Cхема функциональной системы, обеспечивающей выделение мочи из организма

Cхема функциональной системы, обеспечивающей выделение мочи из организма - student2.ru

Регуляция мочеиспускания.

Cхема функциональной системы, обеспечивающей выделение мочи из организма - student2.ru

Резервуарная функция мочевого пузыря проявляется благодаря пластич-ности гладкой мускулатуры его стенок и симпатических влияний, а также высоким тонусом наружного сфинктера под действием соматических нер-вов из спинальных сегментов L 1-2.

Опорожнение мочевого пузыря обеспечивается влияниями парасимпати-ческих центров из спинальных сегментов S 2-4 на гладкую мускулатуру его стенок и торможением соматических центров тонуса наружного сфинк-тера пирамидной системой.

Участие скелетных мышц в актах мочеиспускания и дефекации обеспе-чивает возможность сознательного влияния на особенности ритуала пове-дения. Процесс обучения с вовлечением в регуляцию высших отделов головного мозга устанавливает произвольный компонент этих актов, кото-рый закрепляется после первого года жизни.

Подключение через пирамидный тракт, ретикулярную формацию комп-лекса натуживания с сокращением мышц брюшной стенки и диафрагмы оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему (см. изменение гемодинамики при прессорной пробе).

Cхема функциональной системы, обеспечивающей выделение мочи из организма - student2.ru Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология:Учебник./Под ред. К.В.Судакова.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2012.–880 с

2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

нформационное агентство», 2008. – 232 с.

3. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

4. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

5. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.

6. Физиология системы пищеварения и обмена веществ. Учебно-методи-ческое пособие. Сазонова Е.Н. Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2009. - 90с.

7. Физиология дыхания и выделения. Гомеостатические функциональные системы. Учебно-методическое пособие. Крыжановская С.Ю., Емельянен-ко Н.С., Фельдшеров Ю.И. Хабаровск: Издательство ДВГМУ, 2009. – 79 с.

Тематика рефератов:

1.Возрастные изменения мочеобразования и мочеотделения.

2.Ферменты крови и мочи человека как показатель функцио­нального сос-тояния пищеварительных желез.

3. Физиологические основы возникновения запоров и диарей.

Практические работы.

Работа 1. Анализ единых принципов структурно-функциональной орга-

низации выделительных систем дефекации и мочевыведения.

Роль внутренних и внешних контуров саморегуляции.

1. Представьте характеристику общей структуры внутренних контуров саморегуляции выделительных систем: тип рецепторов, исполнительных элементов, расположение центров регуляции и их взаимодействие.

2. Опишите общие принципы включения внешнего контура регуляции (ритуала поведения) в этих выделительных ФУС: взаимосвязь низших центров с высшими, формирование позыва и доминирующей мотивации, организацию произвольного компонента с изменением состояния исполни-тельных органов.

В выводах определите роль внутреннего контура системной саморегу-ляции для подготовки этих специфических поведенческих актов. Назовите факторы, которые могут повлиять на формирование актов мочевыведения и дефекации.

Работа 2. Анализ мочевыделения при пробах с водной нагрузкой и

сухоедением.

Опишите динамику выведения мочи после разового приёма пациентом 1,5 л воды (см. результаты работы 2 занятия14) и при выполнении пробы с сухоедением. Укажите причины изменения частоты позывов на мочеиспу-скание и выведения разных по объёму и плотности порций мочи при про-ведении таких исследований.

Ситуационные задачи

1. У больного после травмы полностью нарушена связь спинного мозга на границе между грудным и поясничным отделами. Каким образом это повреждение отразится на акте дефекации?

2. Отразится ли на процессе дефекации частое произвольное сдерживание позывов? В чём это может проявиться?

3. Какие рефлекторные влияния может оказать акт дефекации на другие функциональные системы? Приведите примеры.

Наши рекомендации