Практические соображения

Энергия, проявляемая организмом плода для обеспече­ния питательными веществами, необходимыми для его жиз­ни и роста даже при самых неблагоприятных обстоятельст­вах, и энергия, выделяемая в том же направлении молочными железами матери, - т.е. органами, в основном от­ветственными за питание молодого организма сразу после родов, демонстрируют, насколько полна решимости Приро­да обеспечить жизнь „молодого поколения". Одно поколение существует просто ради другого и приносит себя, если необ­ходимо, в жертву ради следующего поколения.

Практический вывод: эти факты говорят о необходимос­ти со стороны матери иметь адекватное питание как во вре­мя беременности, так и кормления грудью. Ибо, если она не делает этого, страдает ее собственный организм, и после того, как он „обескровлен", страдает и организм ребенка. Мать может дать плоду и кормящему организму лишь то, что у нее есть. И если потребности организма не обеспечива­ются соответствующей диетой, ее собственные ткани и на­копленные резервы становятся „диетой" ребенка.

Беременность и кормление грудью не есть „болезни". Они не требуют специальных диет, специального ухода или лечения. Мать просто должна тщательно соблюдать все пра­вила гигиены и питания, правильного сочетания пищи (ко­торые приводятся в этой книге). Она должна снабжать себя и своего ребенка обилием витаминов и минералов, потреб­ляя большое количество свежих фруктов и овощей - в ос­новном целиком и сырых.

Слишком много детей, которые должны были бы харак­теризовать начало жизни, рождаются тщедушными и слабы­ми, потому что их матери неправильно питаются. Потребле­ние до родов, в младенческом и детском возрасте малого количества фруктов и зеленых овощей приводит к постоянной слабости, которая дает о себе знать, когда ребенок стал­кивается со стрессами и напряжениями. Доктор Берг реко­мендует потреблять „в пять -семь раз больше овощей, кар­тофеля и богатых минеральными солями фруктов (яблоки и груши в этом отношении бедны), чем мяса, яиц или злако­вых, ибо в противном случае нужное количество оснований (щелочей) не может быть гарантировано" для удовлетворе­ния потребностей растущего организма ребенка. Такой стан­дарт оказывается идеальным для беременных и кормящих матерей. Берг отмечает, что „когда в клинике солнечных ванн при Венском университете зимой на восемь недель бы­ло вынужденно ограничено снабжение свежими овощами, возникла сильная вспышка цинги". Это подчеркивает ог­ромную важность свежих фруктов и зеленых овощей в дие­те каждого, но особенно кормящих матерей.

Злаковые, видимо, способствуют появлению дефектных зубов, особенно когда не балансируются большим количест­вом зелени и свежих фруктов. По словам Макколума, „есть все основания считать, что распространенная практика огра­ничения диеты слишком большим количеством хлеба, мяса, сахара, картофеля, бобов, гороха и злаковых до родов и по­сле них, во время кормления грудью не в малой степени от­ветственна за неспособность многих матерей к выработке молока удовлетворительного качества и количества для пи­тания новорожденного. Нет никакого вреда (но зато боль­шая польза) от ограничения потребления мяса и прочих по­добных продуктов и увеличения молока, фруктов и зеленых овощей, и мать, делающая это, снижает до минимума опас­ность прерывания здорового развития своего ребенка".

Матери, похоже, переедают крахмалы, белки и жиры, хо­тя на такой односторонней диете они могут получить лишь неадекватные белки. Этому мешает разнообразное питание. Пищевые элементы, которых, по всей вероятности, особен­но не хватает цивилизованным матерям, - это минералы и витамины. При питании в основном рафинированной и не­натуральной, вареной пищей минеральное и витаминное ис­тощение является одним из величайших зол, связанных с диетой матери. Любое требование питания можно удовле­творить натуральными продуктами и ничем иным. Консервированные фрукты - это „конфеты", а не фрукты. Их пита­тельная ценность мала. Ешьте фрукты сырыми.

В завершение разрешите вновь подчеркнуть необходи­мость правильной общей гигиены ума и тела. Ненормальное умственное состояние так же вредит питанию матери, как и дефектная пища, и тем самым наносит вред и ребенку, кале­чит его. Недостаток свежего воздуха и солнца, сна и отдыха, переутомление на работе, эмоциональное перевозбуждение, половые излишества и прочие иннервирующие и деэнергезирующие воздействия и влияния приводят к извращению метаболизма, токсемии и расстройствам как для матери, так и для ребенка.

ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ГОЛОДАНИЯ

Определение голодания

Питание можно удобно разделить на две фазы - позитив­ную и негативную - в зависимости от того, является ли это периодом собственно питания или периодом воздержания от пищи. Негативное питание обозначается терминами „голо­дание", „истощение", „изнурение". Но голодание и истоще­ние - разные явления, четко отличающиеся друг от друга. А изнурение охватывает оба процесса.

Слово „голодание" („фаст") происходит от англосакско­го „фаест", что означает „стойкий", „непреклонный". Практи­ка обходиться без еды в определенные периоды времени на­зывалась „фастинг" - от англосакского „фастен", или „воздерживать себя от питания". Таким образом, словарь определяет голодание как „воздержание от пищи, частич­ное или полное, или от предписанных видов пищи". В боль­шинстве религиозных голоданий имеется в виду воздержа­ние лишь от предписанной пищи. Мы можем сказать так: голодание - это воздержание, частичное или полное, на более или менее длительное время от пищи и питья или только от пищи.

Неправильное применение термина „голодание" очень рас­пространено. К слову „голодание" прибегают и тогда, когда на­зывают какую-то конкретную диету. Мы читаем и слышим о фруктовых голоданиях, молочных голоданиях, о водных голо1 даниях и т.п., когда говорят о фруктовой диете, молочной ди­ете, водной диете и т.п. Фруктовое голодание - это воздержа­ние от фруктов, молочное голодание - воздержание от молока, водное голодание - воздержание от воды и т.д.

Словарь определяет слово „диета" как „регулируемое на­правление питания и питья, специально предписываемый режим, стол, рацион, норма питания". Соблюдать диету зна­чит регулировать или ограничивать питание и питье соот­ветственно режиму, питаться внимательно или умеренно, принимать пищу, есть".

Под термином „голодание" мы понимаем добровольное и полное воздержание от всякой пищи, кроме воды. „Малень­кие дробленые приемы пищи, — говорит доктор Ч. Пейдж, -не являются голоданием. Нельзя принимать ни крошки, кроме воды, которая выпивается небольшими глотками вре­мя от времени и то в зависимости от желания". Мы не ис­пользуем слово „голодание" для обозначения, например, ди­еты из фруктового сока. Пишут о голодании, когда ребенок сидит на фруктах. Это означает, что того кормят фруктами и он находится на фруктовой диете. Голодание и питание не являются идентичными процессами. Мы должны осторож­нее обращаться с терминами. „Изнурение" - это техничес­кий термин, буквально означающий „опустошение" и приме­няемый абсолютно ко всем формам и стадиям воздержания от пищи и ко многим видам недоедания по разным причи­нам, даже тогда, когда человек питается. Мы можем избе­жать путаницы, если сохраним термин „изнурение" для вся­кого воздержания, термин „голодание" - для периода воздержания от пропуска первого приема пищи до возврата голода, а термин „истощение" для периода от возврата голо­да до наступления смерти.

Профессор Моргулис дает следующую классификацию изнурения в зависимости от его истока.

1. Физиологическое изнурение, которое является нор­мальным постоянным явлением в природе. Оно составляет или определенную фазу жизненного цикла животного, се­зонное событие или сопровождающий периодический воз­врат половой активности. „Примером могут служить тюле­ни, лосось, животные, наделенные способностью к спячке. Добровольное голодание нормальных субъектов в реклам­ных целях или для научного изучения доктор называет фи­зиологическим голоданием. Он не объясняет, почему это должно называться физиологическим голоданием, а перио­ды вынужденного голодания вследствие кораблекрушения, аварий в шахтах и др. истощением вследствие несчастного случая, хотя шахтеры и потерпевшие аварию моряки не все­гда испытывают истощение. Часто у них периоды воздержа­ния от пищи относительно короткие, и они выживают.

2. Патологическое изнурение в „различных стадиях тяже­сти, связанных с разными органическими нарушениями", - расстройство пищеварительного тракта, неспособность удер­жать пищу (рвота), чрезмерное разрушение тканей организ­ма (инфекционные лихорадки) и отказ от приема пищи из-за утраты аппетита или психической болезни. Доктор Бенедикт относит термин патологическое изнурение к нару­шениям пищеварительного тракта, при которых невозмо­жен прием пищи.

