Выходите из состояния ихрама и живите как обычно, а когда наступит день ат-тарвия
т.е. 8-ое число месяца Зу-ль-Хиджа. Днем ат-тарвия он назван потому, что в этот день делались запасы воды на последующие дни, т.е. для поения паломников питьевой водой и для прочих нужд. См. “Ан-Нихаййа”.
(снова) войдите в состояние ихрама с намерением совершить хадж. А то, с чем вы пришли, сделайте умрой!”).
То есть совершите вместо хаджа аль-ифрад, который вы намеревались совершить первоначально, умру, потом выйдите из состояния ихрама, и живите как обычно (до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа). См. «Фатх аль-Бари».
34- Тогда встал Сурака бин Малик бин Джу’шум [, находившийся у подножия аль-Марвы,] и спросил: “О, посланник Аллаха! [Эта (в другой формулировке передается: “прерванный нами (хадж в пользу умры)”)] наша умра предписана [ли] нам только в нынешнем году или навсегда [, на вечные времена]?” [Он (т.е. Джабир) сказал:] «Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: “Умра вошла в хадж [вплоть до Дня Воскресения](Ан-Навави сказал: “Большинство ученых считает, что смысл этих слов заключается в допустимости совершения умры в месяцы хаджа, что делало недействительным практику времен доисламского невежества (джахилии), когда умра в месяцы хаджа была запрещена и считалось одним из смертельных грехов. Причиной такого убеждения у курайшитов было то, что они думали что если люди будут совмещать умру с хаджем, то они перестанут приезжать на умру отдельно и это отразиться на их торговле),
и это (предписано вам) на вечные времена [, на вечные времена”] [(, повторив это) три раза]» ( И в этом указание на то, что тот кто совершит хадж таматтуъ снимает с себя сразу две обязанности хаджа и умры.).
35- [Он сказал: “О, посланник Аллаха! Объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?” Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено”. (Сурака) спросил: “Так зачем же [тогда] делать что-то?” (Прим. редактора: т.е. зачем же делать то, что все равно невозможно изменить и чего невозможно избежать.) Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Действуйте, а каждому будет облегчено ”[(делать) то, ради чего он был создан”].
(В другом хадисе содержится следующее дополнение: “Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных”, после чего он, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал:
فأما من أعطى واتقى وصدق بالحسنى فسنيسره لليسرى وأما من بخل واستغنى وكذب الحسنى فسنيسره للعسرى
«Тому, кто отдавал должное и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным делам). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию)» (сура «Ночь», аяты 5-10). Этот хадис передали аль-Бухари и другие (мухаддисы).
Примечание: Есть две вещи, которые следует усвоить.
Первое - это то, что Всевышний хочет что-то от нас.
Второе – это то, что Он хочет сделать с нами.
И Он рассказал нам о том, что хочет от нас, и скрыл от нас то, что хочет сделать с нами. Поэтому, не следует заниматься тем, чего не знаешь, забывая и оставляя то, что знаешь.)
36- [Джабир сказал: “Он велел нам после выхода из состояния ихрама совершить жертвоприношение. (Это дар Заповедному Дому из скота, который ты приносишь в жертву Аллаху. “Ан-Нихаййа”. И это был приказ совершить жертвоприношение для хаджа. И он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение в десятый день зуль-хиджы, но позволил это сделать до десятого дня. И поэтому после умры является сунной принести жертвоприношение, но это не для того, кто делает таматтуъ. И поэтому ибн Умар приносил жертву после умры. Также по этой причине умру называли маленьким хаджем.).
Тогда мы стали собираться в группы, чтобы принести в жертву скот]. [На каждую группу, состоявшую из семи человек, приходилось по одному животному (бадана
(Прим. редактора: арабское слово бадана означает верблюдицу, приносимую в жертву в Мекке.))
[Тот, кто не мог найти жертвенного животного, должен был поститься три дня (во время хаджа), и еще семь – после возвращения домой”.
