Тема 28 : Итоговое занятие по теме: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Терморегуляция», «Выделение»
Цель занятия
Определить уровень полученных знаний в области дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний в области изученных тем. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности организации висцеральных функций, уметь использовать полученные знания для объяснения нарушений висцеральных функций, владеть навыками по применению методов оценки состояния висцеральных функций.
Темы итогового занятия
1. Дыхание. Вентиляция лёгких.
2. Газообмен в лёгких. Транспорт газов кровью. Внутреннее дыхание. Регуляция дыхания.
3. Общая физиология пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, глотание, пищеварение в желудке.
4. Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
5. Обмен веществ и энергии. Питание.
6. Терморегуляция
7. Выделение
8. Клинико-физиологические методы исследования системы выделения.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система.».
Литература[a151] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— С.[Мф152] 39-96.
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф153] .
Тема 29 : Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система.
Цель занятия
Сформировать систему знаний по общей физиологии сенсорных систем, зрительной сенсорной системе. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по общей эстезиологии и офтальмологии.. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов, обеспечивающих сенсорные функции и зрительные функции в частностиж; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования сенсорных систем и зрительной сенсорной системы в частности; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии сенсорных систем и зрительной сенсорной системе в частности.
Исходные знания
1. ???
2. ???.
.
План изучения темы
1. Понятие «сенсорная система». Учение И.П.Павлова об анализаторах. Основные функции анализаторов.
2. Типы сенсорных систем.
3. Общие принципы строения и функционирования анализаторов.
4. Физиология рецепторов. Классификация рецепторов Адекватные и неадекватные раздражители рецепторов. Этапы рецепторного акта в сенсорных системах. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный или генераторный потенциал.. Кодирование в рецепторах..
5. Различение сигналов. Абсолютные и дифференциальные пороги ощущения
6. Адаптация анализаторов.
7. Передача и преобразование сигналов. Кодирование информации. Детектирование и опознание образов.
8. Закон Вебера-Фехнера.
9. Центральные отделы сенсорных систем.
10. Возрастные особенности сенсорных систем.
11. Зрительный анализатор, его структура и функции.
12. Оптическая система глаза. Рефракция и аккомодация. Аномалии рефракции.
13. Строение сетчатки, Рецепторный аппарат.
14. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света.
15. световая и темновая адаптация
16. Функции биполярных и ганглиозных клеток сетчатки. Восприятие и обработка сигналов в сетчатке.
17. Восприятие цвета, Теории цветового зрения (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, П.П.Лазарев). Современные представления о восприятии цвета.
18. Основные формы нарушения цветового восприятия.
19. Поле зрения.
20. Восприятие пространства.
21. Острота зрения.
22. Проводниковый и корковый отделы анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушария в зрительном восприятии. Переработка информации на разных его уровнях.
Вопросы для самоконтроля
1. ????
2. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Определение порогов различения.
2. Определение остроты зрения.
3. Аккомодация глаза.
4. Определения полей зрения.
5. Опыт Мариотта (выявление слепого пятна)ю
6. Исследование цветового зрения.
7. Исследование зрачкового рефлекса.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a154] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф155] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф156] .
Тема 30 : Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.
Исходные знания
3. ???
4. ???.
.
План изучения темы
1. ???
2. ???
Вопросы для самоконтроля
3. ????
4. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Ориентировочная оценка остроты слуха.
2. Тональная аудиометрия.
3. Исследование костной и воздушной проводимости звука.
4. Бинауральный слух.
5. Изучение состояния вестибулярной сенсорной системы с помощью функциональных проб.
6. «Пишушие» тесты.
7. Густометрия.
8. Исследования вкусовой мобильности вкусовых рецепторов.
9. Ольфактометрия.
10. Взаимодействие обонятельной, вкусовой и зрительной систем.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a157] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф158] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф159] .
ЗАНЯТИЕ 31.
ТЕМА: Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм восприятия звуковых колебаний. Различение высоты тона и силы звука. Понятие бинаурального слуха.
2. Проводниковый и корковый отделы анализатора. Центральные механизмы обработки звуковой информации.
3. Вестибулярный анализатор: рецепторный, проводниковый и корковый отделы.
4. Обонятельный анализатор. Особенности структуры и функции рецепторного отдела.
5. Классификация запахов, механизмы их восприятия.
6. Проводниковый и центральный отделы обонятельного анализатора.
7. Представление И.П.Павлова о вкусовом анализаторе, как основной части «ротового» или «орального» анализатора.
8. Строение рецепторного отдела вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка. Виды вкусовых сосочков языка, их морфологические и функциональные развития.
9. Морфо-функциональная характеристика проводникового и коркового отделов вкусовой сенсорной системы.
10. Классификация вкусовых ощущений. Механизм рецепции вкусовых раздражителей.
11. Представление о взаимодействии вкусовой и висцеральной сенсорной систем. Гастролингвальный рефлекс.
12. Методы исследования слуховой, вестибулярной, обонятельной, вкусовой сенсорных систем.