3. Случайное, или экспериментальное, изнурение. К этой категории, конечно, относятся все индивидуальные экспери­менты, которые были объектом тщательно проведенных на­учных исследований. К этому должна быть добавлена чет­вертая классификация, или класс, с которым профессор Моргулис, видимо, почти совсем не знаком и который явля­ется целиком или в основном добровольным воздержанием, но при котором такое воздержание от пищи проводится не просто для экспериментальных целей, а для содействия или восстановления здоровья. Я предпочитаю называть это „ги­гиеническим голоданием". Другие называют его „лечебным (терапевтическим) голоданием". Голодание этого типа при острой болезни не является полностью добровольным, раз­ве только не в смысле, что все действия инстинкта являют­ся добровольными. Здесь мы касаемся главным образом „ги­гиенического голодания", хотя и приводим сведения о других типах голодания, которые могут быть полезными •для нас для лучшего понимания и более правильного прове­дения голодания.

Доктор Бенедикт упоминает случаи голодания при гипно­тическом сне, но не приводит детали. У меня не было опыта в таких случаях и я не изучал их. Я полагаю, что этот феномен при гипнотическом сне действует таким же обычным путем. Возможно, при гипнозе более полный отдых, хотя я и склонен считать это состояние состоянием напряжения. Я, естествен­но, не рекомендую использовать ни в какое время гипноз для любой цели, ибо считаю его безусловным злом.

В работе „Изнурение и недоедание" доктор Джексон за­являет, что термин „истощение" „чаще всего используется для обозначения крайних стадий изнурения, ведущих к смерти". К сожалению, слишком часто это не так.

Слишком часто термин „истощение" применяется ко все­му периоду воздержания от пищи с первого его дня до смерт­ного конца. По словам Кэррингтона, „многие врачи говорят о лечении голоданием, или истощением. Это просто показы­вает, что они не знают, о чем говорят. Голодание абсолютно отлично от истощения; первое - благодеяние, второе - вред; первое является ценным терапевтическим методом, вто­рое - смертельным экспериментом".

Необходимо, как это будет видно из нашего последующе­го исследования, провести различие между голоданием и истощением. Голодание не есть истощение. Различие между голоданием и истощением огромно и четко обозначаемо. Доктор Хаззард выразил это в следующих словах: „Исто­щение является следствием отказа от пищи из-за несчастно­го случая или приверженности системе, требующей пита­ния. Голодание заключается в намеренном воздержании от пищи организмом, страдающим от болезней и не желающим пищи, пока не получит отдых, не будет очищен и не будет го­тов к работе по усвоению пищи".

Голодание не является, как его иногда называют, ни „ле­чением голодом", ни „лечением истощением". Голодающий не голоден, и голодание не есть метод лечения и излечения от „болезни". По словам доктора Ч. Пейджа, „часто применя­емый термин „лечение истощением" вводит больного в за­блуждение и деморализует: дело в том, что он обречен и на истощение, и на отравление пищей, когда рухнула надежда на ее усвоение и ассимиляцию, что действительно имеет ме­сто при всех приступах острой болезни и особенно при сла­бости и отсутствии аппетита".

Голодание - это отдых, физиологические каникулы. Это - не суровое испытание и не наказание. Это - очисти­тельная мера, которая заслуживает того, чтобы ее лучше знали и более широко использовали.

Голодание у человека

Человек есть животное и как таковое подчинен тем же за­конам бытия и условиям существования, что и другие жи­вотные. Как часть большого органического мира, он не явля­ется существом, отгороженным от обычных и постоянных условий жизни, регулируемых законами и требованиями существования. Неудивительно поэтому, что мы находим человека не только способным голодать продолжительное время и делать это с пользой, но голодать при самых разных обстоятельствах и по самым разным поводам. Далее мы вкратце рассмотрим самые важные из условий, при кото­рых он голодает, и причины, по которым он это делает.

Религиозное голодание

Голодание как религиозный обряд издавна практикова­лось во исполнение некоторых благодеяний. Религиозное голодание имеет древнее происхождение, уходящее в преды­сторию. Частичное или полное воздержание от пищи или от определенных видов пищи в установленные периоды време­ни существовало в Ассирии, Персии, Вавилоне, Скифии, Греции, Риме, Индии, Палестине, Китае, в Европе среди дру­идов и в Америке среди индейцев. Это была широко рас­пространенная практика, часто используемая как средство покаяния, при трауре и в качестве подготовки к участию в таких религиозных ритуалах, как крещение и причастие.

