Развитие двигательного навыка в онтогенезе
Навык двигательный (Н.Д.) – это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точек (действие выполняется автоматизированнее), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.
Н.Д. является индивидуально приобретенными двигательным актом, формируется на основе механизма временных связей.
Навык– способ выполнения действия, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка – динамический стереотип.
· с 2-месячного возраста начинается развитие движений рук ребенка в направлении видимого предмета, его захватывание;
· формирование способности удерживать головку завершается к 3 месяцу жизни;
· в возрасте 3-х месяцев начинается осваивание навыка ползания и пользование им до начала ходьбы;
· в 4—5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот; затем обратно;
· с 5-месячного возраста ребенок при поддержке взрослых учится переступать;
· в 6—7 месяцев ребенок начинает садиться, встает на четвереньки;
· в возрасте 7—8 месяцев ребенок может вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за предметы;
· в период от 9 до 12 месяцев развитие двигательной активности характеризуется двумя главными событиями.
Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плановыми. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчивый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрослых (игры, обучение). В 11 месяцев дети пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, нанизывают кольца на стержень.
Во-вторых, к концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке;
· на втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте обнаруживаются элементы «полёта» (прыжки в длину);
· на третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте;
· в возрасте 3 - 5 лет появляется игровая деятельность, что способствует развитию высшей нервной деятельности, тренировке памяти;
· в 4—5 лет ему доступны разнообразные и сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акробатические упражнения;
· в возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов и усиливается концентрация нервных процессов;
· наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного мозга;
· к 13—14 годам скорость однократного движения значительно возрастает. В дальнейшем темп увеличения скорости движения замедляется и к 16-17 годам даже несколько снижается. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного движения вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20 – 30 годам.
Практическая часть:
Задание 1.Определите основные соматометрические показатели, результаты измерений занесите в тетрадь в виде протокола.
Дата обследования:
Число полных лет на момент обследования:
Соматометрические показатели | Результат измерения |
Задание 2.Постройте профиль физического развития.
Пользуясь таблицей 1 статистических показателей физического развития, составьте протокол по форме:
Показатель | Результат измерений (Р) | М | σ | σ св |
1. Рост стоя | ||||
2. Вес | ||||
3. ОГК | ||||
4.Сила кисти | ||||
5.Сила кисти |
σ св = Р-М
σ
где М - средние арифметические показатели в зависимости от пола и возраста;
σ - среднее квадратическое отклонение (численное значение σ берется из таблицы 1, оно различно для каждого из 5 показателей: рост, вес, ОГК и т.д.);
σ св - свое значение ;
Р - измерения ( 1 занятие).
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ
физического развития школьников г. Вологды
МАЛЬЧИКИ
