Дамаск мухаммад насыруддин аль-альбани


بسم الله الرحمن الرحيم

Джа‘фар бин Мухаммад передал, что его отец сказал: «Мы пришли к Джабиру бин ‘Абдуллаху, да будет доволен Аллах ими обоими, который стал спрашивать людей, кто к нему пришёл, пока не дошёл до меня. Из этих слов извлекается то, что для человека является желательным знакомиться с теми, кто пришел к нему в гости, знать их имена, положение, чтобы вести себя с ними соответствующим образом, как на это указывает слова праведных предшественников: «Нам было приказано отдавать должное людям в соответствии с их положением»

[В ответ на его вопрос] я сказал: “Я – Мухаммад бин ‘Али бин Хусейн”. Тогда он протянул руки к моей голове (Джабир был слепым) и расстегнул [сначала] верхнюю пуговицу, потом – нижнюю, потом прикоснулся ладонью к моей груди, а я тогда был ещё не совершеннолетним юношей В этом содержится указание на то, что ребенок может быть носителем хадиса, но передавать его он должен только после того, как станет совершеннолетним.

и сказал: “Добро пожаловать (Слово «мархабан» - «добро пожаловать» - является сунной, и если человек говорит это, следуя пророку, то получает за это вознаграждение.),

о сын моего брата (В этом указание на то, что можно называть постороннего человека племянником, сыном, отцом, дядей, так как это было арабским обычаем, который практиковали сподвижники.),

спрашивай, о чём хочешь Здесь указание на то, что требующему знание дозволено говорить: «Спрашивайте меня»”

– и я стал задавать свои вопросы [Джабиру], который в те дни уже был слепым. Когда настало время молитвы, он встал, кутаясь в своё одеяло, но каждый раз, как он набрасывал его на плечи концы [одеяла] снова опускались на прежнее место, поскольку оно было мало, Причиной тому было то, что в Сунне пришел запрет молиться с открытыми плечами,

накидка же [Джабира] [висела] сбоку от него на деревянной вешалке [для одежды]. Он совершил с нами молитву Джабир хотел показать присутствующим на практике, какой минимум должен быть в сокрытии аурата в молитве. Также в хадисе содержится указание на то, что можно молиться за слепым. Также указание на то, что ученый и требующий знания обучает не только словами но и делами.

[а потом] я попросил: “Расскажи мне о хадже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует «Указание на стремление саляфов к познанию Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также на то, как должен быть поставлен вопрос, т.е. ученик должен попросить научить его на основе довода, а не пустых заявлений».

[Мухаммад бин ‘Али бин Хусайн передал, что после этого Джабир загнул] пальцы на руке, показав число девять, и сказал:

1- “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Медине] девять лет, в течение которых он ни разу не совершил хадж. Ученые единодушны в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после переселения в Медину совершил всего лишь один хадж, так называемое «прощальное паломничество», которое состоялось в десятом году после хиджры. Расхождение ученых вызвал другой вопрос: когда был предписан хадж? Среди ученых существовало несколько мнений на этот счет, среди которых наиболее близко к истине то, что хадж был вменен в обязанность в девятом или десятом году после хиджры.

2- Затем на десятый год людям было объявлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревается совершить хадж [в этом году].

3- И тогда в Медину прибыло множество людей (Около 120 тыс.) (в другой версии хадиса сообщается: “(дома) не остался ни один человек, который мог передвигаться, будь то на верховом животном или пешком”) В этом указание на то: - что основой в приказе является то, что его следует выполнять сразу же.

Также указание на то, что если люди узнают о том, что какой-то ученный или требующий знания из числа приверженцев Сунны и знатоков хадисов, едет в хадж, то они должны стараться присоединяться к нему, и отправиться в хадж вместе с ним, чтобы они обучались у него Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как в вопросах хаджа, так и в других вопросах

[Люди торопились, чтобы (успеть) выйти вместе с ним, так как] все они желали сопровождать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и повторять совершаемые им обряды. В этих словах указание на стремление праведных предшественников к изучению Сунны и ее воплощению в жизнь.

4- [Джабир сказал: “Я слышал, как он…”, – (в другой версии хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и сказал: “Место вхождения в ихрам для жителей Медины – Зу-ль-Хулейфа Зу-ль-Хулейфа – местечко, расположенное на расстоянии девяти км от Медины. (Хулейфа - это название дерева.),

для прибывающих другим путем (из аш-Шама) – аль-Джухфа. Аль-Джухфа – местечко, расположенное на расстоянии около трех переходов (марахиль – день пути) от Мекки. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в разделе “Манасик аль-Хадж” (2/356) в своем труде “Мажмуа ар-Расаи’ль аль-Кубра” сказал: «Это старинное поселение под названием Мухай’а, которое в настоящее время разрушено. В этой связи, паломники входят в состояние ихрама до него, в месте, которое называется Раабиг. Оно является микатом (местом вхождения в состояние ихрама – прим. редактора)для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама (Сирия, Иордания, Палестина, Ливан) и Египта».

