Методы разучивания элементов
· Биомеханика элемента
________________
· Синкопирование
________________
При разучивании элементов и составлении комбинаций уместно использовать термин «алгоритм».
· Алгоритм
________________
Профессиональный инструктор отличается знанием алгоритмов и умением их использовать.
Основное правило: при использовании любого метода разучивания элементов исходный и вновь созданный элементы должны принадлежать к одной классификационной группе. В противном случае следует пересмотреть подбор исходного элемента.
Модификация элемента.
________________
Ø Примеры:
- Basic Step⁺ → Over The Top⁺;
- Double Stomp⁻ → Spider⁻ (Step Mambo Side⁻);
- Double Knee Up⁻ → Double Knee Up⁻ с касанием пола за степ-платформой;
- Kick⁻ → Kick⁻ на полу.
Добавление поворотов и перемещений всегда является модификацией.
При использовании метода «Модификация» изменения хореографии происходят постепенно (не более одного изменения на каждом этапе).
Замена элемента.
________________
Обязательным условием является сохранение величины исходного элемента и его принадлежность к классификационной группе (см. главу «Классификация элементов»).
Ø Примеры:
· March⁺(4) на степе + March⁺(4) на полу → Мarch⁺(4) вполтемпа на степе + Мarch⁺(4) на полу;
· Double Knee Up⁻ → Knee Up⁻ (4) + Mambo Back⁺(2);
· Knee Up⁻ → Cha-cha-cha⁻ (4) или Shasse Mambo⁻ (4);
· 2 Mambo⁺ → (2 Mambo Shasse⁻)⁺;
· 2 Basic Step⁺ → (2 Knee Up(4)⁻)⁺.
Владение методическими приемами разучивания элементов значительно повышает профессионализм инструктора, формирует творческий подход к созданию хореографии урока и делает процесс подготовки к занятиям осознанным и плодотворным.
Элемент | Модификация | Замена |
Методы проведения групповых занятий.
- Фристайл____
Ø Формула:А1→ А2→ А3→А4… и т. д.
Пояснение: А – элемент, а 1,2,3 – различные вариации.
Ø Алгоритм:
1) Разучить A1;
2) Разучить A2;
3) Разучить A3;
4) Разучить A4 и т.д.
Ø Пример:
1) 8 Knee up⁻ + руки вперед;
2) 8 Knee up⁻ + руки вверх;
3) 8 Knee up⁻ + одна рука вверх;
4) 8 Knee up⁻ + biceps curl и т.д.
- Линейный метод
____
Ø Формула: А, B, C, D… и т. д.
Пояснение: A, В, С, D – различные элементы.
Ø Алгоритм:
1) Разучить А;
2) Разучить В;
3) Разучить С;
4) Разучить D… и т.д.
План построения комбинации линейным методом должен предусматривать соблюдение баланса, т.е. количество элементов, выполненных с правой и с левой ноги, должно быть равным.
Если при составлении комбинации линейным методом и фристайл используются элементы без смены лидирующей ноги, то для достижения биомеханического баланса (равной нагрузки на правую и левую ноги) следует осуществлять смену лидирующей ноги с помощьюспециальных приемов.
Непрерывное выполнение элементов без смены лидирующей ноги ограничено одной минутой. При темпе музыкального сопровождения 128 ударов в минуту продолжительность музыкального блока (32 счета) составляет 15 секунд, следовательно, величина хореографического отрезка, выполненного в рамках одной минуты, равна четырем музыкальным блокам. Оптимальное количество вариаций одного элемента, выполняемого в течение минуты с одной и той же ноги, равно двум - трем, максимум четырем.
Приёмы для смены лидирующей ноги.