На самой заре цивилизации Древние Таинства, тайное поклонение или религия, тысячелетия процветавшие в Египте, Индии, Греции, Персии, Фракии, Скандинавии, у готов и кельтов, предписывали и практиковали голодание. Религия друидов среди кельтских племен требовала дли­тельного переходного голодания и молитв прежде, чем по­священный мог продвинуться дальше. В религии Митры (древний Иран) требовалось голодание из пятидесяти дней. Фактически голодание было общим для всех таинств, кото­рые были сходными с таинствами древнего Египта и, воз­можно, от них происходили. Говорят, что Моисей, который был обучен „всей мудрости Египта", голодал более 120 дней на горе Синай. Таинства Тира, которые были представлены в Иудее тайным обществом, известным под названием „ессеи" (essenes), также предписывали голодание. В I веке на­шей эры в Александрии существовала секта евреев - аскетов, которые назывались „терапевты" (therapeute), на­поминали ессеев и многое заимствовали из Каббалы и из пифагорийской и орфической систем. Терапевты обращали большое внимание на больных и очень высоко ценили голо­дание как лечебную меру. О голодании довольно часто упо­минается в Библии, где зафиксированы несколько голода­ний большой длительности: Моисей - 40 дней (Исход, 24:18,34:28), Илия, сорок дней (Первая Книга Царств), Да­вид, семь дней (Четвертая Книга Царств), Иисус, сорок дней (Евангелие от Матфея, 4:2), Лука: „Пощусь дважды в неделю" (Евангелие от Луки, 18:12), „Сей же род изгоняет­ся только молитвою и постом" (Евангелие от Матфея, 17:21). Библия предостерегает против голодания ради тще­славия (Евангелие от Матфея, 6:17,18). Она также советует святым отцам не носить печального выражения лица (Еван­гелие от Матфея, 6:16), а искать удовольствие в голодании и исполнении своей работы (Книга пророка Исайи, 58:3), посты должны быть постами радости (Книга пророка Захарии, 8:19).

Мы вполне можем предположить, что некое великое до­бро было целью многих голоданий, упомянутых в Библии, даже если (можно считать это) они не всегда предназнача­лись для „исцеления" от „болезней". Можно быть также уве­ренными в том, что у древних не было страха пред смер­тельным голодом в результате пропуска нескольких приемов пищи.

В течение двух тысяч лет христианская религия реко­мендовала „молитву и пост", и тысячи проповедников изла­гали историю о сорока днях голодания в пустыне. Религиоз­ные посты часто практиковались в раннем христианстве, в средние века. Томмазо Кампанелла рассказывает, что болез­ненные монахини в периоды своих истерик нередко искали спасение в голодании „семь раз по семьдесят часов", или в те­чение двадцати одного с половиной дня. Джон Кальвин и

Джон Уэсли - оба решительно настаивали на голодании в качестве благотворной меры как для знати, так и для просто­го народа. Среди ранних христиан голодание было одним из обрядов очищения. До сих пор голодание является обыч­ной практикой среди народов Дальнего Востока, особенно среди индийцев Восточной Индии. Хорошо известны много­численные голодовки Ганди.

Члены раннехристианской церкви, на которых была на­ложена епитимья, часто удалялись в пустыню на месяц или два, чтобы побороть соблазны. В это время они пили воду из старой дряхлой посудины и прием даже просяного зерныш­ка рассматривался ими как нарушение обета и разрушал до­стоинства раскаяния. В конце второго месяца „исхудалые и от мира отрешенные" обычно имели достаточно сил, чтобы вернуться домой без посторонней помощи.

Автор книги „Пилигрим Сильвий", описывая Великий Пост в Иерусалиме при посещении его около 386 года н. э., отмечает: „Во время Великого Поста они полностью воздер­живались от всякой пищи, за исключением суббот и вос­кресений. Они ели в полдень в воскресенье и после этого не принимали ничего вплоть до утра следующей субботы. И так на протяжении всего Великого Поста". Хотя католичес­кая церковь и не имеет закона, требующего голодания, в прошлом оно добровольно практиковалось многими католи­ками. Эта церковь рассматривает воздержание - полное или от предписанной пищи - в качестве покаяния. Она также учит, что Иисус голодал, дабы обучать и поощрять веру в практику покаяния.