для жителей Ирака – Зат Ирк. Зат Ирк – место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама. Расстояние от этого пункта до Мекки составляет сорок две мили, о чем сообщается в “Аль-Фатх”.

для жителей Неджда – Къарн его также называют «къарн ас-саалиб»,

а для жителей Йемена – Яламлам Яламлам – местечко, расположенное от Мекки на расстоянии примерно 50 км.].

Приучение (1): Люди в отношении миката делятся на три вида:

1 – Те, кто находится в хараме (макки) и заходит в ихрам на границах харама для умры (как на это указывает хадис Айши, в котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абдуррахману бин Абу Бакру: «Выйди со своей сестрой за территорию харама, и пусть она войдет за его границами в состояние ихрама»).

2 – Те, кто находится вне харама, но внутри миката – они входят в ихрам в своих домах.

3 – Те, кто находится за микатом (афакиюн), они обязаны зайти в ихрам на микате, который они пересекают, даже если он не являются жителями районов упомянутых в хадисе). Как на это указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Абдуллах бин Аббасом: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил микат для жителей Медины – Зуль Хуляйфа, для жителей Шама – Аль-Джухфа, для жителей Неджда – Карн аль-Маназил, для жителей Йемена – Ялямлям. Эти микаты для (жителей) этих мест, и для тех, кто проходит через них из других мест, если они желают совершить хадж или умру. А тот, кто (находится) за ними (микатами), то (пусть входит в состояние ихрама) от туда, от куда начинает (свои обряды), а жители Мекки из Мекки». Т.е..если житель Йемена находясь в Медине, решил совершить умру или хадж, он не обязан ехать на Ялямлям, ему может войти в состояние ихрама в Зуль-Хулейфе.

Примечание (2): Если кто-то задаст вопрос, почему эти микаты так отличаются в своем расстоянии от Мекки? Ученые говорят, что не следует задавать подобные вопросы, так как разница в расстоянии микатов от Мекки подобна количеству ракаатов в разных молитвах. Подобное явление называется «амр та’абуди» т.е. пришел приказ, его следует выполнять».

Примечание (3): Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он говорит о микатах стран, которые еще на тот момент не были мусульманскими чудо из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и указание на то, что эти страны будут принадлежать мусульманам.

Примечание (4): В словах: «Эти микаты для (жителей) этих мест, и для тех, кто проходит через них из других мест, если они желают совершить хадж или умру», указание на то, что если человек проезжает эти микаты, не желая совершить хадж или умру, то он не обязан в ходить в состояние ихрама. Однако это обуславливается тем, чтобы он до этого совершил обязательный хадж и умру.

5- [Джабир сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь], [когда до окончания месяца Зу-ль-Ка’да оставалось пять или четыре дня]. Это произошло после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, расчесал свои волосы, умастился благовониями и облачился в одеяния ихрама – «изар» (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. редактора) и «рида» (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. редактора). То же самое сделали и его сподвижники. В отношении одеяния ихрама – изара и риды – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил ничего, за исключением того, что было окрашено шафраном. Об этом сказал Ибн Аббас, о чем сообщил аль-Бухари. Под словами «окрашено шафраном» подразумевается окрашивание в желтый цвет, наподобие шафрана.

Данный хадис Ибн Аббаса свидетельствует о допустимости облачения в одеяния ихрама до прибытия в микат в отличие от многих людей, которые считают наоборот. По другому дело обстоит с намерением войти в состояние ихрама, которое по нашему мнению, совершается только в микате либо чуть ранее, если паломник летит в самолете и боится, что он пересечет микат до того, как вознамерится войти в состояние ихрама.

Также следует знать, что согласно Шариату недопустимо произносить намерение (например, «О Аллах, я намереваюсь…» и т.п. – прим. редактора) ни перед вхождением в ихрам, ни перед омовением, ни перед намазом, ни перед постом и ни перед любым другим видом поклонения, поскольку намерение утверждается только в сердце. Что же касается произнесения намерения, то это является религиозным нововведением, а “всякое религиозное нововведение (бид’а) представляет собой заблуждение, а каждое заблуждение (найдёт своё завершение) в Огне”. То, что действительно достоверно передано от него, да благословит его Аллах и приветствует, перед вхождением в состояние ихрама, так это слова: “Ляббайка Аллахумма умратан ва хаджан” (“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру и хадж”). Он, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на этих словах, не добавив больше к ним ничего, что подтвердил шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своей статье “Ан-Нийя” (стр. 244-245 из «Мажмуа ар-Раса’иль аль-Кубра», часть 1).