(Прим. редактора: в соответствии с Сунной паломнику не следует поститься 9 числа месяца Зу-ль-Хиджа (День стояния на Арафате). Так, например, сообщается, что Умм аль-Фадль, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день (стояния на) Арафате у людей возникли сомнения относительно того, постится пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или нет, и тогда я отослала ему питьё, а он выпил его» («Сахих» аль-Бухари). Что же касается тех мусульман, которые не совершают хадж, то им, наоборот, рекомендуется поститься в 9-й день месяца Зу-ль-Хиджа, поскольку, как передал Абу Катада, да будет доволен им Аллах, Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о соблюдении поста в день (стояния на) Арафате, и он сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года». (Муслим). Что касается 10 числа месяца Зу-ль-Хиджа (Ид аль-Адха/Курбан-Байрам/Праздник Жертвоприношения), то абсолютно всем мусульманам, совершают они хадж или нет, строго запрещено (харам) соблюдать пост в этот день. Так, «Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поститься два дня в году: в День Разговения (т.е. в Праздник Ид аль-Фитр/Ураза Байрам – прим. редактора) и в День Жертвоприношения (т.е. в Праздник Ид аль-Адха/Курбан-Байрам – прим. редактора)» (Аль-Бухари и Муслим). Наконец, что касается дней ат-ташрик (т.е. 11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджа), то в эти дни разрешается поститься паломникам, у которых не было возможности совершить жертвоприношение, о чем передали Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, сказав: «Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари и Муслим). Также те паломники, у которых не было возможности совершить жертвоприношение, могут начать трехдневный пост сразу же после умры, до восьмого дня зуль-хиджа, и додержать уразу семь дней, после возвращения домой. Если же они не выполнят этого, то для них становится обязательным жертвоприношение, так как они не выполнили то, что являлось заменой этому, по более правильному мнению.
В то же время согласно Сунне тем мусульманам, которые не совершают хадж, не следует поститься в дни ат-ташрик. Об этом свидетельствует следующий хадис, который передала Нубайша аль-Хузали, да будет доволен ею Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дни ат-ташрик – это дни еды, питья и поминания Великого и Всемогущего Аллаха»» (Муслим).)
37- [Он сказал: “Мы спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама?” Он сказал: “Полностью”«.”].
(Т.е. после совершения умры и до начала обрядов хаджа с человека снимаются налагаемые на находящихся в ихраме ограничения. Ибн Хаджар сказал: “По-видимому, сподвижники знали о том, что совершающий хадж выходит из состояния ихрама два раза, поэтому они хотели выяснить этот вопрос. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил им, что выходить из состояния ихрама следует полностью, поскольку умра предполагает лишь однократный выход из состояния ихрама”.
Примечение: среди ученых существует разногласие по поводу понимания слова “полностью”. Большинство ученых говорят, что речь идет о полном выходе из ихрама с условием пребывания на территории харама. Из современных ученых этого мнения придерживались шейх Ибн Баз и шейх Усаймин, да смилуется над ними Аллах. Другие же говорят, что пребывание в хараме не является условием, и человек даже может вернуться к себе домой. Из современных ученых на этом мнении остановился шейх Альбани.)
38- [Он (т.е. Джабир) сказал: “И нам стало так тяжко, что наши сердца из-за этого сжались].
ПРИБЫТИЕ В АЛЬ-АБТАХ
39- [Он сказал: “Мы направились в сторону долины (аль-батха)” (Аль-Батха – долина Мекки. Это место, расположенное к востоку от Мекки, называется аль-Абтах. Оно представляет собой широкое русло, дно которого устлано мелкими камешками, о чем сообщается в «Аль-Камусе» и других (толковых словарях).). Он сказал: “И (тут) один человек стал говорить: «Сегодня я возвращаюсь к своей семье»”]. (Сподвижники словно игнорировали (призыв выйти из состояния ихрама). Данный факт свидетельствует о том, что в душе некоторых из них, которые вышли из состояния ихрама сразу же после приказа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставался какой-то осадок. Что касается остальных людей, то они не спешили с выполнением приказа вплоть до следующей проповеди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которой он подтвердил веление прервать хадж в пользу умры. После этого сподвижники вышли из состояния ихрама, да будет доволен ими всеми Аллах.)
