Особенности высшей нервной деятельности ребенка
Анализ электроэнцефалограмм детей разного возраста показывает, что подкорковые структуры, которые являются наиболее филогенетически древними образованиями мозга и играют очень важную роль в обеспечении жизненно важных функций, вызревают значительно раньше, чем высшие отделы централи нервной системы. Медленная активность в электроэнцефалограмме, отображает их функционирования, практически сформирована уже в грудном возрасте и регистрируется уже у новорожденных детей.
Структурно-функциональное созревание коры большого мозга и вступления главной роли в корково-подкорковой взаимодействия является чрезвычайно важным в поведенческих реакциях ребенка. Рост тормозного влияния коры на подкорковые структуры способствует нарастанию сдержанности, контролируемости и осознанности поступков. Усиление организующей роли коры большого мозга, которое наблюдается в течение длительного индивидуального развития ребенка, является основой для формирования процессов внимания и сосредоточения.
Признаки элементарной, так называемого непроизвольного внимания, или ориентировочной реакции, обусловлены внезапными раздражителями, можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Они выражаются в вегетативных и поведенческих реакциях: изменения дыхания, частота сердечных сокращений, повороте головы, глаз, прекращении иной деятельности. Уже в детском возрасте отмечается вовлечение коры большого мозга в реакции на внешние сигналы, оказывается в некотором изменении ритмической электрической активности мозга. Однако этот корковый компонент ориентировочной реакции в детском возрасте очень существенно отличается от того, что наблюдается у взрослых.
Ребенок рождается со сравнительно небольшим количеством врожденных безусловных рефлексов. В реакцию-ответ на раздражители включается весь организм, что связано с широкой иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе. На ранних стадиях развития ребенка, когда морфологическое развитие коры большого мозга еще не достиг достаточной зрелости, наблюдаются генерализованные реакции, которые регулируются подкорковыми структурами мозга.
У новорожденных детей выраженный сосущий рефлекс в ответ на раздражение рецепторов губ, кожи, околоротовой области, щек, слизистой оболочки языка. Из защитных рефлексов хорошо развит мигательный рефлекс. У новорожденных выражен хватательный рефлекс на прикосновение к ладони и хватательный рефлекс ноги на раздражение передней части подошвы.
Воздействуя на кожу новорожденного, можно вызвать рефлексы на болевые и температурные раздражения, на изменение положения тела, лабиринтный рефлекс головы.
На звуковые раздражения новорожденные реагируют общими реакциями типа содрогания, общего двигательного беспокойства с изменением частоты дыхания и сердечных сокращений. Это примитивный ориентировочный рефлекс. Ориентировочный рефлекс разных анализаторов уже в первые дни жизни ребенка, в тот период жизни, когда еще отсутствуют приспособительные реакции типа условных рефлексов, является биологически важной формой приспособительной деятельности организма, которая обеспечивает элементарный анализ раздражений. Ориентировочный рефлекс, как и другие безусловные рефлексы у детей раннего возраста стимулирует ответ организма на внешние раздражения и способствует образованию условно - рефлекторных связей.
До 10-12-го дня жизни под влиянием условий окружающей среды меняется характер безусловных рефлексов новорожденного. Сужаются рефлексогенные зоны ряда безусловных реакций, подавляется или перестраивается многие из них. В этой перестройке врожденных рефлекторных реакций основную роль играют условно - рефлекторные связи.
У детей с первых дней условно – рефлекторное значение имеют только интероцептивные импульсы, связанные с процессами дыхания, пищеварения.
В течение первых 3-4 недель жизни большую часть времени ребенок спит, образование условных рефлексов ограничено коротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний с безусловным рефлексом. Условные рефлексы, выработанные в течение 1-го месяца жизни, неустойчивы. Условные рефлексы на пищевые раздражители вырабатываются раньше и оказываются более прочными, чем на защитные и на раздражение экстерорецепторы.
В грудном возрасте все анализаторные системы ребенка достигают значительного совершенства и включаются в образование условно – рефлекторных связей.
В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток дети этого возраста легко погружаются в запредельное торможение и сон. Безусловное торможение сказывается уже в первые дни жизни ребенка. Условное торможение у грудных детей уже начинает вырабатываться, но из-за слабости возбудительного процесса, выраженности ориентировочного рефлекса течение этого процесса тяжелое, с большими индивидуальными различиями.
Четкое дифференцирование искусственных зрительных и слуховых раздражителей наблюдается в 3-4 месяца. Еще позже производится запаздывающее торможение.
Во второй половине первого года жизни период бодрствования ребенка возрастает до 10:00 в сутки. Это приводит к выработке большого количества новых условных рефлексов, развивается запаздывающее торможение. Важную роль в этом возрасте играет внешнее торможение, которое задерживает, тормозит нежелательные реакции у ребенка действием других раздражителей, обусловливающие ориентировочную реакцию.
Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребенок реагирует на слова, произнесенные окружающими. Развитие моторной речи начинается с 1,5-месячного возраста. К концу первого года жизни для ребенка значимыми становятся комплексы екстерорецептивних раздражений, и среди них слово.