6- [и погнал с собой жертвенных животных] То есть из Зуль-Хулейфы, о чем передается в хадисе от Ибн Умара, который приводится в обоих «Сахихах».

7- Мы отправились в путь вместе с ним [вместе с женщинами и детьми]. В этом указание на дозволенность брать с собой в хадж женщин и детей.

8 - и достигли Зу-ль-Хулейфы .

Микаты бывают 2 видов. Микат, связанный со временем, и микат, связанный с местом. Что касается миката времени, то это три месяца (Шауаль, Зулькъида, Зульхиджа). И поэтому если человек хочет совершить хадж таматтуъ, то ему следует совершить умру в один из месяцев хаджа. А если же он совершил умру в другое время и затем остался в Мекке до хаджа, то для него лучше совершить хадж ифрад. И это мнения Ибн Таймии и всех 4 имамов. Что касается миката места, то их пять: 1-Зу-ль-Хулейфа, 2-аль-Джухфа, 3-Зат Ирк, 4 – Къарн, 5 – Яламлам.

В это время Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра. Асма знала, что она родит, и, несмотря на это, все равно вышла, и это указывает на то, что хадж является обязательным сразу же, как появится на то возможность.

9- Она отправила человека к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать, что ей делать.

10- [Тогда] он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Соверши полное омовение, затем (широким куском материи, наполненной хлопком) перевяжи место кровотечения, после чего облачись в ихрам”. В этом указание на то, что не дозволено женщине во время месячных или послеродового кровотечениия пересекать микат, не входя в состояние ихрама. Также указание на то, что ей следует сделать полное омовение. Гусль так же узаконен и для других людей, как на это указывает достоверный хадис от ибн Умара: «Поистине из Сунны совершение гусля если человек хочет войти в ихрам или войти в Мекку»Бахаки, Хаким и др.

11-Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился в мечети [,сохраняя полное молчание] Т.е. совершил молитву зухр. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из Медины после асра. Прибыв в зуль-Хулейфу, он совершил магриб, иша, фаджр и зухр ожидая людей. На это указывают все хадисы в совокупности. И в этом содержится указание на то, что если человек прибыл в микат во время одной из пяти молитв, то следует зайти в ихрам после совершения обязательной молитвы. Что касается молитвы для ихрама, то это новшество.

Что касается слов: [сохраняя полное молчание] То в них указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произнес тальбию сразу после намаза. Он ее произнес только после того, как сел на свою верблюдицу. О чем сообщается в следующем пункте.

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА

До того, как пророк вступил в состояние ихрама, Айша умастила его наилучшими благовониями. Она, да будет доволен ею Аллах, сказала: «У меня до сих пор стоит перед глазами блеск благовоний на проборе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надевшего ихрам». Этот хадис приведен в «Сахихе» аль-Бухари. Что касается одежды ихрама, то Шейх аль-Ислам в «Манасик аль-Хадж» сказал: “В соответствии с Сунной в ихрам входят в одеянии, именуемом изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи). Они могут быть как сшитыми, так и несшитыми согласно единодушному мнению имамов”. Многие люди ошибаются в данном вопросе, считая, что (находящемуся в ихраме) запрещено все сшитое (махъит), т.е. любое одеяние, прошитое ниткой, все равно, покрывает оно какой-либо орган человеческого тела или нет. Тем самым, мнение о том, что абсолютно все сшитое запрещено, является неверным. (В Сунне нет указания на слово сшитое «махъит» и говорят, что первый кто использовал этот термин Ибрхим Ан-Нахаи, один из факихов из числа таббинов) На самом деле (для находящегося в ихраме) запрещено то, что скроено по форме человеческого тела, например, рубашка, футболка, плащ, жилетка, брюки и все иное, что сшито по форме какого-либо органа человека. Именно такого типа одежду нельзя носить находящемуся в ихраме, даже если она выткана. А что касается того, чтобы пришить что-либо к риде, если она коротка или узка, либо зашить ее, если она порвалась, то это разрешено”. Пророк, да благословит его Аллах, сказал: «Находящемуся в состоянии ихрама не следует носить рубашку, чалму, плащ, шаровары, любую одежду, которая окрашена желтым деревом (варс) либо шафраном, и кожаные носки, если только он не сможет найти сандалии, (ибо тогда кожаные носки носить можно). Ибн Таймиййа в «Манасик аль-хадж» пишет: «Паломнику нет необходимости обрезать кожаные носки, чтобы они были ниже лодыжек, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сначала приказал обрезать их, а уже после этого, находясь на Арафате, он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии. Таково наиболее правильное из двух мнений ученых». Это что касается мужчин.

