Нарушение высшей нервной деятельности детей школьного возраста и их профилактика
Самым распространенным нарушением деятельности высшей нервной системы является неврозы. В наше время в разных странах, среди детского и взрослого населения отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости неврозами. Это связано с влиянием различных факторов, в частности несоответствием современного уровня научно-технического прогресса степени развития психофизической адаптации организма людей, особенно детей и подростков.
Большой объем информации, предусмотренный новыми школьными программами, необходимость постоянного ее осмысления, усвоения и запоминания, требование владения современными техническими средствами, вызванная компьютеризацией учебных курсов и т.д. - это реалии современного бытия ученика среднего общеобразовательного учебного заведения. Современный темп обучения и жизнедеятельности детей и подростков требует от них значительных нервно-психических затрат, которые на фоне уменьшения физических нагрузок, плохого питания и экологических катаклизмов становятся факторами возникновения у них невротических расстройств.
Проблему неврозов исследовал известный физиолог И. П. Павлов. Установленные им три основные причины возникновения функциональных неврозов у животных (перенапряжение процессов возбуждения, торможения или их подвижности) вызывают неврозы у людей.
Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате осложнения особо важных для человека жизненных ситуаций. Он проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатических явлений.
Для невроза характерны следующие признаки:
1) наличие психогенной причины заболевания, которая связана с особенностями межличностных отношений в социальном окружении (классе, семьи и т.д.);
2) доминирование эмоциональных и соматовегетативных нарушений в клинической картине невроза как специфических проявлений этого заболевания;
3) возвратность клинических расстройств после длительного отдыха, социо и психотерапии, общеукрепляющего и транквилизирующего (успокаивающего) лечения.
Таким образом, очевидно, что при неврозах не меняется анатомическая целостность ЦНС, а наблюдаются только функциональные расстройства. Это отличает их от органических заболеваний нервной системы, при которых нарушения их деятельности обусловливается повреждением нервной ткани.
Характерной особенностью невроза является осознание больным своих
нарушений, способность управлять своим поведением и адекватно оценивать действительность.
Возникновение неврозов ускоряют специфические личностные качества, индивидуально-типологические особенности ВНД, а также психофизическая ослабленность в результате заболеваний, истощения, интоксикации. Итак, причина возникновения невроза обусловлено взаимодействием психотравмирующей ситуации с выходными характеристиками личности.
Современная классификация неврозов базируется на особенностях клинических проявлений болезни. Выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний и истерический невроз.
Неврастения является одной из наиболее распространенных форм неврозов. Для нее характерно сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с усталостью и истощением, которые быстро развиваются. Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции, является результатом неблагоприятной семейной атмосферы, длительного волнения, физического и умственного перенапряжений. Заболевание может длиться несколько месяцев, а при наличии обстоятельств, истощают организм, приобретает признаки хронического и протекает в течение многих лет. Способствуют выздоровлению устранения действия негативных факторов, отдых и лечение.
Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением в процессе мышления идей, представлений, влечений, сомнений, воспоминаний сопротивление желанию человека. Несмотря на критическое отношение к навязчивым явлениям, человек не может избавиться от них усилием воли. Частыми проявлениями этой формы невроза является фобические расстройства, например, страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и тому подобное. Встречаются навязчивый страх высоты, лестниц, тесных помещений. Такие переживания являются причиной развития состояния безнадежности, нерешительности, растерянности. Еще одним ярким примером навязчивых состояний является вера в предрассудки. У здорового человека также иногда возникают навязчивые сомнения или опасения, но они кратковременны, легко преодолеваются и не подчиняют себе его поведение. Невроз навязчивых состояний чаще всего оказывается у взрослых людей, однако формируется в детском и подростковом возрасте.
