Практические соображения
Энергия, проявляемая организмом плода для обеспечения питательными веществами, необходимыми для его жизни и роста даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, и энергия, выделяемая в том же направлении молочными железами матери, - т.е. органами, в основном ответственными за питание молодого организма сразу после родов, демонстрируют, насколько полна решимости Природа обеспечить жизнь „молодого поколения". Одно поколение существует просто ради другого и приносит себя, если необходимо, в жертву ради следующего поколения.
Практический вывод: эти факты говорят о необходимости со стороны матери иметь адекватное питание как во время беременности, так и кормления грудью. Ибо, если она не делает этого, страдает ее собственный организм, и после того, как он „обескровлен", страдает и организм ребенка. Мать может дать плоду и кормящему организму лишь то, что у нее есть. И если потребности организма не обеспечиваются соответствующей диетой, ее собственные ткани и накопленные резервы становятся „диетой" ребенка.
Беременность и кормление грудью не есть „болезни". Они не требуют специальных диет, специального ухода или лечения. Мать просто должна тщательно соблюдать все правила гигиены и питания, правильного сочетания пищи (которые приводятся в этой книге). Она должна снабжать себя и своего ребенка обилием витаминов и минералов, потребляя большое количество свежих фруктов и овощей - в основном целиком и сырых.
Слишком много детей, которые должны были бы характеризовать начало жизни, рождаются тщедушными и слабыми, потому что их матери неправильно питаются. Потребление до родов, в младенческом и детском возрасте малого количества фруктов и зеленых овощей приводит к постоянной слабости, которая дает о себе знать, когда ребенок сталкивается со стрессами и напряжениями. Доктор Берг рекомендует потреблять „в пять -семь раз больше овощей, картофеля и богатых минеральными солями фруктов (яблоки и груши в этом отношении бедны), чем мяса, яиц или злаковых, ибо в противном случае нужное количество оснований (щелочей) не может быть гарантировано" для удовлетворения потребностей растущего организма ребенка. Такой стандарт оказывается идеальным для беременных и кормящих матерей. Берг отмечает, что „когда в клинике солнечных ванн при Венском университете зимой на восемь недель было вынужденно ограничено снабжение свежими овощами, возникла сильная вспышка цинги". Это подчеркивает огромную важность свежих фруктов и зеленых овощей в диете каждого, но особенно кормящих матерей.
Злаковые, видимо, способствуют появлению дефектных зубов, особенно когда не балансируются большим количеством зелени и свежих фруктов. По словам Макколума, „есть все основания считать, что распространенная практика ограничения диеты слишком большим количеством хлеба, мяса, сахара, картофеля, бобов, гороха и злаковых до родов и после них, во время кормления грудью не в малой степени ответственна за неспособность многих матерей к выработке молока удовлетворительного качества и количества для питания новорожденного. Нет никакого вреда (но зато большая польза) от ограничения потребления мяса и прочих подобных продуктов и увеличения молока, фруктов и зеленых овощей, и мать, делающая это, снижает до минимума опасность прерывания здорового развития своего ребенка".
Матери, похоже, переедают крахмалы, белки и жиры, хотя на такой односторонней диете они могут получить лишь неадекватные белки. Этому мешает разнообразное питание. Пищевые элементы, которых, по всей вероятности, особенно не хватает цивилизованным матерям, - это минералы и витамины. При питании в основном рафинированной и ненатуральной, вареной пищей минеральное и витаминное истощение является одним из величайших зол, связанных с диетой матери. Любое требование питания можно удовлетворить натуральными продуктами и ничем иным. Консервированные фрукты - это „конфеты", а не фрукты. Их питательная ценность мала. Ешьте фрукты сырыми.
В завершение разрешите вновь подчеркнуть необходимость правильной общей гигиены ума и тела. Ненормальное умственное состояние так же вредит питанию матери, как и дефектная пища, и тем самым наносит вред и ребенку, калечит его. Недостаток свежего воздуха и солнца, сна и отдыха, переутомление на работе, эмоциональное перевозбуждение, половые излишества и прочие иннервирующие и деэнергезирующие воздействия и влияния приводят к извращению метаболизма, токсемии и расстройствам как для матери, так и для ребенка.
ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ГОЛОДАНИЯ
Определение голодания
Питание можно удобно разделить на две фазы - позитивную и негативную - в зависимости от того, является ли это периодом собственно питания или периодом воздержания от пищи. Негативное питание обозначается терминами „голодание", „истощение", „изнурение". Но голодание и истощение - разные явления, четко отличающиеся друг от друга. А изнурение охватывает оба процесса.
Слово „голодание" („фаст") происходит от англосакского „фаест", что означает „стойкий", „непреклонный". Практика обходиться без еды в определенные периоды времени называлась „фастинг" - от англосакского „фастен", или „воздерживать себя от питания". Таким образом, словарь определяет голодание как „воздержание от пищи, частичное или полное, или от предписанных видов пищи". В большинстве религиозных голоданий имеется в виду воздержание лишь от предписанной пищи. Мы можем сказать так: голодание - это воздержание, частичное или полное, на более или менее длительное время от пищи и питья или только от пищи.
Неправильное применение термина „голодание" очень распространено. К слову „голодание" прибегают и тогда, когда называют какую-то конкретную диету. Мы читаем и слышим о фруктовых голоданиях, молочных голоданиях, о водных голо1 даниях и т.п., когда говорят о фруктовой диете, молочной диете, водной диете и т.п. Фруктовое голодание - это воздержание от фруктов, молочное голодание - воздержание от молока, водное голодание - воздержание от воды и т.д.
Словарь определяет слово „диета" как „регулируемое направление питания и питья, специально предписываемый режим, стол, рацион, норма питания". Соблюдать диету значит регулировать или ограничивать питание и питье соответственно режиму, питаться внимательно или умеренно, принимать пищу, есть".
Под термином „голодание" мы понимаем добровольное и полное воздержание от всякой пищи, кроме воды. „Маленькие дробленые приемы пищи, — говорит доктор Ч. Пейдж, -не являются голоданием. Нельзя принимать ни крошки, кроме воды, которая выпивается небольшими глотками время от времени и то в зависимости от желания". Мы не используем слово „голодание" для обозначения, например, диеты из фруктового сока. Пишут о голодании, когда ребенок сидит на фруктах. Это означает, что того кормят фруктами и он находится на фруктовой диете. Голодание и питание не являются идентичными процессами. Мы должны осторожнее обращаться с терминами. „Изнурение" - это технический термин, буквально означающий „опустошение" и применяемый абсолютно ко всем формам и стадиям воздержания от пищи и ко многим видам недоедания по разным причинам, даже тогда, когда человек питается. Мы можем избежать путаницы, если сохраним термин „изнурение" для всякого воздержания, термин „голодание" - для периода воздержания от пропуска первого приема пищи до возврата голода, а термин „истощение" для периода от возврата голода до наступления смерти.
Профессор Моргулис дает следующую классификацию изнурения в зависимости от его истока.
1. Физиологическое изнурение, которое является нормальным постоянным явлением в природе. Оно составляет или определенную фазу жизненного цикла животного, сезонное событие или сопровождающий периодический возврат половой активности. „Примером могут служить тюлени, лосось, животные, наделенные способностью к спячке. Добровольное голодание нормальных субъектов в рекламных целях или для научного изучения доктор называет физиологическим голоданием. Он не объясняет, почему это должно называться физиологическим голоданием, а периоды вынужденного голодания вследствие кораблекрушения, аварий в шахтах и др. истощением вследствие несчастного случая, хотя шахтеры и потерпевшие аварию моряки не всегда испытывают истощение. Часто у них периоды воздержания от пищи относительно короткие, и они выживают.
2. Патологическое изнурение в „различных стадиях тяжести, связанных с разными органическими нарушениями", - расстройство пищеварительного тракта, неспособность удержать пищу (рвота), чрезмерное разрушение тканей организма (инфекционные лихорадки) и отказ от приема пищи из-за утраты аппетита или психической болезни. Доктор Бенедикт относит термин патологическое изнурение к нарушениям пищеварительного тракта, при которых невозможен прием пищи.
