Развитие двигательного навыка в онтогенезе

Навык двигательный (Н.Д.) – это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точек (действие выполняется автоматизированнее), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

Н.Д. является индивидуально приобретенными двигательным актом, формируется на основе механизма временных связей.

Навык– способ выполнения действия, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка – динамический стереотип.

· с 2-месячного возраста начинается развитие движений рук ребенка в направлении видимого пред­мета, его захватывание;

· формирование способности удерживать головку завершается к 3 месяцу жизни;

· в возрасте 3-х месяцев начинается осваивание навыка ползания и пользование им до начала ходьбы;

· в 4—5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот; затем обратно;

· с 5-месячного возраста ребенок при под­держке взрослых учится переступать;

· в 6—7 месяцев ребенок начинает садиться, встает на четвереньки;

· в возрасте 7—8 месяцев ребенок может вставать, стоять и опускать­ся, придерживаясь руками за предметы;

· в период от 9 до 12 месяцев развитие двигательной активности ха­рактеризуется двумя главными событиями.

Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плановыми. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчивый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрос­лых (игры, обучение). В 11 месяцев дети пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один пред­мет на другой, нанизывают кольца на стержень.

Во-вторых, к концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке;

· на втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте обнаруживаются элементы «полёта» (прыжки в длину);

· на третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте;

· в возрасте 3 - 5 лет появляется игровая деятельность, что спо­собствует развитию высшей нервной деятельности, тренировке памяти;

· в 4—5 лет ему доступны разнообразные и сложные движе­ния: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акроба­тические упражнения;

· в возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов и усиливается концентрация нервных про­цессов;

· наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного мозга;

· к 13—14 годам скорость однократного движения значительно возрастает. В дальнейшем темп увеличения скорости движения замедляется и к 16-17 годам даже несколько снижается. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного движения вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20 – 30 годам.

Практическая часть:

Задание 1.Определите основные соматометрические показатели, результаты измерений занесите в тетрадь в виде протокола.

Дата обследования:

Число полных лет на момент обследования:

Соматометрические показатели     Результат измерения  

Задание 2.Постройте профиль физического развития.

Пользуясь таблицей 1 статистических показателей физического развития, составьте протокол по форме:

Показатель   Результат измерений (Р)     М   σ       σ св
1. Рост стоя              
2. Вес                  
3. ОГК                  
4.Сила кисти                  
5.Сила кисти        

σ св = Р-М

σ

где М - средние арифметические показатели в зависимости от пола и возраста;

σ - среднее квадратическое отклонение (численное значение σ берется из таблицы 1, оно различно для каждого из 5 показателей: рост, вес, ОГК и т.д.);

σ св - свое значение ;

Р - измерения ( 1 занятие).

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ

физического развития школьников г. Вологды

МАЛЬЧИКИ

Воз-раст   Рост   Вес   ОГК   Сила кисти правой   Сила кисти левой   Становая сила   Спирометрия  
    м   σ   м   σ   м   σ   м   σ   м   σ   м   σ   м   σ  
7 лет   120.5   5.0   23.3   1.1199999990   61.7   2.5   12.1   3.7   11.2   2.6   38.2   9.0      
8 лет   125.0   5.0   25.1   1.9   62.4   1.6   13.0   4.2   12.5   3.8   44.0   7.0      
9 лет   130.0   5.5   28.3   3.1   65.4   2.8   16.4   5.0   14.5   4.8   42.7   12.2      
10 лет   136.0   5.8   29.7   2.3   70.3   0.5   21.0   5.2   17.3   4.7   50.5   14.8      
11 лет   140.0   5.7   32.3   3.2   69.5   2.9   20.8   4.5   20.4   4.0   55.0   15.0      
12 дет   145.0   6.8   37.4   3.8   70.4   7.5   25.7   4.8   22.3   3.9   63.6   17.2      
13 лет   151.0   8.6   42.9   2.8   74.2   3.8   25.5   6.6   22.3   2.9   78.6   21.3      
14 лет   157.0   7.7   47.3   2.6   77.3   1.9   35.2   8.1   33.1   6.6   101.0   16.6      
15 лет   162.0   7.4   50.9   4.5   79.7   3.5   36.1   8.3   30.7   7.5   110.0   34.0      
16 лет   167.0   6.8   53.7   4.7   80.0   5.2   39.6   9.6   36.5   9.6   120.0   11.4      
17 лет   169.0   6.6   61.0   5.1   88.4   4.2   46.4   9.7   46.2   12.9   127.0   32.3      
18 лет   169.0-   6.6   61.3   4.6   89.2   3.9   46.0   5.8   43.8   7.6   135.0   32.6      

ДЕВОЧКИ

Воз-раст   Рост   Вес   ОГК   Сила кисти правой   Сила кисти левой   Становая сила   Спирометрия  
    м   σ     м   σ     м   σ     м   σ     м   σ   м   σ   м   σ  
7 лет   120.0   5.5   22.5   2.5   59.9   2.6   9.9   2.2   9.5   2.0   34.9   8.3      
8 лет   124.7   6.0   25.9   2.5   60.8   2.9   13.2   4.1   12.6   4.4   42.7   12.2      
9 лет   133.0   4.4   29.1   1.5   63.6   2.3   13.4   3.2   13.4   3.7   42.6   12.2      
10 лет   135.0   5.0   29.5   2.4   65.0   2.4   16.7   4.0   18.3   5.0   44.5   11.0      
11 лет   141.0   7.0   34.1   3.9   67.0   5.4   19.6   5.8   15.2   4.7   46.2   13.3      
12 лет   146.0   7.0   38.7   4.8   69.9   3.5   20.3   5.0   18.4   4.2   54.0   17.6      
13 лет   151.0   6.3   43.1   6.3   73.7   1.6   23.8   5.8   22.0   6.4   66.8   12.9      
14 лег   156.0   5.4   50.1   2.7   78.3   1.9   30.9   6.6   26.4   5.7   71.5   17.6      
15 лет   158.0   5.7   51.7   5.6   78.0   4.2   26.5   6.8   24.1   5.5   80.8   33.9      
16 лет   158.0   5.6   51.8   5.1   80.0   5.2   36.4   8.2   33.5   7.2   82.8   27.4      
17 лег   159.0   5,4   55.5   5.6   82.5   3.9   32.4   6.5   30.2   4.5.   87.4   29.0      
18 лет   160.0"   5,7   55.4   6.0   83.6   4.4   34.2,   7.0   31.2   7.0   89.0   33.0      

Задание 3.Постройте масштабную сетку в соответствии с М и σ.

  -2 σ - σ М + σ + 2 σ
1. Рост стоя                          
2. Вес                          
3. ОГК (в паузе)                          
4. Сила правой кисти                          
5. Сила левой кисти                          

Занесите в данную сетку результаты собственных измерений, отметив их точками.

Проанализируйте полученный профиль вашего физического развития по двум направлениям.

а) уровень физического развития:

· низкий (если профиль умещается в интервале от - 2 σ и ниже);

· ниже среднего (если профиль умещается в интервале от - σ до - 2 σ);

· средний (если профиль умещается в интервале от - σ до + σ);

· выше среднего (если профиль умещается в интервале от + σ до + 2 σ);

· высокий (если профиль умещается в интервале от + 2 σ и выше).

б) степень пропорциональности:

· физическое развитие пропорциональное (амплитуда профиля по горизонтали укладывается в интервале 1,5 σ);

· физическое развитие непропорциональное (амплитуда профиля по горизонтали более 1,5 σ).

Наши рекомендации