О Вирджинии В. Ветрано

ближайшей сподвижнице Г. М. Шелтона*

Доктор Вирджиния Ветрано заинтересовалась Натураль­ной Гигиеной в возрасте 18 лет. Гигиенические истины вдох­нули желание освоить эти чудесные знания. В дальнейшее шок от ранней смерти своего отца послужил ей стимулом для расширения знаний о здоровье и методах лечения, в результа­те чего она и стала доктором гигиены, писателем и лектором.

После окончания колледжа хиропрактики в 1965 году она стала руководителем и одновременно лечащим врачом Школы здоровья доктора Шелтона. Там она успешно прове­ла через голодание десятки тысяч больных. Несмотря на ди­агнозы как неизлечимо больных, почти все они поправи­лись, поддерживая затем свое хорошее здоровье. С 1956 по 1980 год Ветрано была редактором и соавтором журнала „Ги­гиеническое Обозрение доктора Шелтона".

В 1981 году она организовала Информационную Служ­бу Здоровья, осуществлявшую уникальную деятельность почтово-телефонной связи. Несмотря на отдаленность в тысячи километров, многие клиенты этой Службы восстановили свое здоровье на основе такого почтово-телефонного обучения Законам Природы и их соблюдению при разных жизненных обстоятельствах. Ветрано продолжает активную практическую и лекционную работу, проведя множество семинаров в США и Канаде. Ветрано — самая верная и последовательная сторонница доктора Шелтона. Когда она излагает Законы жизни, вас неотразимо трогает ее энтузиазм в отношении Натуральной Гигиены. Она четко разъясняет принципы Натуральной Гигиены, прекрасно разоблачая распространенные ложные идеи, так что остается только одна истина — ясная, чистая, логичная.

Доктор Ветрано показывает, что у вас может быть интересная жизнь через знание, понимание и применение Законов жизни. «Невероятно просто, — говорит она, — жить так, чтобы всю жизнь поддерживать прекрасное здоровье. Это может сделать каждый, ибо это проявление инстинкта». Из ее лекций вы также узнаете, как в случае утраты вашего здоровья восстановить его путем использования тех же простых факторов и воздействий, которые и делают вас здоровыми. Многие подтверждают, что они чувствуют себя энергичнее и счастливее, нежели даже в молодости, лишь просто придерживаясь гигиенического образа жизни. Вы также омолодите себя, на практике осуществляя принципы провозглашаемые доктором Ветрано и помогающие вам очистить ваш организм от многих отходов. Слушая доктора Bетрано, вы полюбите истины, которым она нас обучает, в частностистности, относительно голодания и его применения для омоложения и восстановления энергии, а иногда даже и для спасения самой жизни. Вы узнаете и о том, как вам не следует больше бояться болезней, вызываемых микробами и вирусами. Лекции В. Ветрано надо слушать вновь и вновь. И чем больше вы их слушаете, тем больше понимаете, сколь чудесна простота Натуральной Гигиены и как ее применение может сделать вас здоровым и счастливым.

*Из Введения к циклу ее лекций.

Посвящается детям - Бернарру Герберту,

Уолден Эллвуду

и Уиллоудин Ла Верне

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Философия питания

Несколько поколений исследователей клетки и наследст­венности почти полностью игнорировали изучение привы­чек питания, а последние определяют и предопределяют развитие клеток и влияют на воспроизводство и выжива­ние. Роль питания постыдно игнорировалась.

Большей частью принималось как само собой разумею­щееся, что важен не вид потребляемой пищи, а то, потребля­ет ли организм „достаточно" или „более чем достаточно" пи­щи. Придавалось значение главным образом избытку или недостатку пищи, т. е. скорее ее количеству, чем качеству и виду. Лишь в последнее время стали серьезно изучать физи­ологическую основу жизни и примеры влияния питания на рост и воспроизводство в физиологическом и патологичес­ком планах. Догадки о роли питания в здоровье и при болез­ни приходили в голову мыслящих людей на протяжении тысячелетий, однако ученые считали это не заслуживаю­щим внимания.