40- [Он сказал: “Мы вышли паломниками с намерением совершить только хадж. До стояния на Арафате оставалось всего четыре дня] (в другой версии хадиса сообщается: «пять [ночей]»), когда нам было велено освободиться (Прим. редактора: т.е. полностью выйти из состояния ихрама, что делало дозволенным вступление в интимные отношения с женами) для наших жен. И мы должны были явится на Арафат, а с наших органов должна была капать сперма. Он сказал: «Джабир рассказывал (и при этом жестикулировал) рукой (То есть, показывая рукой, как будет капать сперма). (Передатчик хадиса сказал: ) «Я будто вижу, как он говорит, жестикулируя рукой». [(Люди) сказали: “Как же мы сделаем это умрой, когда мы уже назвали это хаджем?”].
41- Он сказал: [“И эти (слова) каким-то неведомым для нас образом дошли до пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Было ли это передано ему с небес (указание на то, что убеждением сподвижников было то, что Аллах в небесах) или об этом ему сообщили люди, мы не знаем”.].
42- [Он встал] [и обратился к людям с проповедью
(Это уже была вторая проповедь. То есть проповедь, в которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил прерывание хаджа в пользу умры. Первая хутба была до ихрама, в ней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о микатах.),
(предварительно) восхвалив и восславив Аллаха]. Он сказал: [“О, люди! Разве вы хотите меня чему-то научить относительно религии Аллаха?!] Вам ведь ведомо, что я самый богобоязненный, правдивый и благочестивый из вас. [Так делайте же то, что я вам приказываю, ибо] если бы у меня не было с собой жертвенного животного, то я бы вышел из состояния ихрама так же, как и вы [, однако я не могу выйти из состояния ихрама, пока этот жертвенный скот не достигнет места своего назначения]
(То есть, пока этот скот не будет принесен в жертву в Мине в День Жертвоприношения).
Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных, поэтому выходите из состояния ихрама”].
43- [Он сказал: “Тогда мы вступили в интимные отношения с нашими женами, умастились благовониями и облачились в обычную одежду.] [Мы услышали и повиновались”].
44- [Все люди вышли из состояния ихрама и укоротили волосы, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, у кого были с собой жертвенные животные].
45- [Он сказал: “И ни у кого из них не было жертвенных животных, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Тальхи].
(Джабир сообщил только то, что было известно ему, и это ни в коей мере не противоречит тому, о чем рассказала Айша: “Жертвенные животные были у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра, Умара, а также у состоятельных мусульман”. Кроме того, ее сестра Асма сообщила следующее: “Аз-Зубайр, у которого было с собой жертвенное животное, также не вышел из состояния ихрама”. Вывод об отсутствии противоречий в этих хадисах следует сделать потому, что человек, которому известно доказательство, имеет преимущество перед тем, кто о нем не знает, а утверждающему отдается приоритет перед отрицающим.)
ПРИБЫТИЕ АЛИ ИЗ ЙЕМЕНА,КОТОРЫЙ ВОШЕЛ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА С ТЕМ ЖЕ НАМЕРЕНИЕМ,ЧТО И ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ
46- Али [, закончив порученное ему дело,] прибыл из Йемена с жертвенными животными для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал его туда судьей)
47- И он увидел среди людей, вышедших из состояния ихрама, Фатиму. [Она расчесала волосы], надела одежду из крашеной ткани и подвела глаза сурьмой. Он осудил ее за это [и сказал: “Кто велел тебе это?!”] (Так как, на тот момент, он ничего не знал о хадже таматтуъ). Она ответила: “Поистине, мой отец велел мне поступить так!”
