Лабораторная работа № 2. Тема: Обратимость отравления рыб ядами
Тема: Обратимость отравления рыб ядами
Цель: изучение обратимости отравления рыб ядами.
Материалы и оборудование:живая рыба, два аквариума, отстоянная водопроводная вода, карболовая кислота, сачки, стеклянная палочка, электростимулятор, ЭПГ, электрическая лампа.
Задание
1 Приготовьте два аквариума с водой: контрольный (без токсиканта), опытный с (токсикантом).
2 Проведите сравнительное наблюдение за поведением рыб до, в момент и после интоксикации.
3 Проведите эяектропневмографическое изучение дыхания рыб до, в момент и после интоксикации.
4 Сделайте вывод.
Содержание
Токсические вещества оказывают негативное влияние на рыб, проявляющееся в патологических и функциональных изменениях в организме. Экспериментально доказана возможность обратимости отравления рыб некоторыми ядами, т.е. возвращение их организма в нормальное физиологическое состояние после патологических сдвигов, вызванных токсикантами.
Обратимость отравления зависит от природы и химических свойств яда, времени воздействия, концентрации, степени поражения, видовых особенностей поражения рыб и других факторов.
Изучение обратимости различных интоксикаций представляет интерес по двум причинам. Во-первых, степень обратимости токсического процесса должна учитываться при характеристике степени вредности испытуемого вещества и может служить показателем устойчивости рыб к ядам, во-вторых, для прогнозирования исхода интоксикации в случае кратковременного попадания рыб в отравленную зону реки, залпового сброса большого количества промышленных стоков, содержащих вредные примеси в естественные водоёмы.
Ход работы
Приготовьте два аквариума с чистой, отстоянной в течение суток, водопроводной водой. В одном из них создайте концентрацию карболовой кислоты из расчета 100 мг/л.
Поместите подопытную рыбу в аквариум с чистой водой. После успокоения рыбы от стресса, вызванного пересадкой, проведите наблюдения за ее поведением. Обратите внимание на положение рыбы в аквариуме (у дна, в толще воды, у поверхности) на движения плавников и нижней челюсти, на характер общей двигательной активности рыбы. Затем проведите электропневмографическое изучение дыхательного ритма рыбы, охарактеризовав частоту и глубину ее дыхания. Возбудите подопытную рыбу различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением стеклянной палочкой, электрическим током, светом лампочки. Наблюдайте за ответной реакцией рыбы на раздражители. При этом следует помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбе успокоиться. Результаты наблюдений запишите в графу «чистая вода» таблица 1.
Затем подопытную рыбу поместите в аквариум с токсикантом (карболовая кислота). Постоянно наблюдайте за её поведением, отмечая особенности поведенческих реакций рыб в токсическом растворе. Через 25 мин пребывания рыб в отравленной токсикантом воде проведите наблюдения, аналогичные в предыдущем опыте с рыбой в чистой воде. При этом обратите особое внимание на изменение в поведении рыбы, ответных реакций на раздражители, характера дыхательной деятельности в растворе токсиканта в сравнении с таковыми в опыте с чистой водой. Результаты наблюдений запишите в соответствующую графу таблицы 1 (раствор токсиканта).
После снятия показателей в аквариуме с токсикантом пересадите подопытную рыбу в аквариум с чистой водой. Проведите наблюдения за её поведение, отмечая постоянное восстановление её поведенческих реакций. Через 25 мин нахождения рыбы в аквариуме с чистой водой (после пересадки из токсического раствора) проведите полные исследования её поведения и дыхательного ритма, аналогичные в предыдущих опытах. Результаты наблюдений запишите в соответствующую графу таблицы 1 (чистая вода после токсиканта).
В конце работы сопоставьте результаты экспериментальных исследований и сделайте вывод об обратимости отравления рыб токсикантами.
Таблица 1 – Поведение и дыхательный ритм подопытной рыбы в различных условиях эксперимента
№ | Показатели | Условия эксперимента | ||
Чистая вода | Раствор токсиканта | Чистая вода после токсиканта | ||
Поведение | ||||
Реакция на раздражители: | ||||
а) прикосновение | ||||
б) шум | ||||
в) свет | ||||
г) электрический ток | ||||
Частота дыхания | ||||
Глубина дыхания |
Вопросы для контроля
1 Что включает в себя понятие обратимости отравления рыб ядами?
2 Какова практическая роль обратимости токсического процесса?