Питание - это сумма всех процессов и функций, опреде­ляющих рост и развитие, поддержание и восстановление ор­ганизма, его воспроизводство. Это - восстановление тка­ней, а не просто накопление жира или „стимуляция" (возбуждение) жизненных сил. Из-за большого недопонима­ния и путаницы вокруг термина „стимуляция" мы склонны ассоциировать это понятие с питанием. „Чистое и правиль­ное питание, - пишет д-р Тролл, — предполагает ассимиля­цию питательного вещества для сохранения структуры организма без малейшего возбуждения, нарушения или какого-либо влияния, которое могло бы быть квалифицировано как стимулирующее... Все стимуляции прямо противоречат здо­ровому питанию, являясь причиной ненужного расхода и утраты жизненной силы".

Мы определяем пищу как любое вещество, элементы ко­торого способны превращаться и действительно формиру­ют составные части тканей и жидкостей организма и ис­пользуются последним для выполнения любых его функций. Жизнь зависит от пищи. Весь рост, восстановле­ние и сохранение тканей и развитие жизненной силы - ре­зультат питания. Все части и продукты в организме выраба­тываются из крови, и все функции организма зависят от крови, поставляющей вещества. Кровь создают воздух, во­да, пища и солнечная энергия. Эти компоненты важны для создания хорошей крови, здоровых тканей и органов и их функционирования.

В жизни одновременно и постоянно происходят два процесса - созидание и разрушение. Эти два процесса в со­вокупности и составляют метаболизм. Созидательный процесс называется анаболизмом, разрушительный - ката­болизмом. В здоровом организме в детстве и юности сози­дательный процесс преобладает над разрушительным. Во время болезни и в старости преобладает разрушительный процесс. Во время полного отдыха и во сне все общие жиз­ненные функции протекают так же, как и во время бодрст­вования, но только менее активно. Сердце продолжает биться, грудь поднимается и опускается во время дыхания, печень, пищеварительные и другие внутренние органы продолжают работать. Работают все клетки организма. Метаболизм во время полного отдыха называется основ­ным метаболизмом. Степень метаболизма определяется количеством потребляемого кислорода, которое изменяет­ся в зависимости от возраста, пола, климата, расы, при­вычек, питания, умственного состояния и других факто­ров.

Степень метаболизма у женщин меньше, чем у мужчин, у младенцев выше (почти вдвое) по сравнению с взрослыми, наименьшая - у людей преклонного возраста. Она меньше у жителей Востока (японцев и китайцев), выше у спортсме­нов, нежели у людей, ведущих сидячий образ жизни. У аме­риканцев, живущих в Бразилии, основной обмен меньше, чем у американцев в США; он больше после затраты физи­ческих усилий благодаря мышечному напряжению, подни­мается в течение дня, будучи наибольшим к полудню; у ве­гетарианцев он ниже, чем у мясоедов.

Ортодоксальная наука не может сказать, что является стандартным в биологическом отношении метаболизмом. Ибо, как и в других случаях, стандарты для „нормального ос­новного обмена" - это просто среднестатистические дан­ные, исчисленные большей частью по людям перекормлен­ным, перегруженным стимулирующей пищей, особенно протеинами. Идеальную биологическую норму можно опре­делить только по здоровым людям, живущим биологически правильной жизнью. С точки зрения гигиенистов, нормаль­ный обмен должен основываться на естественном режиме питания, который предполагает не только вид, качество и объем потребляемой пищи, но также (и это очень важно) вид и объем работы - „в поте лица",— произведенной для то­го, чтобы заработать эту пищу. Ни один режим питания нельзя считать нормальным, если он не учитывает работу -„контруслугу" - для добывания пищи. Хищничество, пара­зитизм, разложение и подобные пути хищения благ или без­делье влекут за собой не только нарушение нормального ба­ланса „работа - питание", но и потребление пищи более низкого качества.