Примечание: В словах «он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии» указание на то, что тот, кто по забывчивости сдал свой ихрам в багаж ни в коем случае не должен пролетать над микатом не войдя в состояние ихрама. Он превращает свою рубаху в рида, а штаны заменят ему изар. Потому-что он попадает в число тех, «кто не нашел изара».

Что касается женщины, то ее ихрам заключается в 2 вещах: не одевать никаб и перчатки, как на это указывает сунна. «Женщине, находящейся в состоянии ихрама, не следует надевать никаб и носить перчатки». При этом, женщине, находящейся в состоянии ихрама, разрешено прикрывать свое лицо чем-либо наподобие покрывала (хымар) или женского одеяния в виде покрывала (джильбаб), которое с головы опускается на лицо, даже, согласно наиболее правильному мнению ученых, если оно касается лица, однако при условии, что она не завязывает его на себе.

Как только человек заходит в состояние ихрама, для него становится запретным брить голову. Но если человеку придется по какой-то причине побрить голову, то он обязан принести жертвоприношение или накормить шесть бедняков, каждому по половине саъа продуктов или продержать уразу в течении трех дней, так как на это указывают контексты Корана и Сунны.

فمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ

«А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву»и хадис Каъб ибн Уджры.

Многие ученые, делая сравнение по аналогии с бритьём волос, говорят что каждый, кто оставил что-то из обрядов хаджа, обязан жертвоприношением.

Или же говорят так: То что запрещено в ихраме и связано с искуплением бывает четырех видов:

1 – То в чем нет искупления, как никах.

2 – То в чем жесткое искупление (в виде верблюда), это совокупление с супругой до первого выхода из ихрама.

3 – То в чем искупление в виде воздаяния (за охоту в состоянии ихрама)

4 – То в чем искупление за бритье волос. Они относят к этому, если человек совершит что-то из того, что запрещено в состоянии ихрама, (т.е. стричь ногти, покрывать голову, пользоваться благовониями и одевать раскроенную одежду).

Также многие ученые говорят, что если человек оставит или забудет выполнить какой-то обязательный обряд обязан принести жертву. В довод они приводят слова Абдуллах бин Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Тот, кто забудет что-то из обрядов или оставит пусть прольет кровь»

Однако как говорят другие ученые, это не совсем правильное мнение, так как на это нет довода в Коране и Сунне. И мало этого, доводы из Сунны указывают на обратное. Как допустим история с Аббасом, который оставил ночевку в Муздалифе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не обязал его жертвоприношением. Или история, упомянутая в Сахих аль-Бухари, о том арабе, который одел одежду обмазанную благовониями. В ней пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему чтобы он снял эту одежду и делал в своей умре то, что он делает в хадже, и не обязал его принести жертвоприношение за совершенное упущение.

Поэтому придание Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, не имеет положения хадиса пророка (марфуъ), да благословит его Аллах и приветствует, как об этом заявили некоторые ученые и считается его иджтихадом. И если бы не существовало доводов противоречащих иджтихаду Ибн Аббаса, то может быть его слова имели бы силу слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так как мнение сподвижника является доводом при условии что оно не противоречит шариатскому тексту или словам другого сподвижника.

И поэтому пока эти ученые говорят: «Пока не будет довода, нельзя обязывать человека кровью или другим искуплением, потому что шариатское правило гласит: «Обязывать кого-то чем-то без доводов, подобно запрету чего-то без довода»

Доводы пришли только на следующие положения:

1-Жертвоприношение тому, кто совершает хадж къиран или таматтуъ, как мы это увидим из истории Джабира. И это называется «дам шукран» и из этого мяса можно есть.

2-Жертвоприноешение в том случае, если человека что-то задержало, и он не смог закончить свои обряды хаджа

(ихсар) и не обуславливал этого заранее, то не может выйти из ихрама, пока не принесет жертву. Этот и следующие два вида жертвоприношения называются «дам джубран» и мясо этих жертвенных животных раздается беднякам и тот, кто режет не ест из этого мяса.

فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ

Наши рекомендации