Воз-раст | Рост | Вес | ОГК | Сила кисти правой | Сила кисти левой | Становая сила | Спирометрия | |||||||
м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | |
7 лет | 120.5 | 5.0 | 23.3 | 1.1199999990 | 61.7 | 2.5 | 12.1 | 3.7 | 11.2 | 2.6 | 38.2 | 9.0 | ||
8 лет | 125.0 | 5.0 | 25.1 | 1.9 | 62.4 | 1.6 | 13.0 | 4.2 | 12.5 | 3.8 | 44.0 | 7.0 | ||
9 лет | 130.0 | 5.5 | 28.3 | 3.1 | 65.4 | 2.8 | 16.4 | 5.0 | 14.5 | 4.8 | 42.7 | 12.2 | ||
10 лет | 136.0 | 5.8 | 29.7 | 2.3 | 70.3 | 0.5 | 21.0 | 5.2 | 17.3 | 4.7 | 50.5 | 14.8 | ||
11 лет | 140.0 | 5.7 | 32.3 | 3.2 | 69.5 | 2.9 | 20.8 | 4.5 | 20.4 | 4.0 | 55.0 | 15.0 | ||
12 дет | 145.0 | 6.8 | 37.4 | 3.8 | 70.4 | 7.5 | 25.7 | 4.8 | 22.3 | 3.9 | 63.6 | 17.2 | ||
13 лет | 151.0 | 8.6 | 42.9 | 2.8 | 74.2 | 3.8 | 25.5 | 6.6 | 22.3 | 2.9 | 78.6 | 21.3 | ||
14 лет | 157.0 | 7.7 | 47.3 | 2.6 | 77.3 | 1.9 | 35.2 | 8.1 | 33.1 | 6.6 | 101.0 | 16.6 | ||
15 лет | 162.0 | 7.4 | 50.9 | 4.5 | 79.7 | 3.5 | 36.1 | 8.3 | 30.7 | 7.5 | 110.0 | 34.0 | ||
16 лет | 167.0 | 6.8 | 53.7 | 4.7 | 80.0 | 5.2 | 39.6 | 9.6 | 36.5 | 9.6 | 120.0 | 11.4 | ||
17 лет | 169.0 | 6.6 | 61.0 | 5.1 | 88.4 | 4.2 | 46.4 | 9.7 | 46.2 | 12.9 | 127.0 | 32.3 | ||
18 лет | 169.0- | 6.6 | 61.3 | 4.6 | 89.2 | 3.9 | 46.0 | 5.8 | 43.8 | 7.6 | 135.0 | 32.6 |
ДЕВОЧКИ
Воз-раст | Рост | Вес | ОГК | Сила кисти правой | Сила кисти левой | Становая сила | Спирометрия | |||||||
м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | м | σ | |
7 лет | 120.0 | 5.5 | 22.5 | 2.5 | 59.9 | 2.6 | 9.9 | 2.2 | 9.5 | 2.0 | 34.9 | 8.3 | ||
8 лет | 124.7 | 6.0 | 25.9 | 2.5 | 60.8 | 2.9 | 13.2 | 4.1 | 12.6 | 4.4 | 42.7 | 12.2 | ||
9 лет | 133.0 | 4.4 | 29.1 | 1.5 | 63.6 | 2.3 | 13.4 | 3.2 | 13.4 | 3.7 | 42.6 | 12.2 | ||
10 лет | 135.0 | 5.0 | 29.5 | 2.4 | 65.0 | 2.4 | 16.7 | 4.0 | 18.3 | 5.0 | 44.5 | 11.0 | ||
11 лет | 141.0 | 7.0 | 34.1 | 3.9 | 67.0 | 5.4 | 19.6 | 5.8 | 15.2 | 4.7 | 46.2 | 13.3 | ||
12 лет | 146.0 | 7.0 | 38.7 | 4.8 | 69.9 | 3.5 | 20.3 | 5.0 | 18.4 | 4.2 | 54.0 | 17.6 | ||
13 лет | 151.0 | 6.3 | 43.1 | 6.3 | 73.7 | 1.6 | 23.8 | 5.8 | 22.0 | 6.4 | 66.8 | 12.9 | ||
14 лег | 156.0 | 5.4 | 50.1 | 2.7 | 78.3 | 1.9 | 30.9 | 6.6 | 26.4 | 5.7 | 71.5 | 17.6 | ||
15 лет | 158.0 | 5.7 | 51.7 | 5.6 | 78.0 | 4.2 | 26.5 | 6.8 | 24.1 | 5.5 | 80.8 | 33.9 | ||
16 лет | 158.0 | 5.6 | 51.8 | 5.1 | 80.0 | 5.2 | 36.4 | 8.2 | 33.5 | 7.2 | 82.8 | 27.4 | ||
17 лег | 159.0 | 5,4 | 55.5 | 5.6 | 82.5 | 3.9 | 32.4 | 6.5 | 30.2 | 4.5. | 87.4 | 29.0 | ||
18 лет | 160.0" | 5,7 | 55.4 | 6.0 | 83.6 | 4.4 | 34.2, | 7.0 | 31.2 | 7.0 | 89.0 | 33.0 |
Задание 3.Постройте масштабную сетку в соответствии с М и σ.
-2 σ - σ М + σ + 2 σ | ||||||
1. Рост стоя | ||||||
2. Вес | ||||||
3. ОГК (в паузе) | ||||||
4. Сила правой кисти | ||||||
5. Сила левой кисти |
Занесите в данную сетку результаты собственных измерений, отметив их точками.
Проанализируйте полученный профиль вашего физического развития по двум направлениям.
а) уровень физического развития:
· низкий (если профиль умещается в интервале от - 2 σ и ниже);
· ниже среднего (если профиль умещается в интервале от - σ до - 2 σ);
· средний (если профиль умещается в интервале от - σ до + σ);
· выше среднего (если профиль умещается в интервале от + σ до + 2 σ);
· высокий (если профиль умещается в интервале от + 2 σ и выше).
б) степень пропорциональности:
· физическое развитие пропорциональное (амплитуда профиля по горизонтали укладывается в интервале 1,5 σ);
· физическое развитие непропорциональное (амплитуда профиля по горизонтали более 1,5 σ).