Обменные нарушения, вытекающие из подобного обра­за питания, приводят к потерям и структурным изменени­ям, а в целом - к болезням. Каждую секунду в организме че­ловека отмирает в среднем 7 млн. красных кровяных шариков (из общего числа 25 трлн). Следовательно, каждую секунду должны народиться новые 7 млн. Таков прекрас­ный пример постоянной созидательной деятельности на­шего организма. Материал для строительства этих клеток поставляется пищей. Но это только небольшая часть не­прерывной созидательной работы организма. Подобные процессы отмирания и возрождения происходят и в других частях тела.

Человеческий организм состоит из 22 основных химических элементов:

кислород марганец цинк
водород натрий хлор
углерод кремний фтор
азот железо бром
кальций литий никель
фосфор йод медь
калий сера мышьяк
    магний

Питательная роль около двенадцати элементов (алюми­ний, мышьяк, бор, бром, никель, кремний, ванадий, цинк и др.), которые содержатся в организме человека и животно­го в ничтожных количествах, пока неизвестна. Они, как по­лагают, связаны с катализом, или провоцированием и уско­рением химических реакций в организме, и неясно, являются ли они частью организма или нет. Возможно, они находятся там лишь в качестве чужеродных элементов. По­лученные, например, данные о потребностях в боре очень ко­свенны и далеки от окончательных.

Эти элементы существуют не в „свободном" состоянии, а в органических соединениях друг с другом и неравномерно распределены в разных тканях и жидкостях организма. Гру­бо говоря, они группируются в нашей пище в виде протеи­нов, углеводов, углеводородов, воды, минеральных солей, витаминов, неусвояемых частиц - отходов, или балласта. Каждый элемент выполняет определенную и незаменимую функцию, которую не может вместо него выполнить дру­гой элемент. Все они важны для здоровой жизни, роста и длительного существования. Снабжение материалом, из которого можно построить новые ткани и заменить отмер­шие, — вот для чего мы едим и в чем по меньшей мере од­на из целей питания.

Помимо этого, в организме постоянно происходят и другие процессы, например работа по подготовке пищи для исполь­зования ее организмом. Эта работа известна под названием „усвоение", она сопровождается в основном выделением опре­деленных соков, или секреций, которые оказывают химическое воздействие на пищу. Эти соки организм должен выработать для себя сам. Пища поставляет материалы, необходимые для производства этих и многих других секреций. Отхо­ды жизнедеятельности клеток - кислотные по своему характеру и в высшей степени раздражающие и ядовитые. Если их оставить в организме не изменяя, они вскоре разрушат жизнь. Поэтому они не только удаляются, но подвергают­ся химическому изменению путем соединения с определенными щелочными минеральными элементами, делающими их менее разрушительными и вредными и подготавливающими их также и к выделению из организма. Минеральныеt элементы, вызывающие детоксикацию, также поставляются с пищей.

Пища сгорает в организме, чтобы дать тепло и энергию. Такова, по крайней мере, нынешняя теория ученых. Есть и другие, кто отрицает это и настаивает, что тепло и энергия не зависят от поставляемой пищи, что пища дает материал исключительно для построения новых и восстановления старых клеток и образования секреций. Утверждается, что теп­ло получается в результате ассимиляции пищи, а не ее окисления. Заявляют также, что тепло в организме возника­ет благодаря трению.

Мы потребляем углерод, забираем кислород и отдаем двуокись углерода. Совершенно очевидно, что углерод окис­ляется в организме. И в ходе этого процесса, несомненно, вы­деляется тепло.