48- Он (т.е. Джабир) сказал: “(Годы спустя,) когда Али находился в Ираке, он рассказывал: “Тогда я отправился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы пожаловаться на то, что сделала Фатима, и узнать его мнение обо всем, что она сообщила ему (Он пошел к нему как к отцу своей жены, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил его как пророк, разъясняя ему истин). Когда он рассказал ему о том, что осудил ее [, а она ответила: “Мой отец велел мне поступить так!”], пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Она сказала правду! Она сказала правду! [Она сказала правду!][Я велел ей поступить так”.].
49- Джабир сказал: “Далее он спросил Али: “Что ты сказал, когда начинал хадж?” Он (т.е. Али –) ответил: “Я сказал: “О, Аллах! Поистине, я вхожу в состояние ихрама с тем же намерением, что и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” (в этих словах указание на то что человек имеет право сделать намерение соответствующее намерению группы, с которой он отправился в хадж)
50- Тогда он сказал: “Поистине, со мной жертвенные животные, поэтому не выходи из ихрама(Так как с Али тоже были жертвенные животные, как на это указывает следующее предложение). [, а оставайся в том же состоянии, что и сейчас!”].
51- Жертвенные животные, которых привел с собой Али из Йемена, и с которыми пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, [из Медины], вместе составили сто [верблюдиц и коров].
52- Он сказал: “Все люди вышли из состояния ихрама
(Ан-Навави сказал: “Здесь содержится обобщение, под которым подразумевается ограничение, поскольку Айша не вышла из состояния ихрама и не гнала с собой жертвенное животное. Под словами “все люди вышли из состояния ихрама” имеется в виду большинство из них”.
Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: о том, что Айша, да будет доволен ею Аллах, не вышла из состояния ихрама, ясно передается во многих хадисах, в том числе и в хадисе Джабира (пункт№54). О том, что Айша не гнала с собой жертвенное животное, свидетельствуют ее собственные слова: “Из состояния ихрама вышли те, кто не гнал с собой жертвенных животных; в том числе и его жены, которые не гнали с собой жертвенный скот”. Этот хадис Айши передал Муслим и другие (мухаддисы)
и укоротили волосы
Если у человека не растут волосы, то ему следует провести лезвием по голове, так как бритье является обрядом., кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, у кого были с собой жертвенные животные”. Также из ихрама не вышла Айша, по причине того, что она совершала хадж ифрад, из-за месячных, которые у нее начались до прибытия в Мекку, и из-за того, что она не очистилась от них до восьмого дня зуль-хиджи..
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В МИНУ ПАЛОМНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ИХРАМА
53- Когда наступил день ат-тарвия (Прим. редактора: т.е. 8 число месяца Зу-ль-Хиджа.), [(сподвижники) оставили Мекку,] отправились в Мину (Ан-Навави сказал: “В этих словах содержится свидетельство, что перемещение в Мину заранее, до дня ат-тарвия,не имеет отношения к Сунне. Имам Малик также порицал это”) и произнесли тальбию (с намерением совершить) хадж [в местечке аль-Абтах] (То есть вошли в состояние ихрама. Паломнику дозволено входить в состояние ихрама в любом месте в Мекке, и не дозволено выбирать специального места для вхождения в ихрам. Входя в состояние ихрама, паломник делает то, что он делал в умре. Однако его тальбия уже не для умры, а для хаджа. Паломник делает все то же самое, что делал в микате при вхождении в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, умащение благовониями, облачение в изар и риду и произнесение тальбии. Паломник не прекращает произносить тальбию, пока не бросит камешки в большой столб (джамрат аль-акаба). (подробно см. сноску 44!!!)).
