Раздел второй: условия жертвоприношения (удхия)
Для совершения жертвоприношения (удхия) необходимо соблюдение шести условий:
Условие первое: животное, приносимое в жертву, должно быть домашним скотом (бахимат аль-ан‛ам). Такими животными являются только верблюды, коровы, овцы и козы (Каждое из данных видов животных может быть как мужского, так и женского пола.) Это условие основывается на следующих словах Всевышнего: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной (бахимат аль-ан‛ам), которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным» (Коран, 22:34).
В понятие «домашний скот» (бахимат аль-ан‛ам) входят только верблюды, коровы, овцы и козы, как это употребляется в арабской речи. Это мнение аль-Хасана аль-Басри, Катады и многих других учёных.
Условие второе: жертвенное животное должно достигать соответствующего возраста, определённого Шариатом. Если это овца или баран, то животное должно быть полугодовалым (джаза‛а[1]: т.е. не меньше 6-ти месяцев), если же это другое животное, то оно должно достичь зрелого возраста (санийя[2]). Это условие основывается на словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не закалывайте животных, не достигших зрелости (мусинна[3]), кроме тех случаев, когда это тяжело для вас, а овец закалывайте полугодовалыми (джаза‛а)»Хадис привёл Муслим.
________________________
[1] В арабском языке каждый этап жизни животного имеет своё название. Словом «джаза‛а» (جذعة) арабы называют овец, достигших шести месяцев.
[2] Зрелая (Санийя/ثنية) – это также одно из названий возраста домашнего скота в арабском языке. У разных животных возраст «санийя» различен.
[3] Мусинна (مسنة) — это более широкое понятие, чем «санийя». Если «санийя» — это животное, только достигшее зрелости, то «мусинна» более широкое понятие, которое включает в себя все возрастные этапы животного, начиная со зрелости (санийя) и старше.
________________________
Понятие «мусинна» включает в себя все возрастные этапы, начиная со зрелости (санийя) и старше, а полугодовалым (джаза‛а) называется животное, ещё не достигшее возраста зрелости (санийя).
Зрелым верблюдом (санийя) называется животное, достигшее пяти лет. Зрелой коровой (санийя) называется животное, достигшее двух лет. Козы и овцы считаются достигшими зрелого возраста (санийя), когда им исполняется один год. Полугодовалым (джаза‛а) считается животное, достигшее шести месяцев. Считается недействительным жертвоприношение (удхия) верблюдов, коров и коз до достижения ими зрелого возраста (санийя), и овец до достижения полугодовалого возраста (джаза‛а),(Говоря иначе, возраст жертвенного верблюда должен быть не менее пяти лет, коровы не менее двух лет, козы не менее года, овцы не менее шести месяцев.).
Условие третье: жертвенное животное должно быть лишено пороков и недостатков, которые делают жертвоприношение недействительным. Всего эти пороки делятся на четыре вида:
1) Явный дефект глаз, когда у животного глубоко впалые глаза, или, наоборот, выпуклые, или они полностью белые, что явно указывает на их дефект.
2) Явная болезнь, симптомы которой наблюдаются у животного, когда его лихорадит, оно не пасётся, у него нет аппетита; когда на животном явно видна парша, способная испортить мясо и повлиять на его санитарную чистоту, а также, если животное имеет глубокую рану, влияющую на состояние его здоровья или имеет другие заболевания, подобные названным.
3) Явная хромота, которая мешает животному правильно двигаться во время ходьбы.
4) Чрезмерная худоба, из-за которой животное лишается костного мозга.
Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, чего следует избегать при выборе жертвенных животных, то он указал рукой и сказал: «Четыре [вида животных]: хромающее животное с явным искривлением, животное с ярко выраженным дефектом глаз, животное, болезнь которого очевидна и исхудавшее животное, у которого нет костного мозга(Данную особенность животноводы определяют по поведению и внешнему виду животного.)» Хадис привёл Малик в сборнике «аль-Муватта» со слов Бараа ибн ‛Азиба.
В другой версии этого хадиса также сообщается, что Бараа ибн ‛Азиб сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал среди нас и сказал: «Четыре вида животных не дозволены в качестве жертвоприношения (удхия)…», и далее перечислил то же, что и в вышеприведённом хадисе.
Эти четыре недостатка делают животное непригодным для жертвоприношения (удхия) по причине их ущербности. Непригодными для жертвенного заклания (удхия) являются также животные, обладающие подобными или более серьёзными недостатками, нежели четыре упомянутых вида. Для жертвоприношения также непригодны следующие животные:
1) ‛Амья (العمياء) — животное слепое на оба глаза.