Химические виды энергии в организме возникают не на чисто химической основе и связаны с чем-то, что внутренне сопряжено с органическим синтезом, который химическая энергия призвана поддерживать. По крайней мере, я не ви­жу другого объяснения. У меня не вызывает сомнения, что химическая энергия, как и механическая, используется орга­низмом, хотя обе подчинены какой-то направляющей и уни­версальной нехимической энергии. Однако это остается во­просом, который будет разрешен лишь в будущем. Я лично не считаю, что вся энергия живого организма берется толь­ко из пищи.

Нормальная щелочность и нормальное специфическое равновесие крови поддерживаются с помощью пищи. В дальнейшем будет показано, что обе эти функции осуще­ствляются главным образом минеральным составом диеты. Эти функции пищи можно вкратце суммировать так: пища есть любое вещество, которое, будучи принято организмом, может быть использовано им для замены тканей (роста и восстановления) и для выполнения органических функций. В это понятие можно включить воду и кислород воздуха, но и то и другое обычно не классифицируется как пища. Подобные вещества, если их классифицировать как продук­ты, должны, видимо, обладать и вредными воздействиями. Многое из того, что человек ест, наносит ему вред, хотя име­ет и питательную ценность. Очевидно, от такой пищи следу­ет воздерживаться до тех пор, пока имеется другая.

Человеческий организм - удивительно сложный и свое­образный механизм, состоящий из тысяч различных частей и содержащий сотни химических соединений. И все они пи­таются единым кроветоком, который сам по себе является замечательно цельной химической системой. Если бы кровь строила свое вещество, пользуясь единым источником, как, например, кровь младенца, жизнь была бы чудесной. Но если учитывать, что кровь часто получает питание из сотен различных видов пищевых продуктов, особенно кровь совре­менного цивилизованного человека, то жизнь оказывается невообразимо сложной. Трудно даже представить, как в этих условиях жизнь вообще может существовать.

Организм должен обеспечить все необходимые для себя элементы питания из большой массы различных продуктов, чтобы избежать истощения, и в то же время он должен избе­гать всех излишеств в тех веществах, которые мы потребляем почти всегда в избытке. Пищевые вещества, которые не нуж­ны и не могут быть использованы, наносят вред организму.

По мере развития науки о питании число важнейших компонентов питания возрастает. Прежде в книгах писа­лось о потребностях человека в протеинах, углеводах и жи­рах. Но теперь мы говорим, что человеку нужны еще мине­ралы, витамины и клетчатка. Нормальная диета должна включать все эти элементы.

Поскольку пища выполняет столь много важных функ­ций, необходимо, чтобы мы обеспечивали организм всеми нужными элементами. Очень важно, чтобы пища питала весь наш организм, а не только часть или отдельные части его. Диетический ансамбль должен охватывать весь диапа­зон питания. Результат дает вся диета, а не один вид продук­та или один элемент питания. В любом конкретном случае здоровье всего организма будет определяться адекватнос­тью конкретной диеты потребностям организма вообще.

Человеческий организм никогда не подвергался полному анализу, как не анализировались полностью составные час­ти всех продуктов. Это, однако, не имеет большого значения. Ни человек, ни продукты не могут быть проанализирова­ны, не будучи до основания разрушенными. Но продукты в процессе разрушения - не те же самые, что существуют в клетках и тканях организма или в нетронутой пище. Можно подвергнуть анализу только мертвое тело, но это прольет немного света на химический состав живого организма. Ана­лиз и мертвого тела, и горстки почвы покажет, что и то и дру­гое состоит из одних элементов, но никто не отождествит те­ло человека с горстью земли. Яблоко состоит из тех же элементов, что и земля, но мы легко увидим большую разни­цу между продуктом жизненного синтеза и почвой в нашем саду. К счастью, нет необходимости знать точный химичес­кий состав ни тела, ни продуктов, чтобы правильно питать себя, свои семьи и больных. Если мы будем питать их есте­ственными продуктами, мы можем быть уверенными, что они получат все необходимые питательные элементы. Мы можем довериться установившимся, очень древним процес­сам жизни, которые берут за нас заботу обо всем остальном.

Наши рекомендации