Поведение ребенка 2-3-го года жизни характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Существенно меняются условно рефлекторная деятельность ребенка этого возраста. На втором году жизни с обобщенного мира, окружающего ребенка, начинают выделяться некоторые предметы как обособленные комплексы раздражений. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на показатели величины, массы, удаленности предметов, начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя речи.
Возраст от 3 до 5 лет в развитии высшей нервной деятельности ребенка существенно отличается от предыдущего периода. Прежде всего меняется характер ориентировочных реакций. Растет сила нервных процессов - это видно по снижению тенденции к генерализации возбуждения и по развитию четких индукционных отношений между процессами возбуждения и торможения.
Внешнее торможение перестает играть такую большую роль, как это было раньше. Все большее значение приобретает внутреннее торможение, хотя прочность полученного тормозного эффекта все еще невелика. Дети этого возраста производят большое количество динамических стереотипов. Возможности переработки стереотипов до 5 лет растут.
От 5 до 7 лет в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры большого мозга существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов.
С семи лет завершается в основном дифференцировка нервной ткани в коре большого мозга. Нервные клетки приобретают характерную форму и становятся похожими на клетки взрослого человека. Усиленно развиваются ассоциативные волокна, которые связывают различные отделы коры большого мозга.
Нервные процессы имеют очень значительную силу и уравновешенность. Достаточно хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Дифференцировка раздражителей происходит легко, быстро меняются условно - рефлекторные связи. Однако внутреннее торможение, как и раньше, требует упражнения, тренировки с целью усиления.
Итак, дошкольный и младший школьный возраст характеризуются особенностями непроизвольного внимания, обусловленными незрелостью физиологических механизмов, которые определяют становление этой психической функции. Формирование механизмов непроизвольного внимания является чрезвычайно важным фактором обеспечения оптимальных условий приема внешней информации, а следовательно, и процесса обучения. Но еще важнее для осуществления процессов восприятия в условиях огромного количества внешней информации и ее резкого увеличения в школьном возрасте является становление механизмов произвольного внимания, которые обеспечивают отбор характерных сигналов, соответствующих интересам ребенка, его намерениям и задачам, которые стоят перед ней.
Восприятие и первичный анализ внешних сигналов в проекционных отделах коры, где заканчиваются проводящие пути от периферических аппаратов, происходит на очень ранних этапах развития. Уже в новорожденых и младенцев в этих отделах коры регистрируются ответы, изменяются при изменении характера раздражителя, что свидетельствует о возможности принятия качественно специфической информации в раннем детском ресницы данные представляют большой интерес для решения одной из важнейших педагогических проблем - вопрос о сроках начала сенсорного воспитания.
В реализации процесса восприятия участвуют также другие непроэкционные, так называемые ассоциативные зоны коры, функцией которых является взаимодействие сигналов, поступающих с различных анализаторных систем.
В школьном возрасте участие непроэкционных зон усиливается и совершенствуется. Это в наибольшей степени характерно для лобных отделов коры большого мозга. Увеличение степени участия в процессе восприятия лобных зон отмечается в старшем школьном возрасте.
С включением лобных зон коры в процесс восприятия связано формирование произвольного внимания. Это определяется ролью лобных зон в анализе словесных сигналов, принятии решения и организации деятельности. Именно лобные отделы коры является тем аппаратом, обеспечивающим сложные формы активации, которые обусловлены языковыми инструкциями и лежат в основе произвольного внимания.
Становление функций центральной нервной системы процесс длительный, охватывающий весь школьный возраст. Особенности функционирования высших отделов центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста в значительной степени определяют специфику таких важнейших психических функций, как восприятие и внимание. Формирование физиологических механизмов, лежащих в основе реализации этих функций, связанное с созреванием различных отделов коры большого мозга, становлением ее главной регулирующей роли в корково-подкорковой взаимодействия.
В период морфофункционального созревания высших отделов центральной нервной системы очень большая пластичность мозга.
Информация, поступающая из внешнего мира, является тем решающим фактором, который приводит в действие пластические механизмы и способствует прогрессивному морфофункциональному развитию мозга, реализации тех колоссальных потенциальных возможностей, которые дает мозг. В школьном возрасте, когда завершается МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО вызревания коры и состоят характерные для взрослых корково-подкорковые взаимоотношения, восстанавливаются характерные для этого индивида типологические особенности. Однако, как качества нервных процессов генетически предопределены, в процессе жизнедеятельности под влиянием внешних воздействий они могут быть существенно изменены. В процессе деятельности можно повысить скорость протекания нервных процессов, их подвижность и их силу. Направленные воздействия на основные качества нервных процессов в детском возрасте наиболее эффективны, они могут существенно влиять на формирование типологических особенностей и характер поведения ребенка.
В поведении подростков отмечается очевидное преимущество возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватные раздражителям, которые их обусловили. Появляется широкая генерализация возбуждения: все реакции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища. Процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется, что заставляет предполагать ослабление высшего функционального уровня коры деятельности - второй сигнальной системы. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиение, сосудистые расстройства, одышка является показателем усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры большого мозга. В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения.
Для юношеского возраста характерны высокая степень функционального совершенства нервной системы, большая подвижность нервных процессов.