объясните причину расхождений временных параметров при деятельности в разных условиях. В выводах укажите значение обстановочной афферентации в организации целе-направленного поведения (умственной деятельности).

Работа 3. Анализ этапов организации ФУС целенаправленного поведения.

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Укажите динамику развёртывания ФУС целенаправленного поведе­ния с краткой характеристикой функционального значения каждого её этапа.

Ситуационные задачи:

1. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом эксперимента одна из них выпила большое количество воды. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

2. Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания по­пугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Почему?

3. В финальном матче футбольного чемпионата мира были травмированы два игрока - по одному из каждой команды. Пришлось поместить их в больницу. Ввиду того, что травмы были совершенно идентичны по степени тяжести и локализации, обоим футболистам назначили одинаковое лечение. Кто из них выздоровел раньше?

4. Так называемый «детектор лжи» предназначен для проверки, говорит ли человек правду. На каких принципах организации ФУС поведения основан этот метод?

Занятие 7.

Тема занятия: Физиология ФУС, поддерживающей оптимальный для метаболизма кислотно-основной баланс в организме. Роль буферных и выделительных систем.

Цель занятия: Изучить периферические и центральные механизмы поддержания на оптимальном уровне одной из наиболее жестких констант организма: рН внеклеточной среды.

Знать Уметь
1) Показатели кислотно-основного равновесия в биологических жидко-стях организма, их значение для метаболических процессов. 2) Общую схему организации ФУС регуляции кислотно-основного рав-новесия, её центральные и перифе-рические элементы, роль буферных систем крови, а также лёгких, почек, органов пищеварения, пото-вых желёз в поддержании рН крови.   Оценивать лабораторные показатели кислотно-основного баланса органи-зма. Использовать знания о системных механизмах восстановления кислот-но-основного равновесия в случаях его отклонения от нормы для ана-лиза защитно-приспособительных реакций организма. Анализировать роль различных уров-ней и механизмов регуляции рН крови при действии внутренних и внешних факторов среды с целью определения мер профилактики и коррекции нарушений кислотно-основного баланса.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

1. Физиологическая характеристика буферных систем крови.

2. Гемато-энцефалический барьер и его роль в поддержании рН церебро-спинальной жидкости.

3. Физиологические соединения гемоглобина.

4. Понятие ацидоза и алкалоза. Химическая составляющая показателя рН.

Контрольне вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Общая характеристика рН жидких сред и тканей организма, как жёсткая константа. Факторы на неё влияющие. Физиологическое значение для жизнедеятельности.

2. Аппарат контроля, рецепция результата. Характеристика перифериче-ских и центральных хеморецепторов.

3. Характеристика центров регуляции оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия, расположенных на уровне ствола мозга, гипоталамуса, лимбической системы, коры больших полушарий.

4. Механизмы саморегуляции рН на тканевом уровне. Принцип разведения в тканях кислых продуктов обмена веществ, включение их в дальнейшие процессы окисления (цикл Кори).

5. Состав и свойства буферных систем крови и тканевой жидкости. Их значение в регуляции рН.

6. Центральные механизмы поддержания оптимального для организма кислотно-основного баланса. Роль дыхательных рефлексов.

7. Механизмы почечной регуляции. Кислотообразующая функция почек.

8. Роль других выделительных органов в регуляции кислотно-основного баланса: пищеварительного тракта, потовых желёз.

В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:

1. Укажите физиологические показатели рН следующих жидких сред организма человека и их функциональное значение.

рН артериальной крови

рН венозной крови

рН цереброспинальной жидкости

рН тканевой жидкости

рН желудочного сока

рН мочи

2. Укажите основные химические реакции восстановления рН с участием буферных систем: гемоглобиновой, карбонатной, фосфатной и белковой. Отметьте, в каких биологических жидкостях они наиболее эффективны.

Информационный блок.

Постоянство кислотно-основного баланса зависит от взаимодействия нескольких механизмов: активности процессов обмена, буферных свойств крови, газообмена в лёгких, функции выделительных органов.

Буферы организма образованы слабой кислотой и сопряжённым сильным основанием, являются первым «рубежом обороны», поддерживающим рН его биологических жидкостей.

Клеточные буферы составляют около 88% буферной ёмкости организма. Из них наиболее эффективны фосфатный (в 400 раз превышает ёмкость аналогичного буфера крови) и белковый (в 20 раз превышает ёмкость белкового буфера крови), бикарбонатный – только в 2,5 раза по ёмкости больше буфера крови.