Римская церковь имеет как „дни голода", так и „дни воз­держания", что необязательно одно и то же. „Закон воздер­жания" имеет основой дифференцирование пищи и регули­рует не количество, а качество разрешенной пищи. Он закрепляет прием мяса или мясного бульона, но не яиц, мо­лока или приправ любого вида, даже из животного жира. В голодании правило церкви гласит: „Что образует голода­ние - так это лишь один прием пищи в день". В древности строгое голодание соблюдалось до захода солнца. Ныне пол­ный прием пищи может быть в любое время после полудня или, как считают признанные церковные авторы, вскоре по еле него. Некоторые даже полагают, что полный прием пищи может быть в любое время суток. Однако этот один полный прием пищи за двадцать четыре часа не запрещает приема какой-нибудь пищи утром и вечером. Фактически „мест­ный обычай", который часто есть некое неясное выражение, исходящее от местного священнослужителя, определяет, ка­кую дополнительную пищу можно принимать ежедневно. В Америке правило заключается в том,.чтобы утром прием пищи не превышал двух унций хлеба, в Вестминстере (Ан­глия) лимитом являются три унции хлеба. Конечно, такого рода „голодание" не то, что мы имеем в виду под действи­тельным голоданием, ибо таким образом человек может есть достаточно для того, чтобы потолстеть. Не могут гигиенис­ты принять и так называемый моральный принцип Рим­ской Церкви - „парвум про нихило репутатур" и „не потус нокеат": „малое считается ничем", дабы „питье, не сопро­вождаемое ничем твердым, не стало вредным". Мы считаем, как это заявил и Пейдж, что малые дробленые приемы пищи не являются голоданием.

Великий Пост у католиков - это лишь период воздержа­ния от определенных видов пищи, хотя некоторые из них используют этот период для голодания. Древняя практика го­лодания до заката солнца с последующим пиршеством сход­на с практикой мусульман - их так называемым постом во время Рамадана. В этот период они не едят, не имеют права пить вино, курить с восхода до заката солнца. Но как только солнце заходит, они начинают курить и пировать. Ночная пирушка компенсирует их дневное воздержание. В городах идут ночные карнавалы, рестораны освещены, улицы запол­нены кутилами, базары - в иллюминации, и уличные торгов­цы лимонадом и сладостями торжествуют. Богачи просижи­вают всю ночь, принимают и отдают визиты, устраивают приемы. После дней такого пиршества и веселья люди отме­чают завершение месяца „голодания" праздником Байрам.

Когда нам говорят, что Архангел Михаил явился к неко­ему священнику из Сиппонте после того, как последний го­лодал в течение года, мы должны понимать, что священник этот воздерживался тогда не вообще от пищи, а от некоторых ее видов. Это лишь религиозное применение данного термина, за которым скрываются многие из дошедших до нас рассказов о религиозных постах; мы не всегда уверены, что человек воздерживался от пищи, вероятно, он просто воз­держивался от приема определенных предписанных ее видов.

Когда религия обязывает людей воздерживаться от мяса в определенные дни недели для снижения их „животного аппетита", но разрешает пить вино, свободно потреблять рыбу (которая тоже мясо), к коей добавляются острые и стимулирующие соусы, какие добавляются к яйцам, ома­рам и моллюскам, то это явно является отказом от того, что, возможно, изначально являлось здравым взглядом диетети­ки и соблюдением суеверного ритуала. Когда мусульманам запрещают пить вино, но позволяют отравлять себя безгра­ничным потреблением кофе, табака и опиума, то это опреде­ленно отход от прежнего правила, направленного против опьянения всякого рода. Если во время Рамадана мусульма­нин обязан не прикасаться ни к твердой, ни к жидкой пище с восхода до заката солнца, но имеет право погрязнуть в об­жорстве, пьянстве, распущенности с захода и до восхода солнца, то какая же от этого польза? Здесь мы имеем только символическое воздержание, просто ритуал или церемони­альный обряд, который лишь слабо имитирует то, что перво­начально было здоровой практикой.