2) Мабшума (المبشومة) — животное, переевшее и страдающее несварением желудка. Такое животное непригодно до тех пор, пока не восстановится и пока не исчезнет риск его гибели.
3) Мутаваллида (المتولدة) — животное после тяжёлых родов. Такое животное также непригодно для жертвоприношения (удхия), пока не исчезнет риск его гибели.
4)Животное, получившее травму, от которой оно может умереть, например, вследствие удушья, падения. Такое животное непригодно, пока не исчезнет риск его гибели.
5) Замани (الزمنى) — животное, которое не может ходить.
6)Животное, у которого отсутствует одна из конечностей.
Если мы прибавим эти недостатки к тем четырём, что были упомянуты в тексте хадиса, то общее число пороков, делающих животное непригодным для жертвенного заклания (удхия), будет равняться десяти; шесть этих и четыре перечисленных выше.
Условие четвёртое: жертвенное животное должно принадлежать тому, кто совершает жертвоприношение (удхия), либо оно должно быть дозволенным ему по Шариату, либо он должен иметь разрешение хозяина. Принесение в жертву (удхия) животного, которым человек не владеет недействительно. К таким животным относятся незаконно присвоенные, ворованные животные, либо отнятые у хозяина посредством лживого иска, обманных притязаний и другими подобными способами. Ведь поклонение не считается действительным, если ради его совершения человек ослушался Аллаха в чем-то другом.
Если опекун совершит жертвоприношение (удхия) на деньги сироты, и если такие действия считаются обычными в данном обществе, а не совершение жертвоприношения, по причине отсутствия личных средств, доставит моральные страдания опекуну сироты, то такое жертвоприношение будет действительным.
Также позволяется совершать жертвоприношение (удхия) по поручению другого человека за его деньги.
Условие пятое: животное, приносимое в жертву, никак не должно быть связано с правами других людей. Поэтому не разрешается приносить в жертву (удхия) животное, находящееся в залоге. (Имеется в виду животное, временно отданное в качестве залога за долг).
Условие шестое:человек должен совершить заклание жертвенного животного (удхия) в ограниченный Шариатом временной отрезок, который начинается сразу после завершения праздничной молитвы в День Заклания (яум ан-нахр)[1] и до захода солнца в последний из дней Ташрика[2], который является тринадцатым днём месяца Зу-ль-хиджа. Таким образом, время, в которое полагается совершить забой жертвенных животных – это четыре дня: день ‛Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) после праздничного намаза и три последующих дня. Поэтому, если человек зарежет животное до окончания праздничной молитвы или после захода солнца в последний день Ташрика, его жертвоприношение будет недействительным. Сообщается со слов Бараа ибн ‛Азиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил забой жертвенного животного до того, как прочитал праздничную молитву, пусть принесёт в жертву другое животное». Хадис привёл аль-Бухари.
_______________________
[1] День Заклания (яум ан-нахр/ يوم النحر) – десятый день месяца Зу-ль-хиджа, который является двенадцатым месяцем лунного календаря по исламскому летоисчислению. В этот день паломники совершают заклание жертвенных животных, а мусульмане всего мира, не участвующие в паломничестве (Хадж), отмечают праздник, который известен как ‛Ид аль-Адха или Курбан –Байрам.
[2] Дни Ташрика (أيام التشريق) – это три последующих дня после Дня Заклания (яум ан-нахр/ ‛Ид аль-Адха/ Курбан–Байрам) 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зу-ль-хиджа. Эти дни паломникипроводят в долине Мина, каждый день бросая камни в три места, именуемые джамаратами и поминая при этом Аллаха. «Ташрик» в переводе с арабского означает «вяление/сушение», потому что на протяжении всех последующих дней после Дня Заклания люди разрезали полосками и повсюду развешивали мясо жертвенных животных для того, чтобы высушить это мясо и предохранить его от порчи, так это название и закрепилось за этими днями.
______________________
Сообщается со слов Нубейша аль-Хузали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха, Велик Он и Славен» Хадис привёл Муслим.
Если же опоздание произошло по уважительной причине, например, от человека убежало жертвенное животное без упущения с его стороны, и он нашёл его только по завершении положенного времени; или было дано поручение другому, а тот забыл выполнить его вовремя, то в таком случае нет ничего порицаемого, если жертвенное животное будет зарезано по истечении указанного времени, т.к. у человека была веская причина. Основой для такого облегчения служит аналогия (кыяс), проведённая между этой ситуацией и ситуацией, когда человек просыпает время молитвы или забывает, а потом совершает её после того, как проснётся или вспомнит о ней.