3. Случайное, или экспериментальное, изнурение. К этой категории, конечно, относятся все индивидуальные эксперименты, которые были объектом тщательно проведенных научных исследований. К этому должна быть добавлена четвертая классификация, или класс, с которым профессор Моргулис, видимо, почти совсем не знаком и который является целиком или в основном добровольным воздержанием, но при котором такое воздержание от пищи проводится не просто для экспериментальных целей, а для содействия или восстановления здоровья. Я предпочитаю называть это „гигиеническим голоданием". Другие называют его „лечебным (терапевтическим) голоданием". Голодание этого типа при острой болезни не является полностью добровольным, разве только не в смысле, что все действия инстинкта являются добровольными. Здесь мы касаемся главным образом „гигиенического голодания", хотя и приводим сведения о других типах голодания, которые могут быть полезными •для нас для лучшего понимания и более правильного проведения голодания.
Доктор Бенедикт упоминает случаи голодания при гипнотическом сне, но не приводит детали. У меня не было опыта в таких случаях и я не изучал их. Я полагаю, что этот феномен при гипнотическом сне действует таким же обычным путем. Возможно, при гипнозе более полный отдых, хотя я и склонен считать это состояние состоянием напряжения. Я, естественно, не рекомендую использовать ни в какое время гипноз для любой цели, ибо считаю его безусловным злом.
В работе „Изнурение и недоедание" доктор Джексон заявляет, что термин „истощение" „чаще всего используется для обозначения крайних стадий изнурения, ведущих к смерти". К сожалению, слишком часто это не так.
Слишком часто термин „истощение" применяется ко всему периоду воздержания от пищи с первого его дня до смертного конца. По словам Кэррингтона, „многие врачи говорят о лечении голоданием, или истощением. Это просто показывает, что они не знают, о чем говорят. Голодание абсолютно отлично от истощения; первое - благодеяние, второе - вред; первое является ценным терапевтическим методом, второе - смертельным экспериментом".
Необходимо, как это будет видно из нашего последующего исследования, провести различие между голоданием и истощением. Голодание не есть истощение. Различие между голоданием и истощением огромно и четко обозначаемо. Доктор Хаззард выразил это в следующих словах: „Истощение является следствием отказа от пищи из-за несчастного случая или приверженности системе, требующей питания. Голодание заключается в намеренном воздержании от пищи организмом, страдающим от болезней и не желающим пищи, пока не получит отдых, не будет очищен и не будет готов к работе по усвоению пищи".
Голодание не является, как его иногда называют, ни „лечением голодом", ни „лечением истощением". Голодающий не голоден, и голодание не есть метод лечения и излечения от „болезни". По словам доктора Ч. Пейджа, „часто применяемый термин „лечение истощением" вводит больного в заблуждение и деморализует: дело в том, что он обречен и на истощение, и на отравление пищей, когда рухнула надежда на ее усвоение и ассимиляцию, что действительно имеет место при всех приступах острой болезни и особенно при слабости и отсутствии аппетита".
Голодание - это отдых, физиологические каникулы. Это - не суровое испытание и не наказание. Это - очистительная мера, которая заслуживает того, чтобы ее лучше знали и более широко использовали.
Голодание у человека
Человек есть животное и как таковое подчинен тем же законам бытия и условиям существования, что и другие животные. Как часть большого органического мира, он не является существом, отгороженным от обычных и постоянных условий жизни, регулируемых законами и требованиями существования. Неудивительно поэтому, что мы находим человека не только способным голодать продолжительное время и делать это с пользой, но голодать при самых разных обстоятельствах и по самым разным поводам. Далее мы вкратце рассмотрим самые важные из условий, при которых он голодает, и причины, по которым он это делает.
Религиозное голодание
Голодание как религиозный обряд издавна практиковалось во исполнение некоторых благодеяний. Религиозное голодание имеет древнее происхождение, уходящее в предысторию. Частичное или полное воздержание от пищи или от определенных видов пищи в установленные периоды времени существовало в Ассирии, Персии, Вавилоне, Скифии, Греции, Риме, Индии, Палестине, Китае, в Европе среди друидов и в Америке среди индейцев. Это была широко распространенная практика, часто используемая как средство покаяния, при трауре и в качестве подготовки к участию в таких религиозных ритуалах, как крещение и причастие.