Дело в том, и это должно быть ясно мало-мальски дума­ющему, что в законе Природы нет ничего, что допускает ка­кие-либо нарушения или отклонения от трезвости, воздер­жания, умеренности и праведного поведения. Законы Природы не указывают ни на какие-то специфические дни или определенные количества дней для особых постов или особых периодов воздержания от какой-то пищи или изли­шеств. По естественному закону голоданию надо следовать тогда, когда в нем есть потребность, и нужно от него воздер­живаться, если такой потребности нет. Голод и жажду следу­ет удовлетворять во все дни и во все времена года, и всегда они должны удовлетворяться здоровой пищей и чистой во­дой. Человек, который отказывается удовлетворять нор­мальные потребности организма, подсказываемые жаждой и голодом, так же виновен в нарушении естественного закона, как и человек, истязающий свой организм излишествами.

В наше время христиане всех мастей и вероисповеданий редко подвергают себя настоящему голоданию. Большин­ство постов римской, православной и протестантской церк­вей являются всего лишь периодами воздержания от мясной пищи. Воздержание в дни „поста" от мясной пищи, но не рыбной, проводится, похоже, просто для того, чтобы содей­ствовать рыбной и судостроительной отраслям промышлен­ности.

Среди евреев голодание всегда означает полное воздер­жание от пищи, и, по крайней мере, один из дней голодания проводится с воздержанием также и от приема воды. Их пе­риоды голодания обычно лишь очень краткие.

Хотя индусский националистический лидер Ганди пол­ностью понимал гигиеническую пользу голодания и часто голодал с гигиеническими целями, однако большая часть его голодовок была голодовками „очищения", покаяния и политическим средством, с помощью которого он заставлял Англию согласиться с его требованиями. Он голодал даже во имя очищения Индии, а не только его личного очищения. Го­лодовки „самоочищения" из нескольких дней - частое явле­ние в Индии. Несколько лет назад лидер индийской социа­листической партии Джаяпракашан Нараин предпринял голодовку в двадцать один день, чтобы дать себе возмож­ность лучше выполнять свои собственные задачи в буду­щем. Он провел это очистительное голодание в клинике ес­тественного лечения под наблюдением человека, который наблюдал за несколькими голодовками Ганди.

Голодание составляло часть религиозных обрядов у ацте­ков и толтеков в Мексике, у инков в Перу и среди других американских народностей. Голодание практиковали жите­ли тихоокеанских островов, голодание отмечено в Китае и Японии даже до их контактов с буддизмом. Голодание сохра­нилось в Восточной Азии и там, где распространены брахма­низм и буддизм.

По словам доктора Бенедикта, многие зафиксированные случаи длительных и более или менее полных религиозных голоданий несколько „затуманены суеверием и обнаружива­ют отсутствие четкого наблюдения за ними, поэтому не представляют для науки никакой ценности". Хотя я и соглашусь, что их ценность для науки ограничена, но не согласен, что они лишены всякой ценности. Они определенно имеют ценность, подтверждая возможность воздержания от пищи длительное время в различных жизненных обстоятельст­вах. Суть в том, что у ученых так мало наблюдений за голо­дающими, что их взгляды на процесс голодания столь же путаные, как и рассказы самих голодающих.

Голодание как магия

С голоданием как магией мы не имеем ничего общего, разве только для изучения этого феномена. Голодание у пле­мен, например у американских индейцев, с целью отвести от себя грозящую опасность, или у Ганди для очищения Индии есть использование голодания в качестве магического сред­ства. У американских индейцев голодание широко применя­лось в частных и общественных церемониалах. В Меланезии требуют голодания от отца новорожденного. У многих пле­мен голодание часто является частью ритуала посвящения в возраст мужчины и женщины или во имя священных и ри­туальных актов. Семидневное голодание Давида (как описа­но в Библии) во время болезни сына являлось магическим голоданием. Церемониальное голодание в некоторых рели­гиях также можно назвать магическим.

При внимательном рассмотрении различия между маги­ческим голоданием и голодовкой протеста, как, например, при стачках, можно сказать, что магическое голодание про­водится для достижения какой-то желанной цели вне лично­сти самого голодающего. Нас интересуют подобные голо­дания просто как еще одно свидетельство того, что человек, как и низшее животное, может голодать длительное время и делать это не только без вреда для себя, но с явной пользой.

Наши рекомендации