Мощность буферов крови: бикарбонатного – ёмкость в плазме составляет 53%, в эритроцитах - 30%. Мощность гемоглобинового буфера в эритроци-тах 55%. Мощность белкового буфера крови составляет всего 7%, фосфат-ного – 5%.

Роль костной ткани: при хронических ацидозах ионы Н поступают в кости в обмен на Са, К, Nа (явление остеопороза, гиперкалиемии). При алкалозе ионы Н костной ткани замещаются на Са, К, Nа крови со снижением их концентрации в плазме.

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Механизм:Наличие Н+/К+-АТФ-зы (протонной помпы) на мембране секреторных микроворсинок париетальных клеток. Источником Н+ является процесс диссоциации Н2СО3, при участии карбоангидразы. Ионы НСО3 перемещаются в кровь, в обмен на ионы Cl-.

Схема функциональной системы регуляции оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Механизмы активной секреции ионов Н в мочу: При ацидозе усиление реабсорбции в нефроне бикарбонатов с целью сохранения щелочного резерва. Усиление секреции Н+ и синтеза аммиака, их выведение в виде аммонийных солей и кислых фосфатов.

Компенсаторная рефлекторная гипервентиляция – увеличение лёгочной вентиляции, например, в 2 раза при снижении рН на 0,1.

Компенсаторная рефлекторная гиповентиляция – уменьшение лёгочной вентиляции, например, в 2 раза при повышении рН на 0,1.

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.

2. Физиология человека: Атлас динамических схемК.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

5. Нормальная физиология. В 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н. Яков-лев, И.Е. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Том 2. Частная физиология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 288 с.

6. Введение в курс физиологии здорового ребёнка. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 2 курса педиатричес-кого факультета по нормальной физиологии. Владимирова Л.П., Фельдше-ров Ю.И.-Издательство ДВГМУ, 2007. - 124с.

7. Физиология дыхания и выделения. Гомеостатические функциональные

системы. Учебно-методическое пособие/ С.Ю. Крыжановская, Н.С. Емель-яненко, Ю.И. Фельдшеров.- Издательство ДВГМУ, 2009. – 79 с.

8. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

Тематика рефератов:

1. Источники протонов в организме.

2. Роль пищеварительного тракта в регуляции рН. Значение метаболичес-ких процессов в печени.

Практические работы:

Работа 1. Анализ пневмограммы после произвольной гипервентиляцией на основании изменений показателей кислотно-основного баланса и реакций его восстановления.

На представленном образце графической регистрации движений грудной клетки после произвольного увеличения глубины и частоты дыхания у испытуемого наблюдаются компенсаторные изменения пара-метров лёгочной вентиляции. Опишите эти изменения дыхания. Обоснуйте их причину возможными отклонениями со стороны рН крови, вызванными глубоким и частым дыханием. Объясните механизм изменения лёгочной вентиляции после пробы. В выводах укажите роль внешнего дыхания в регуляции кислотно-основного баланса организма.

Функциональная схема формирования слова, фонемы - student2.ru

Работа 2. Системные механизмы поддержания в организме оптимального для метаболизма кислотно-основного равновесия при отклоне-ниях рН крови от физиологического уровня.

После длительной интенсивной физической нагрузки исследование крови у спортсмена с помощью микрогазоанализатора выявило величину её рН = 7,2. Оцените этот показатель. Используя схему ФУС регуляции кислотно-основного баланса, опишите динамику восстановления реакции крови до оптимального уровня с включением всех элементов системы.

В выводах укажите значение кислотно-основного состояния организма для его жизнедеятельности, физиологические пределы возможных колеба-ний рН крови. Перечислите основные факторы, вызывающие эти сдвиги.

Ситуационные задачи

1. Как изменится у человека устойчивость к развитию ацидоза при железо-дефицитной анемии? С чем связана основная причина этих изменений?

2. При нарушении функции лёгких в крови повышается уровень углекис-лого газа и снижается рН. Через некоторое время рН возвращается к норме. Объясните механизмы восстановления рН.

3. После длительной речевой нагрузки для профилактики головной боли лектору предложили выпить чай с лимоном. Обоснуйте физиологический механизм этого воздействия.

4. Человек придерживается вегетарианской диеты. Какие изменения могут у него обнаружиться со стороны кислотно-основного баланса и рН мочи?

Занятие 8.

Тема занятия: Физиология ФУС, обеспечивающей оптимальный для

Наши рекомендации