На самой заре цивилизации Древние Таинства, тайное поклонение или религия, тысячелетия процветавшие в Египте, Индии, Греции, Персии, Фракии, Скандинавии, у готов и кельтов, предписывали и практиковали голодание. Религия друидов среди кельтских племен требовала длительного переходного голодания и молитв прежде, чем посвященный мог продвинуться дальше. В религии Митры (древний Иран) требовалось голодание из пятидесяти дней. Фактически голодание было общим для всех таинств, которые были сходными с таинствами древнего Египта и, возможно, от них происходили. Говорят, что Моисей, который был обучен „всей мудрости Египта", голодал более 120 дней на горе Синай. Таинства Тира, которые были представлены в Иудее тайным обществом, известным под названием „ессеи" (essenes), также предписывали голодание. В I веке нашей эры в Александрии существовала секта евреев - аскетов, которые назывались „терапевты" (therapeute), напоминали ессеев и многое заимствовали из Каббалы и из пифагорийской и орфической систем. Терапевты обращали большое внимание на больных и очень высоко ценили голодание как лечебную меру. О голодании довольно часто упоминается в Библии, где зафиксированы несколько голоданий большой длительности: Моисей - 40 дней (Исход, 24:18,34:28), Илия, сорок дней (Первая Книга Царств), Давид, семь дней (Четвертая Книга Царств), Иисус, сорок дней (Евангелие от Матфея, 4:2), Лука: „Пощусь дважды в неделю" (Евангелие от Луки, 18:12), „Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Евангелие от Матфея, 17:21). Библия предостерегает против голодания ради тщеславия (Евангелие от Матфея, 6:17,18). Она также советует святым отцам не носить печального выражения лица (Евангелие от Матфея, 6:16), а искать удовольствие в голодании и исполнении своей работы (Книга пророка Исайи, 58:3), посты должны быть постами радости (Книга пророка Захарии, 8:19).
Мы вполне можем предположить, что некое великое добро было целью многих голоданий, упомянутых в Библии, даже если (можно считать это) они не всегда предназначались для „исцеления" от „болезней". Можно быть также уверенными в том, что у древних не было страха пред смертельным голодом в результате пропуска нескольких приемов пищи.
В течение двух тысяч лет христианская религия рекомендовала „молитву и пост", и тысячи проповедников излагали историю о сорока днях голодания в пустыне. Религиозные посты часто практиковались в раннем христианстве, в средние века. Томмазо Кампанелла рассказывает, что болезненные монахини в периоды своих истерик нередко искали спасение в голодании „семь раз по семьдесят часов", или в течение двадцати одного с половиной дня. Джон Кальвин и
Джон Уэсли - оба решительно настаивали на голодании в качестве благотворной меры как для знати, так и для простого народа. Среди ранних христиан голодание было одним из обрядов очищения. До сих пор голодание является обычной практикой среди народов Дальнего Востока, особенно среди индийцев Восточной Индии. Хорошо известны многочисленные голодовки Ганди.
Члены раннехристианской церкви, на которых была наложена епитимья, часто удалялись в пустыню на месяц или два, чтобы побороть соблазны. В это время они пили воду из старой дряхлой посудины и прием даже просяного зернышка рассматривался ими как нарушение обета и разрушал достоинства раскаяния. В конце второго месяца „исхудалые и от мира отрешенные" обычно имели достаточно сил, чтобы вернуться домой без посторонней помощи.
Автор книги „Пилигрим Сильвий", описывая Великий Пост в Иерусалиме при посещении его около 386 года н. э., отмечает: „Во время Великого Поста они полностью воздерживались от всякой пищи, за исключением суббот и воскресений. Они ели в полдень в воскресенье и после этого не принимали ничего вплоть до утра следующей субботы. И так на протяжении всего Великого Поста". Хотя католическая церковь и не имеет закона, требующего голодания, в прошлом оно добровольно практиковалось многими католиками. Эта церковь рассматривает воздержание - полное или от предписанной пищи - в качестве покаяния. Она также учит, что Иисус голодал, дабы обучать и поощрять веру в практику покаяния.