54- [Он сказал: “Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Айше, да будет доволен ею Аллах, и, увидев, что она плачет, спросил: “Что с тобой?” Она ответила: “Дело в том, что у месячные. Люди вышли из состояния ихрама, а я – нет. Я также не совершила обход Дома (Аллаха), а сейчас люди уже отправляются в хадж”. Тогда он сказал: “Поистине, это предопределено Аллахом дочерям Адама. Поэтому соверши полное омовение, затем войди в состояние ихрама и произнеси тальбию (с намерением совершить) хадж (То есть она должна совершить полное омовение и войти в ихрам заново с намерением хадж, несмотря на то, что она не выходила из состояния ихрама.) [, затем соверши хадж и выполняй все, что делает паломник, но только не обходи (тауаф) Дом (Аллаха) и не молись!”]. Я так и поступила]. (В другой версии хадиса сообщается: «И она выполнила все обряды хаджа, за исключением обхода Дома (Аллаха)]. (Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: в этих словах содержится довод о допустимости чтения Корана женщиной в период месячных. Так дело обстоит потому, что, к числу наилучших дел, совершаемых паломником, несомненно, относится чтение Корана, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил Айше все действия, совершаемые во время хаджа, кроме обхода Каабы и намаза. И если бы ей было запрещено читать Коран, то он, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно разъяснил бы ей это точно так же, как была разъяснена правовая норма, действующая в отношении намаза. Более того, вопрос о чтении Корана необходимо здесь пояснить в первую очередь ввиду отсутствия текстового свидетельства (насс), в котором запрещалось бы так поступать. По данному вопросу нет единодушного мнения ученых (иджма) в отличие от запрета на совершение намаза. Поэтому, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ей молиться и ничего не сказал о чтении Корана, то данный факт свидетельствует о том, что ей разрешено читать Коран, поскольку из науки об основах (фикха) известно, что запаздывать с разъяснением какого-либо вопроса при возникновении в том необходимости в определенный момент времени недопустимо. Данный принцип твердо установлен в науке об основах (фикха), и это разъяснение не является чем-либо неизвестным, хвала Аллаху. Что касается хадиса: “Пусть не читает Коран тот, кто находится в состоянии полового осквернения, и женщина, у которой месячные”, – то он является слабым. Имам Ахмад сказал, что это ложный хадис. Здесь хотелось затронуть некоторые вопросы, связанные с месячными женщин.
1- Если у женщины начались месячные или послеродовое кровотечение, то это не мешает женщине войти в состояние ихрама и ждать. И если она очистится до приезда в Мекку, то делает все, что делает обычный паломник.
2- Если же у нее не закончатся месячные, то у нее два положения, либо они закончатся до 8 дня зульхиджа, и в этом случае как только закончатся, она совершает умру. Если же не закончатся, то она делает то, что делает хаджи, кроме тавафа вокруг дома, то есть совершает хадж ифрад.
3- Ученые единогласны в том, что при месячных снимается обязательность прощального тавафа (таваф уадаъ).
4- Запрещено женщине оставление основного тавафа (таваф ифада). Что ей делать? Если она может подождать, то она обязана ждать, пока не очистится, и даже если она уедет в другой город, она остается в ихраме и обязана вернуться, как только закончатся ее месячные. Если же у нее нет возможности ждать из-за того, что самолет улетает и т.д., в таком положении, как сказали многие ученые, ей дозволено сделать таваф. Так как тахарат для тавафа является уаджибом, а не условием его действительности и не столпом. А уаджибом он является для того, кто может его сделать. Айша сделала хадж ифрад. И тому, чья ситуация подобна ситуации Айши, дозволено то, что сделала Айша. Например, человек утром восьмого числа ехал из Медины с намерением сделать таматтуъ, но что-то случилось по дороге, и он прибыл только после обеда. А то, что делают люди в наши время, то есть повторяют умру из мечети «Айша», является новшеством, на которое нет никакого указания ни в Коране, ни в Сунне пророка, ни в действиях сподвижников.