Истерический невроз характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к воздействию внешних раздражителей, бурными проявлениями экспрессивности, эмоциональных и двигательных реакций. Настроение у истериков настойкое , характерен быстрый переход от слез к смеху и наоборот, а также склонность к фантазированию. В них могут возникать различные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в театральных позах, громких вздыхающим, стонах, заламывании рук, вырывание волос. Вегетативные расстройства проявляются в виде нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (икота, рвота и т.д.). К сенсомоторных расстройств прежде всего относятся гиперкинезии (дрожание рук, ног, всего тела), парезы, временные расстройства речи. Эти расстройства не связаны с органическими поражениями центральной нервной системы и имеют функциональный характер.
Следует отметить, что у детей и подростков встречаются также называемые системные неврозы. Они дополняют симптоматику какого-то определенного невроза еще и такими проявлениями, как расстройства речи, недержания мочи и т.д.
В 60-е годы XX в. в медицинской, психологической, педагогической литературе появился новый термин "школьный невроз". Он характеризуется многими симптомами (плаксивостью, потерей аппетита, чрезмерной потливостью, расстройствами сна, нарушением речи и т.п.), среди которых доминируют стойкий страх перед школой и нежелание ее посещать. Характерно, что симптомы усиливаются не только в той ситуации, когда нужно идти в школу, но и при обычном упоминании о ней. Проявления клинической картины этого невроза могут встречаться и у вполне здоровых детей, однако специфическое сочетание симптомов "школьного невроза" отличается от обычной вредности или упрямства. Для предотвращения возникновения и развития "школьного невроза" нужно в дошкольный период интеллектуально, морально и физически готовить детей к школе: привлекать к посещению подготовительной группы детского сада, приучая их к жизни в коллективе, дома играть с детьми "в школу", учить их читать , писать и т.п.
1983 М.М.Ханашвили, исследуя проблему неврозов, ввел понятие "информационный невроз". Причиной его он определил одновременное действие триады таких факторов, как избыток информации, нехватка времени для ее восприятия и обработки и высокая мотивация, то есть желание ее усвоения. Информационные неврозы возникают у школьников в период семестровых зачетов, выпускных экзаменов, в одаренных детей - при подготовке к конкурсам, олимпиадам и тому подобное.
Особую актуальность среди ученых, педагогической общественности и родителей приобрел вопрос о предупреждении дидактогенних нервно-психических состояний. Они возникают тогда, когда педагог плохо информирован о психофизиологических особенностях учащихся и о действии слова как физиологического раздражителя. Общаясь с учениками, педагог постоянно (сознательно или бессознательно) влияет на психическое состояние своих воспитанников, способен одним словом, жестом или поступком вызвать положительный или отрицательный отзыв со стороны отдельного ученика или всего класса. Таким образом, дедактогенные неврозы, или дидактогения - это психогенные нарушения работоспособности или здоровья ребенка или подростка, вызванные непрофессиональными действиями учителя (педагогического коллектива) в процессе организации обучения или воспитания. К таким действиям, кроме негативных коммуникативных влияний, следует отнести такие факторы, как объем учебной нагрузки, характер расписания, особенности организации обучения (на уроке, во время четвертных или семестровых зачетов, экзаменов) и отдыха (во время перерыва, выходных, каникул).
Учитель следует помнить, что у детей нервная система более возбуждающая, чем у взрослых, вследствие чего она быстрее истощается. Эту особенность центральной нервной системы детей нужно учитывать при организации учебно-воспитательной работы в школе. Так, если на уроке долгое время занимаются однообразной умственным трудом, при которой возбуждаются одни и те же участки ЦНС, то последняя быстро устает и деятельность ее очень затрудняется. В результате у детей снижается интерес, внимание и вообще их работоспособность. Поэтому на уроках учитель должен применять различные методы и приемы работы, продолжительность каждого из которых должна быть по возможности небольшим. При изменении методов и видов работы нагрузки с одних участков ЦНС переносится на другие, и поэтому значительно отдаляется время наступления ее утомления. С этой же целью после длительной умственной работы следует устраивать перерывы, проводить физкультминутки, в течение которых нервные центры, усиленно работали, могли бы отдохнуть.