Римская церковь имеет как „дни голода", так и „дни воздержания", что необязательно одно и то же. „Закон воздержания" имеет основой дифференцирование пищи и регулирует не количество, а качество разрешенной пищи. Он закрепляет прием мяса или мясного бульона, но не яиц, молока или приправ любого вида, даже из животного жира. В голодании правило церкви гласит: „Что образует голодание - так это лишь один прием пищи в день". В древности строгое голодание соблюдалось до захода солнца. Ныне полный прием пищи может быть в любое время после полудня или, как считают признанные церковные авторы, вскоре по еле него. Некоторые даже полагают, что полный прием пищи может быть в любое время суток. Однако этот один полный прием пищи за двадцать четыре часа не запрещает приема какой-нибудь пищи утром и вечером. Фактически „местный обычай", который часто есть некое неясное выражение, исходящее от местного священнослужителя, определяет, какую дополнительную пищу можно принимать ежедневно. В Америке правило заключается в том,.чтобы утром прием пищи не превышал двух унций хлеба, в Вестминстере (Англия) лимитом являются три унции хлеба. Конечно, такого рода „голодание" не то, что мы имеем в виду под действительным голоданием, ибо таким образом человек может есть достаточно для того, чтобы потолстеть. Не могут гигиенисты принять и так называемый моральный принцип Римской Церкви - „парвум про нихило репутатур" и „не потус нокеат": „малое считается ничем", дабы „питье, не сопровождаемое ничем твердым, не стало вредным". Мы считаем, как это заявил и Пейдж, что малые дробленые приемы пищи не являются голоданием.
Великий Пост у католиков - это лишь период воздержания от определенных видов пищи, хотя некоторые из них используют этот период для голодания. Древняя практика голодания до заката солнца с последующим пиршеством сходна с практикой мусульман - их так называемым постом во время Рамадана. В этот период они не едят, не имеют права пить вино, курить с восхода до заката солнца. Но как только солнце заходит, они начинают курить и пировать. Ночная пирушка компенсирует их дневное воздержание. В городах идут ночные карнавалы, рестораны освещены, улицы заполнены кутилами, базары - в иллюминации, и уличные торговцы лимонадом и сладостями торжествуют. Богачи просиживают всю ночь, принимают и отдают визиты, устраивают приемы. После дней такого пиршества и веселья люди отмечают завершение месяца „голодания" праздником Байрам.
Когда нам говорят, что Архангел Михаил явился к некоему священнику из Сиппонте после того, как последний голодал в течение года, мы должны понимать, что священник этот воздерживался тогда не вообще от пищи, а от некоторых ее видов. Это лишь религиозное применение данного термина, за которым скрываются многие из дошедших до нас рассказов о религиозных постах; мы не всегда уверены, что человек воздерживался от пищи, вероятно, он просто воздерживался от приема определенных предписанных ее видов.
Когда религия обязывает людей воздерживаться от мяса в определенные дни недели для снижения их „животного аппетита", но разрешает пить вино, свободно потреблять рыбу (которая тоже мясо), к коей добавляются острые и стимулирующие соусы, какие добавляются к яйцам, омарам и моллюскам, то это явно является отказом от того, что, возможно, изначально являлось здравым взглядом диететики и соблюдением суеверного ритуала. Когда мусульманам запрещают пить вино, но позволяют отравлять себя безграничным потреблением кофе, табака и опиума, то это определенно отход от прежнего правила, направленного против опьянения всякого рода. Если во время Рамадана мусульманин обязан не прикасаться ни к твердой, ни к жидкой пище с восхода до заката солнца, но имеет право погрязнуть в обжорстве, пьянстве, распущенности с захода и до восхода солнца, то какая же от этого польза? Здесь мы имеем только символическое воздержание, просто ритуал или церемониальный обряд, который лишь слабо имитирует то, что первоначально было здоровой практикой.