Примечание: Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Человек не совершает еще одну умру, пока его голова не почернеет (т.е. не изменится ее цвет из-за волос). Также шейх аль-Ислам Ибн Тайммия говорил: «Праведные предшественники были единогласны в том, что многократное совершение умры запретно»
55- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ехал (в Мину) на верховом животном (Это указывает на то, что в тех местах лучше передвигаться на верховом животном, чем пешком. И вообще (паломнику), в целом, лучше перемещаться на верховом животном, чем пешком. ) и совершил в ней (т.е. в Мине (а в одной из версий хадиса сообщается: «с нами»)) полуденный (зухр), предвечерний (‘аср), закатный (магриб), вечерний (‘иша) и утренний (фаджр) намазы (Посланник Аллаха не объединял между этими молитвами, и каждую совершал в свое время. Однако если есть нужда, то проблем в объединении нет.).
56- Затем он оставался на месте немного времени, пока не взошло солнце. (Это свидетельствует о том, что ночевать в Мине и не выезжать за ее пределы вплоть до восхода солнца, относится к Сунне.)
57- и велел поставить [для себя] на (горе) Намира шерстяной шатер. (Ибн аль-Асир относительно ан-Намиры сказал: «Это гора, на которой (во времена доисламского невежества) были водружены жертвенные столбы для идолов (аль-ансаб) Заповедной территории, находившиеся у Арафата». Намира не является частью (долины) Арафат)
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ И ОСТАНОВКА В НАМИРЕ
58- Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь (Среди сподвижников, направлявшихся на Арафат, были как те, кто произносил тальбию, так и те, кто произносил такбир, о чем сообщается в хадисе Анаса, который приводится в обоих «Сахихах».), курайшиты не сомневались, что он остановится у аль-Маш’ар аль-Харам [в Муздалифе], как это делали курайшиты во времена доисламского невежества (джахилии) (Смысл этих слов заключается в следующем: во времена доисламского невежества (джахилии) курайшиты останавливались в аль-Маш’ар аль-Харам, горы в Муздалифе, которую называли Кузах. Что касается остальных арабов, то они пересекали Муздалифу и останавливались в (долине) Арафат. Поэтому курайшиты думали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановится в аль-Маш’ар аль-Харам по их старому обычаю и не проедет мимо этого места. Однако он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь и проехал мимо аль-Маш’ар аль-Харам, пока не достиг Арафата, так как это ему велел Всевышний Аллах:
ثم أفيضوا من حيث أفاض الناس
«Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются в путь остальные люди» (Аль-Бакара: 199), т.е. остальные арабы, а не курайшиты. Курайшиты останавливались в долине Муздалифа, поскольку она является частью Заповедной территории (харам). При этом они говорили: «Мы живем на Заповедной территории Аллаха, поэтому и не выходим за ее пределы». См. ан-Навави.).
Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал ехать, пока не достиг (долины) Арафат (Имам ан-Навави сказал: “Здесь передатчик хадиса выражается образно, имея в виду: “...приблизился к Арафату...”, - т.к. это поясняют следующие его слова: “Он увидел, что шатер на (горе) Намира для него уже был поставлен, и он остановился в нем”, а, как о том говорилось ранее, Намира не является частью Арафата.). Он увидел, что шатер на (горе) Намира для него уже был поставлен, и он остановился в нем.(в этих словах опровержение тем, кто заявляет о том, что человеку в состоянии ихрама не дозволено находиться в тени)
59- Сразу после полудня он велел привести к себе аль-Касву. Когда ее привели к нему [, он сел на нее верхом] и доехал до середины пересохшего русла (вади)(Это русло носит название ‘Урана и находится за пределами Арафата. См. ан-Навави).
ПРОПОВЕДЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В (ДЕНЬ) АРАФАТА
60- Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью (Это была третья хутба. Однако эта хутба отличалась тем, что эта она была обрядом хаджа, а предшествующие две были обучающими хутбами. Как говорилось выше, эта хутба не была хутбой джума. И поэтому не следует делить эту хутбу на две части. Также хотелось указать на то, что хадис, в котором говорится о том, что если день Арафа выпадет на пятницу, то этот хадж равен 72 хаджем, является ложным хадисом.), в которой сказал: “Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля! [И] [, воистину,] все, что творилось во времена джахилии (доисламского невежества), под [этими] моими ногами отныне запрещено! (То, что перечисляется дальше, было из обычаев джахилии. (кровь, риба, отношение к женам, отношение жен к чужим людям)). Запрещена (месть за) кровь, пролитая во времена джахилии, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь (нашего родственника), сына Раби’а ибн аль-Хариса [ибн Абд аль-Мутталиба]! Его отдали на воспитание кормилице из рода бану Са’д, и племя Хузейл убило его! Запрещено ростовщичество времен джахилии, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне ростовщичество запрещено полностью! (Смысл этого высказывания состоит в том, что строго запрещено начислять на первоначальный капитал какой-либо излишек (в виде процентов и т.п.). Всевышний сказал:
وإن تبتم فلكم رؤوس أموالكم
«А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал» (Аль-Бакара 279). Под словом «запрещено» подразумевается отвержение (ар-радд) ростовщичества и его отмена (аль-ибталь).)
Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха [в другой версии хадиса сообщается: …ведь вы взяли их как то, что доверено вам на хранение (аманат) Аллахом] (В этих словах содержится побуждение к тому, чтобы соблюдать права женщин, завещать им (свое имущество) и по-доброму к ним относиться. О завещании (имущества) женщинам, о соблюдении их прав, а также о запрете ущемлять их права свидетельствуют многочисленные достоверные хадисы. Желающим подробнее узнать об этом вопросе следует обратиться к труду “Ат-Таргиб ва ат-Тархиб” (3:71-74) имама аль-Мунзири, а также к сборнику хадисов “Рияд ас-Салихин” («Сады Праведных») имама ан-Навави.), сделали дозволенными для себя и стали обладать ими по Слову Аллаха (В «Шарх Сахих Муслим» (в «Комментарии к «Сахиху» Муслима») приводится четыре толкования смысла этого высказывания. Наиболее правильным из них является тот, в котором говорится, что здесь подразумеваются следующие Слова Всевышнего:
فانكحوا ما طاب لكم من النساء
«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам» (сура «Женщины», аят 3).)!
И [, воистину,] вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится
(Наиболее предпочтительным является следующее толкование смысла этих слов: не разрешается никому, кто вам не нравится, входить в ваши дома и находиться в них, будь то посторонний мужчина, женщина или человек, состоящий в кровном родстве с вашей супругой. Данный запрет охватывает все вышеперечисленные категории лиц, о чем сказал имам ан-Навави.),
а если они сделают это, то бейте их, но не жестоко!
(Смысл этого высказывания заключается в следующем: если они сделают это, то бейте их, но не сильно, и не причиняйте им боль. Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: подобная форма воспитания, как крайняя, вынужденная мера, указывает на попечительство мужчин над женщинами, о чем сказал Всевышний Аллах:
الرجال قوامون على النساء بما فضل الله بعضهم على بعض وبما أنفقوا من أموالهم فالصالحات قانتات حافظات للغيب بما حفظ الله واللاتي تخافون نشوزهن فعظوهن واهجروهن في المضاجع واضربوهن فإن أطعنكم فلا تبغوا عليهن سبيلا إن الله كان عليا كبيرا
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (Ан-Ниса: 34).)
А они вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их надлежащим образом( или в соответствии с обычаем)! [Поистине,] я оставил вам то, благодаря чему вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться ее: это – Книга Аллаха!
(Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: истину сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку люди из последних поколений мусульман, за исключением лишь немногих из них, перестав придерживаться Книги Всевышнего Аллаха и следовать Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, впали в заблуждение и сбились с верного пути. Это произошло тогда, когда мнения людей и их мазхабы стали основой, к которой они стали обращаться при возникновении своих разногласий. То, что совпадало из Книги Аллаха и из Сунны с их мнениями и мазхабами, они принимали, а то, что не совпадало, они отвергали. Дело дошло до того, что некоторые из них стали говорить следующее: “Всякий аят или всякий хадис, который противоречит нашему мазхабу, скорее всего, был отменен”. Да помилует Аллаха имама Малика, который сказал: “Конец этой общины (уммы) сможет исправить только то, что исправило ее начало”. Поэтому мусульмане должны придерживаться Книги своего Господа и руководствоваться ею во всех своих делах, не следуя мнению никого из людей, будь то на востоке или на западе”.)
Вас спросят обо мне [в другой формулировке передается: «вы будете спрошены обо мне»], и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы засвидетельствуем, что ты донес [послания своего Господа], выполнил (свою пророческую миссию), дал верные наставления [своей общине и совершил то, что на тебя было возложено (Аллахом)]”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, засвидетельствуй (это) (в этих словах указание на то, что Аллах в верху)! О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)!” (В этой хутбе в основном затрагивались вопросы, связанные с правами людей. Так как Аллах прощает людям те упущения, которые они допустили в отношении прав Аллаха через покаяние и испрашивание прощения. И когда человек просит Аллаха о прощении на Арафате, Всевышний простит ему только то, что связано с Его правами, а то, что связанно с правами Его рабов, следует вернуть рабам, а потом просить прощения у Аллаха.)
СОВМЕЩЕНИЕ ДВУХ НАМАЗОВ И СТОЯНИЕ НА АРАФАТЕ
61-Затем [Биляль] призвал (людей) на молитву [, однократно возгласив азан].
В этом указание на то, что пророк совершил зухр, а не джума, и на то, что является сунной делать хутбу в день Арафата, даже если она выпадет не на пятницу.
62-После этого он объявил о ее начале (икамат), и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил (вместе с людьми) полуденный намаз (зухр). Затем еще раз прозвучал икамат, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил (вместе с людьми) предвечерний намаз (‘аср).
Тот, кому не удастся совершить эти два намаза с имамом, точно так же совершает их один либо вместе с подобными ему людьми, которые находятся рядом.
63-Между двумя этими намазами он, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил никаких иных молитв.
Шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я хочу отметить, что также от него, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, ничего не передается о совершении дополнительных молитв перед обязательным полуденным намазом или после обязательного предвечернего намаза ни здесь (во время хаджа), ни в остальных его поездках. Также не установлено, чтобы он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, находясь в пути, совершал какие-либо дополнительные молитвы, за исключением двух дополнительных (сунна) рак’атов перед обязательным рассветным намазом (фаджр) и намаза аль-витр.
64-Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом [на аль-Касву] и поехал, пока не достиг места стояния.
Примечание: Под стоянием подразумевается нахождение на Арафате, а не стояние на ногах.
И в этом указание на то, что сунной является совершение молитв за пределами Арафата. Остановку (в Намире) и следующую остановку (в вади Урана) для намаза и хутбы в наши дни затруднительно совершить из-за огромного стечения народа. Поэтому если паломник минует их, направляясь к Арафату, то на нем не будет греха, если пожелает Аллах..
Он усадил аль-Касву на скалы. Речь идет о больших камнях, рассеянных у подножия горы, которая называют ар-Рахма (хоть на это название нет никакого указание в Коране и Сунне). Эта гора находится в центре долины Арафат. А что касается мнения, широко распространенного среди невежд, что необходимо подниматься на эту гору ар-Рахма, а также их представлений, что стоять следует только на ней, то оно ошибочно. Из хадиса видно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поднимался на эту гору
Примечание: Исходя из вышесказанного, становится ясным, что поднятие на эту гору с намерением поклонения является новшеством. Если же человек поднимется на нее просто посмотреть на долину и чтобы сделать наставление тем, кто