Также разрешается заклание жертвенных животных (удхия) как днем, так и ночью, но днём лучше, а если это сделано в день праздника (‛Ид аль-Адха) сразу после (праздничной) проповеди, то это ещё лучше. И каждый предыдущий из этих дней важнее последующего, потому что в скором выполнении данного предписания выражается стремление человека спешить в совершении добрых дел.
3. Раздел третий: разъяснение того, какой вид и какие качества являются самыми лучшими в жертвенном животном, и что в нём является нежелательным (макрух).
Самым лучшим видом жертвоприношения (удхия) является заклание целого верблюда[1], затем меньше по степени идёт заклание целой коровы, затем овцы, затем козы, затем седьмой части верблюда, затем седьмой части коровы.
[1] (Т.е. когда человек совершает жертвенный забой верблюда только от себя и своей семьи и ни с кем не вступает в долю).
Лучшим же в плане качества для принесения в жертву (удхия) животным является самое приятное на вид, наиболее упитанное и мясистое. Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принес в жертву двух больших рогатых черно-белых баранов» Хадис привел аль-Бухари.
Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет им доволен Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принес в жертву (удхия) огромного не оскоплённого барана, с черным ртом, черными глазами и черными конечностями» Хадис привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа, ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший,достоверный».
Сообщается, что Абу Рафи‛, вольноотпущенник Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение, то обычно он покупал для этого двух больших жирных баранов»,или как говорится в другом риваяте этого хадиса:«…оскопленных…» Хадис привел Ахмад.
«Оскопленные», т.е. кастрированные. Такие бараны лучше не оскопленных тем, что их мясо приятнее на вкус. Неоскопленный баран, в свою очередь, лучше тем, что он имеет более совершенный облик, и все его органы в сохранности.
Мы упомянули самые лучшие виды жертвоприношений (удхия) и самые лучшие качества жертвенных животных. Теперь мы упомянем нежелательные качества (макрух):
1)‛Адба (العضباء) — животное, у которого отрезана половина или более рога или уха.
2) Мукабаля (المقابلة) — животное, которое имеет надрез по ширине уха с передней стороны.
3) Мудабара (المدابرة) — животное, которое имеет надрез по ширине уха с задней стороны.
4) Шарка (الشرقاء) — животное, которое имеет надрез вдоль уха.
5) Харка (الخرقاء) — животное, у которого обожжено ухо.
6) Мусфара (المصفرة) — животное, у которого ухо отрезано настолько, что виден слуховой канал.
7) Муста‛саля (المستأصلة) — животное, у которого рог отвалился полностью.
8) Бахка (البخقاء) — животное, которое потеряло один глаз, но другой остался.
9) Мушайя‛а (المشيعة) — овца, которая из-за своей слабости не идёт вместе со стадом и отстаёт, и которую необходимо постоянно подгонять, чтобы она шла вместе со всеми.
Все эти качества нежелательны (макрух), о чём сообщается в хадисах, предостерегающих от того, чтобы совершать заклание (удхия) животных, обладающих вышеперечисленными недостатками. Эти качества отнесены к категории нежелательных (макрух) действий, а не запретных (харам), по причине сопоставления хадисов, предостерегающих от данных качеств, и хадиса, передаваемого со слов Бараа ибн ‛Азиба, который мы приводили в третьем условии жертвоприношения (удхия).
Также к нежелательным (макрух) для жертвенных животных качествам относятся и другие, подобные вышеперечисленным, это:
1) Батра (البتراء) — это верблюды, коровы или козы, у которых отрезана половина хвоста.
2)Животное, у которого отрезано меньше половины курдюка. Если же у животного отрезана половина курдюка или больше, то, по мнению большинства учёных, такое животное вообще непригодно для жертвенного заклания (удхия). Если же животное от рождения не имеет курдюка, то оно пригодно для жертвоприношения (удхия).
3)Животное с отрезанным членом. (Не надо путать с оскоплённым животным, так как при оскоплении удаляется только мошонка, а член остаётся.).
4)Животное, которое потеряло зубы, даже если у него выпали только верхние или нижние резцы (передние зубы). Если же зубы отсутствуют у животного от рождения, то заклание (удхия) такого животного не является нежелательным (макрух).
5)Животное, у которого отрезан хотя бы один сосок вымени. Если же соски отсутствуют у животного от рождения, то заклание (удхия) такого животного не является нежелательным (макрух). Если же у животного прекратилась выработка молока, а соски целые, то его разрешается приносить в жертву (удхия).
Если мы прибавим эти пять нежелательных качеств (макрух) к девяти вышеперечисленным, то их общее число составит четырнадцать.