РАБОТА № 3 Температурные, последовательные образы
Ход работы: Проведем двойной анализ действия холодного и теплого предмета на кожу человека. Первый анализ – длительное прикосновение. Второй – кратковременное, частое прикосновение.
Приложим колбу наполненную холодной водой ко лбу на 2-5 минут. Убрав ее, мы будем продолжать ощущать чувство холода, но это со временем проходит. Изменим условия проведения, колбу будем ритмично подводить ко лбу на протяжении 2-5 минут, с частотой 1-3 секунды.
Проделаем эти опыты с теплой водой.
Приложим колбу наполненную водой ко лбу на 2-5 минут. Убрав ее, мы будем продолжать чувствовать чувство тепла. Условия прикосновения изменим, согласно выше приведенного эксперимента. Ощущение тепла исчезает при отводе колбы.
Вывод:
РАБОТА № 4 Определение порога вкусовой чувствительности
Ход работы: Испытуемому на кончик языка пипеткой наносят каплю какого-либо из перечисленных растворов. Делают глотательные движения и определяют вкус раствора.
Вывод:
Вещество | Порог вкусовой чувствительности, локализация |
Сладкое | |
Кислое | |
Соленое | |
Горькое |
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
№ 15
Тема: Условно-рефлекторная деятельность организма и ее нейрофизиологические механизмы.
Количество часов: 4
Курс: 2
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Составитель:
Профессор Хамчиев К.М.
Астана, 2010г.
1. Тема:Условно-рефлекторная деятельность организма и ее нейрофизиологические механизмы
2. Цель:Поведенческая реакция человека определяется набором условных рефлексов приобретенных в процессе жизнедеятельности, и они характеризуются постоянным обновлением, накоплением и угасанием в ходе приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Условно-рефлекторные связи характеризуют индивидуальные особенности личности относящимся к разным типам ВНД. Актуальность изучаемой темы заключается в том, что способность к образованию временных связей и длительному их сохранению говорят о пластичности структур коры головного мозга, которые и являются субстратом, определяющим условно-рефлекторную деятельность в целом.
3. Задачи обучения: Научить студентов овладеть методами выработки условных рефлексов и уметь анализировать ход формирования временных связей между центрами безусловного и условного рефлексов. Сформулировать основные механизмы и закономерности образования условно-рефлекторных связей и локализация центров, между которыми происходит проторение пути.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие о высшей нервной деятельности. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности организма, классификация.
2. Приобретенное поведение. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования.
3. Возникновение условно-рефлекторной деятельности у ребенка.
4. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Отличия условных от безусловных рефлексов. Классификация условных рефлексов.
5. Физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональная основа (И.П.Павлов, П.К.Анохин).
6. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.
7. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.
8. Архитектура целостного поведенческого акта с позиции функциональных систем (П.К. Анохин).
9. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Виды коркового торможения.
10. Участие торможения в осуществлении коркового анализа и условнорефлекторной деятельности.