Дело в том, и это должно быть ясно мало-мальски думающему, что в законе Природы нет ничего, что допускает какие-либо нарушения или отклонения от трезвости, воздержания, умеренности и праведного поведения. Законы Природы не указывают ни на какие-то специфические дни или определенные количества дней для особых постов или особых периодов воздержания от какой-то пищи или излишеств. По естественному закону голоданию надо следовать тогда, когда в нем есть потребность, и нужно от него воздерживаться, если такой потребности нет. Голод и жажду следует удовлетворять во все дни и во все времена года, и всегда они должны удовлетворяться здоровой пищей и чистой водой. Человек, который отказывается удовлетворять нормальные потребности организма, подсказываемые жаждой и голодом, так же виновен в нарушении естественного закона, как и человек, истязающий свой организм излишествами.
В наше время христиане всех мастей и вероисповеданий редко подвергают себя настоящему голоданию. Большинство постов римской, православной и протестантской церквей являются всего лишь периодами воздержания от мясной пищи. Воздержание в дни „поста" от мясной пищи, но не рыбной, проводится, похоже, просто для того, чтобы содействовать рыбной и судостроительной отраслям промышленности.
Среди евреев голодание всегда означает полное воздержание от пищи, и, по крайней мере, один из дней голодания проводится с воздержанием также и от приема воды. Их периоды голодания обычно лишь очень краткие.
Хотя индусский националистический лидер Ганди полностью понимал гигиеническую пользу голодания и часто голодал с гигиеническими целями, однако большая часть его голодовок была голодовками „очищения", покаяния и политическим средством, с помощью которого он заставлял Англию согласиться с его требованиями. Он голодал даже во имя очищения Индии, а не только его личного очищения. Голодовки „самоочищения" из нескольких дней - частое явление в Индии. Несколько лет назад лидер индийской социалистической партии Джаяпракашан Нараин предпринял голодовку в двадцать один день, чтобы дать себе возможность лучше выполнять свои собственные задачи в будущем. Он провел это очистительное голодание в клинике естественного лечения под наблюдением человека, который наблюдал за несколькими голодовками Ганди.
Голодание составляло часть религиозных обрядов у ацтеков и толтеков в Мексике, у инков в Перу и среди других американских народностей. Голодание практиковали жители тихоокеанских островов, голодание отмечено в Китае и Японии даже до их контактов с буддизмом. Голодание сохранилось в Восточной Азии и там, где распространены брахманизм и буддизм.
По словам доктора Бенедикта, многие зафиксированные случаи длительных и более или менее полных религиозных голоданий несколько „затуманены суеверием и обнаруживают отсутствие четкого наблюдения за ними, поэтому не представляют для науки никакой ценности". Хотя я и соглашусь, что их ценность для науки ограничена, но не согласен, что они лишены всякой ценности. Они определенно имеют ценность, подтверждая возможность воздержания от пищи длительное время в различных жизненных обстоятельствах. Суть в том, что у ученых так мало наблюдений за голодающими, что их взгляды на процесс голодания столь же путаные, как и рассказы самих голодающих.
Голодание как магия
С голоданием как магией мы не имеем ничего общего, разве только для изучения этого феномена. Голодание у племен, например у американских индейцев, с целью отвести от себя грозящую опасность, или у Ганди для очищения Индии есть использование голодания в качестве магического средства. У американских индейцев голодание широко применялось в частных и общественных церемониалах. В Меланезии требуют голодания от отца новорожденного. У многих племен голодание часто является частью ритуала посвящения в возраст мужчины и женщины или во имя священных и ритуальных актов. Семидневное голодание Давида (как описано в Библии) во время болезни сына являлось магическим голоданием. Церемониальное голодание в некоторых религиях также можно назвать магическим.
При внимательном рассмотрении различия между магическим голоданием и голодовкой протеста, как, например, при стачках, можно сказать, что магическое голодание проводится для достижения какой-то желанной цели вне личности самого голодающего. Нас интересуют подобные голодания просто как еще одно свидетельство того, что человек, как и низшее животное, может голодать длительное время и делать это не только без вреда для себя, но с явной пользой.