Общая атмосфера в школьном заведении должна определяться доброжелательным отношением участников учебного процесса друг к другу, базироваться на уважении как к учителю, так и ученику, последовательности и разумности требований, гражданской порядочности и честности.
Важным условием предотвращения нарушений нервной системы у детей и подростков является гигиеническая организация сна. Сон - это наиболее полноценный отдых для организма. Положительные изменения в функциональном организма происходят только при условии достаточной продолжительности сна, соблюдении режима засыпания и пробуждения.
Количество часов сна, которая необходима школьнику в зависимости от возраста
Возраст и количество часовсна в сутки
6-7 лет 12-13 Дневной сон - один раз в день
8-10 лет 11-12 Дневной сон - по медицинским указаниям
11-12 лет 10-11
13-14 лет 9,5-10
15-16 лет 9-9,5
Полноценность отдыха во время сна зависит от вида деятельности ребенка перед сном, гигиенического состояния помещения, часы последнего приема пищи. Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе (20-30 мин.), Которую можно использовать для общения с ребенком.
Недопустимо, чтобы незадолго до сна дети вместе со взрослыми смотрели телепередачи, читали художественную литературу, слишком возбуждает их нервную систему. Это может стать причиной затруднения засыпания и беспокойного сна. Промежуток времени между ужином и сном должен составлять не менее 2:00.
Ребенок должен спать в хорошо проветренном помещении. Постель должна быть обязательно отдельной, широкой и достаточно жесткой, чтобы предотвратить недостатков осанки. Недосыпание, если оно даже незначительное, но часто повторяется, негативно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, снижает сопротивляемость организма к усталости, ухудшает успешность в обучении. Аккумулированное недосыпание является частой причиной неврозов.
Лечить неврозы у детей должен врач. Задача тех, кто окружает, воспитывает и учит детей - осуществлять профилактику подобных нарушений и создавать обстановку, способствующую устранению или смягчению действия травмирующих факторов, не допускать непрофессионализма в отношении детей, оценке результатов их учебных достижений. Именно эти проблемы исследует такая наука, как психогигиена.
Психогигиена школьников изучает различные аспекты проявления процесса обучения на психику детей и связана с проблемами воспитания.
При работе с детьми разных возрастных групп необходимо учитывать их индивидуально-типологические особенности и закономерности развития на разных этапах онтогенеза.
В младшем школьном возрасте очень важно сформировать у детей положительные мотивации к обучению, общению с педагогами и сверстниками. Необходимо, чтобы учащиеся получали удовольствие от умственного труда, чувствовали радость познания нового. Большое значение приобретают совместные усилия родителей и учителей, спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, формирование навыков рациональной организации режима дня.
В период полового созревания в организме подростков происходят функциональные изменения большинства систем и органов. Значительные изменения происходят и в их ВНД. Типичными проявлениями поведения в этом возрасте является неуравновешенность (в мышлении, чувствах, поступках), быстрая утомляемость и чрезмерная раздражительность, появление сексуальных влечений.
В пубертатный период возрастает чувствительность к действию таких негативных факторов, как нерациональное соотношение между умственной и физической деятельностью, неполноценный отдых, конфликты, недостаточное пребывание на свежем воздухе, нарушение режима дня и т. Тяжелых и опасных последствиях для здоровья и жизни подростка могут быть вызваны употреблением наркотических веществ, алкоголя, курением. Расстройства психики у подростков могут вызвать негативные эмоции в результате несправедливого отношения к ним, безразличия или, наоборот, назойливой опеки, предвзятой оценки их личности или результатов деятельности.
Педагогам и родителям очень важно найти такие формы и методы работы, которые были бы интересны для подростков, переключали их внимание на виды деятельности, отвлекали от сексуальных переживаний, уменьшали остроту проблем психологического и морально-этического характера, раскрывали их способности и гармонизировали развитие личности.