________________
Ø Пример (фристайл):
С правой ноги (R):
1) 8 V-Step⁺ + руки на пояс;
2) 8 V-Step⁺ + руки вперёд;
3) 8 V-Step⁺ + по одной руке вверх;
4) 8 V-Step⁺ + руки в стиле «Disco»;
Смена лидирующей ноги: 6 Knee up⁻ + 1 Repeat knee up⁻;
5) Повторить все вариации шага с левой ноги (L):
6) 8 V-Step⁺ + руки на пояс;
7) 8 V-Step⁺ + руки вперёд;
8) 8 V-Step⁺ + по одной руке вверх;
9) 8 V-Step⁺ + руки в стиле «Disco»;
10) Разучить следующий элемент и т.д.
Ø Пример (линейный метод):
С правой ноги (R):
1) 8 Curl⁻;
2) 8 Mambo⁺;
3) 8 V- step⁺;
4) 8 Knee up⁻;
5) Смена лидирующей ноги: 3 (или 5, 7) Repeat Knee Up⁻ + 2 (или 6, 2) Basic step⁺.
Повторить все унилатеральные шаги с левой ноги (L).
Управление группой.
Управление группой и взаимодействие с ней осуществляются с помощью вербального и невербального общения.
К вербальному общению относятся слова, обращѐнные к группе, устные методические указания (название движения, основные моменты техники, счѐт, коррекция ошибок).
Невербальное общение включает в себя визуальные команды, мимику, жесты, язык тела. Для управления группой с помощью визуальных команд была разработана условная знаковая система. В этой системе все основные направления и наиболее часто используемые в уроке движения обозначены с помощью определенных жестов.
Ø Например:
V-Step обозначается жестом рук, поднятых и вытянутых над головой в виде латинской буквы V.
Дать команду к повороту можно, «нарисовав» рукой круг над головой.
Направление движения указывается с помощью рук, вытянутых в сторону предполагаемого перемещения или с помощью поворота головы.
Соотношение голосовых и визуальных команд в уроке должно быть 30% и 70%. Эти цифры отражают особенность восприятия информации человеком. Всего лишь 30 % информации воспринимается органами слуха (интересно, что при этом тембр голоса, громкость и интонация сказанного имеют гораздо большее значение, чем смысл слов). Гораздо больше информации (70 % от всего объѐма) человек воспринимает органами зрения. Исходя из этих данных, можно утверждать, что эффективное преподавание без навыков невербального общения невозможно. Одной из задач инструктора, проводящего занятия по степ-аэробике начального уровня сложности, будет научить новичков понимать визуальные команды и следовать им.
Важно понимать, что использование визуальных команд в уроке имеет смысл только в том случае, если инструктор и занимающиеся поддерживают визуальный контакт. Установлению визуального контакта способствуют следующие действия:
· изменение положения инструктора относительно группы (спиной к группе, лицом к группе);
· изменение громкости и эмоциональной окраски голоса;
· хлопки в ладоши; специальное обращение к группе («Внимание!»).
Обращаясь к группе с каким-либо вопросом или заданием, необходимо встать к ней лицом. Для того, чтобы не сбиваясь, в режиме «nonstop» перемещаться из положения «спиной к группе» в положение «лицом к группе» и обратно, достаточно использовать следующий алгоритм:
1) Дать команду к выполнению промежуточного шага;
2) Выполнить промежуточный шаг вместе с группой несколько раз (не более 4);
3) Выполнить «переходный шаг», изменяющий положение инструктора относительно группы.
Выбор «переходного шага» зависит от классификационной принадлежности элемента, заданного в качестве промежуточного шага. Если промежуточный шаг относится к элементам без смены лидирующей ноги, то «переходным шагом» должен стать равный ему по величине элемент со сменой ноги, и наоборот.
Ø Пример 1:
1) Дать команду к выполнению промежуточного шага Kick⁻;
2) Выполнить Kick несколько раз вместе с группой (в положении «спиной к группе»);
3) Выполнить «переходный шаг» Over⁺.
Ø Пример 2:
1) Дать команду к выполнению промежуточного шага Basic⁺;
2) Выполнить Basic⁺ несколько раз вместе с группой (в положении «спиной к группе»);
3) Выполнить «переходный шаг» Knee up⁻ через степ.
Вербальный и невербальный способы общения являются не только средствами управления группой, но и инструментами для создания позитивного эмоционального фона урока.