3 В каких условиях проявляется обратимость отравления рыб ядами?
Лабораторная работа № 3
Тема: Синергизм и антагонизм ядов (1)
Цель: изучение роли синергизма и антагонизма ядов для рыб
Материалы и оборудование: живая рыба, аквариумы, отстоянная водопроводная вода, соли меди, цинка, сачки, стеклянная палочка, электростимулятор, ЭПГ, электрическая лампа, набор инструментов (кювета, ножницы, скальпель, пинцет, препаровальные иглы), вата, марля.
Задание
1 Приготовьте 4 аквариума: один контрольный (с чистой водой) и три опытных (с токсикантнами).
2 Сравните поведение рыб в контрольном и опытных аквариумах.
3 Проведите электропневмографическое изучение дыхания рыб в различных вариантах опыта
4 Проведите паталогоанотомические исследования опытных рыб.
5 Сделайте вывод.
Содержание
Большинство сточных вод промышленных и бытовых предприятий имеет сложный химический состав. Следовательно, важно знать не только токсичность отдельных компонентов, но и их комбинированное действие. Комбинированное действие компонентов сточных вод проявляется в виде синергизма, антагонизма или независимого совместного действия. Синергизм это явление взаимодействия двух или нескольких компонентов, при котором токсический эффект выше, чем каждого компонента в отдельности. Антагонизм это отрицательный синергизм, то есть действие компонентов, противоположное друг другу, в результате чего токсический эффект смеси снижается. Антагонизм может быть физиологический (противоположное действие на одну и ту же функцию организма) и химический (нейтрализация веществ в результате химического взаимодействия).
Ход работы
Приготовьте четыре аквариума с чистой отстоянной водопроводной водой. Один из них будет служить контролем. В оставшиеся три опытных аквариума добавьте соли тяжелых металлов следующих концентраций: в первый – 0,5 г/л сернокислой меди, во второй – 0,5 г/л хлористого цинка и в третий – 0,5 г/л сернокислой меди и хлористого цинка. Подберите четыре подопытных рыбы, одинаковых по виду, возрасту, размеру и поместите каждую из них в аквариумы с вышеуказанными вариантами токсикантов и в контроль. После успокоения рыб от стресса, вызванного пересадкой, проведите постоянное наблюдение за их поведением. Обратите внимание на положение рыбы в аквариумах (у дна, в толще воды, у поверхности), на движения плавников, мышц, челюстей, на характер двигательной активности. Регулярно через 15-20 мин. возбуждайте подопытных рыб различными раздражителями: шумом (стук по стеклу), прикосновением стеклянной палочки, электрическим током, светом лампочки, отмечая особенности их ответной реакции в различных вариантах эксперимента. При этом необходимо помнить, что после действия каждого раздражителя необходимо давать рыбам успокоится.
Через час после начала опытов проведите электропневмографическое изучение дыхательного режима рыб (определите частоту и глубину дыхания) в различных вариантах опытов. Затем дождитесь и зафиксируйте время наступления стадии отравления: «потеря равновесия» и «агония» опытных рыб. После гибели рыб в опытных аквариумах проведите визуальный осмотр внешних органов и тканей. Обратите внимание на количество слизи, состояние кожных покровов, жабр и плавников (окраска, кровоизлияния и т.д.). Затем всех подопытных рыб вскройте и отметьте наличие или отсутствие патологических изменений (окраска, консистенция) во внутренних органах и тканях. По мере выполнения работы, результаты исcледований записывайте в таблице 1. В конце эксперимента проведите сравнительный анализ полученных данных и сделайте вывод о результатах совместного токсического действия на рыб солей меди и цинка
Таблица 1 – Результаты токсического влияния натрия и кальция на рыб
№ | Показатели | Контроль | Опыт № 1 CuSO4 | 0пыт № 2 ZnCI2 | 0пыт № 3 CuSО4+ ZnCl2 |
Поведение | |||||
Реакция на раздражи-тели | |||||
Частота дыхания | |||||
Глубина дыхания | |||||
Время «потери равно-весия» | |||||
Время наступления агонии | |||||
Изменение внешних органов | |||||
Изменения внутренних органов |
Вопросы для контроля
1 Какое явление взаимодействия ядов называется антагонизмом и синергизмом?
2 В чём отличие проявления антагонизма и синергизма токсикантов?
3 Каковы формы проявления антагонизма и синергизма?