ТЕМА: Высшие психические функции
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Понятие высших психических функций. Виды основных психических функций.
2 Понятие внимания. Виды внимания.
3. Понятие мотивации. Классификация мотивации. Механизм возникновения. Роль в этом процессе гипоталамуса и коры больших полушарий.
4. Понятие эмоции. Виды эмоций. Механизм возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояниях. Биологическая и социальная роль эмоций.
5. Понятие памяти. Виды памяти. Их механизмы.
6. Понятие мышления. Виды мышления.
7. Понятие сознания. Представление о под- и сверхсознании, их соотношении с сознанием.
8. Понятие речи. Виды речи, ее функции. Механизм речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека.
9. Современные представления о механизмах сна. Физиологические изменения во время сна.
ЛИТЕРАТУРА:
Физиология человека \ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М: ОАО «Издательство «Медицина», 200.- С.
Тема 35 : Физиология адаптации. Основы хронофизиологии.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.
Исходные знания
11. ???
12. ???.
.
План изучения темы
9. ???
10. ???
Вопросы для самоконтроля
11. ????
12. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
11. ???
12. ???
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a169] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф170] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф171] .
Тема 36 : Репродуктивная функция.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о закономерностях процессов возбуждения в клетках и тканях. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по электрофизиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов возбуждения, уметь применять полученные знания при интерпретации результатов электрофизиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической электрофизиологии.
Исходные знания
1. ???
2. ???.
.
План изучения темы
11. ???
12. ???
Вопросы для самоконтроля
13. ????
14. ???
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
13. ???
14. ???
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон.».
Литература[a172] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф173] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф174] .
Тема 37 : Итоговое занятие по темам: «Интегративная деятельность мозга человека», «Репродуктивная функция».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
Тема 1: Физиология возбудимых тканей: общие вопросы. Физиология биологических мембран. 4
Научно-методическое обоснование темы.. 4
Цель занятия. 4
Исходные знания. 4
План изучения темы.. 5
Работа в лаборатории. 5
Задание на дом.. 5
Литература. 5
Тема 2 : Методы исследования возбудимых тканей. Законы раздражения возбудимых тканей, законы возбуждения. 7
Цель занятия. 7
Исходные знания. 7
План изучения темы.. 7
Вопросы для самоконтроля. 8
Работа в лаборатории. 11
Задание на дом.. 11
Литература. 11
Тема 3 : Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон. 12
Цель занятия. 12
Исходные знания. 12
План изучения темы.. 12
Вопросы для самоконтроля. 12
Работа в лаборатории. 13
Задание на дом.. 14
Литература. 14
Тема 4 : Межклеточная передача возбуждения. Физиология синапсов. 15
Цель занятия. 15
Исходные знания. 15
План изучения темы.. 15
Вопросы для самоконтроля. 15
Работа в лаборатории. 17
Задание на дом.. 17
Литература. 17
Тема 5 : Мышечное сокращение. Секреция. 19
Цель занятия. 19
Исходные знания. 19
План изучения темы.. 19
Вопросы для самоконтроля. 20
Работа в лаборатории. 22
Задание на дом.. 22
Литература. 22
Тема 6 : Итоговое занятие по теме: «Общая физиология возбудимых тканей». 24
Цель занятия. 24
Темы итогового занятия. 24
Задание на дом.. 24
Литература: 24
Тема 7 : Организация управления физиологическими функциями организма. 25
Цель занятия. 25
Исходные знания. 25
План изучения темы.. 25
Вопросы для самоконтроля. 26
Работа в лаборатории. 31
Задание на дом.. 31
Литература. 31
Тема 8 : Гуморальная регуляция физиологических функций. 32
Цель занятия. 32
Исходные знания. 32
План изучения темы.. 32
Вопросы для самоконтроля. 33
Работа в лаборатории. 36
Задание на дом.. 36
Литература: 36
Тема 9 : Общая физиология нервной системы.. 37
Цель занятия. 37
Исходные знания. 37
План изучения темы.. 37
Вопросы для самоконтроля. 38
Работа в лаборатории. 40
Задание на дом.. 40
Литература: 40
Тема 10 : Частная физиология нервной системы.. 41
Цель занятия. 41
Исходные знания. 41
План изучения темы.. 41
Вопросы для самоконтроля. 41
Работа в лаборатории. 44
Задание на дом.. 45
Литература: 45
Тема 11 : Итоговое занятие по теме: «Организация управления физиологическими функциями организма». 46
Цель занятия. 46
Темы итогового занятия. 46
Задание на дом.. 46
Литература: 46
Тема 12 : Физиология миокарда. 47
Цель занятия. 47
Исходные знания. 47
План изучения темы.. 47
Вопросы для самоконтроля. 47
Работа в лаборатории. 50
Задание на дом.. 50
Литература. 50
Тема 13 : Нагнетательная функция сердца. Методы исследования сократительной функции сердца. 51
Цель занятия. 51
Исходные знания. 51
План изучения темы.. 51
Вопросы для самоконтроля. 51
Работа в лаборатории. 53
Задание на дом.. 53
Литература: 53
Тема 14 : Кровообращение. Физиологические основы гемодинамики. Лимфатическая система. Микроциркуляция. 54
Цель занятия. 54
Исходные знания. 54
План изучения темы.. 54
Вопросы для самоконтроля. 54
Работа в лаборатории. 56
Задание на дом.. 56
Литература. 56
Тема 15 : Регуляция кровообращения. 58
Цель занятия. 58
Исходные знания. 58
План изучения темы.. 58
Вопросы для самоконтроля. 58
Работа в лаборатории. 59
Задание на дом.. 60
Литература: 60
Тема 16 : Система крови. Физико-химические свойства крови. 61
Цель занятия. 61
Исходные знания. 61
План изучения темы.. 61
Вопросы для самоконтроля. 61
Работа в лаборатории. 63
Задание на дом.. 63
Литература: 63
Тема 17 : Форменные элементы крови. Группы крови. 64
Цель занятия. 64
Исходные знания. 64
План изучения темы.. 64
Вопросы для самоконтроля. 64
Работа в лаборатории. 66
Задание на дом.. 66
Литература: 66
Тема 18 : Свёртывающая, противосвёртывающая и фибринолитические системы крови. 68
Цель занятия. 68
Исходные знания. 68
План изучения темы.. 68
Вопросы для самоконтроля. 68
Работа в лаборатории. 70
Задание на дом.. 70
Литература. 70
Тема 19 : Итоговое занятие по теме: «Кровообращение». 71
Цель занятия. 71
Темы итогового занятия. 71
Задание на дом.. 71
Литература. 71
Тема 20 : Дыхание. Вентиляция лёгких. 72
Цель занятия. 72
Исходные знания. 72
План изучения темы.. 72
Вопросы для самоконтроля. 73
Работа в лаборатории. 74
Задание на дом.. 74
Литература. 74
Тема 21 : Газообмен в лёгких. Транспорт газов кровью. Внутреннее дыхание. Регуляция дыхания. 75
Цель занятия. 75
Исходные знания. 75
План изучения темы.. 75
Вопросы для самоконтроля. 75
Работа в лаборатории. 77
Задание на дом.. 77
Литература: 77
Тема 22 : Общая физиология пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, глотание, пищеварение в желудке. 78
Цель занятия. 78
Исходные знания. 78
План изучения темы.. 78
Вопросы для самоконтроля. 79
Работа в лаборатории. 81
Задание на дом.. 81
Литература: 81
Тема 23 : Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. 82
Цель занятия. 82
Исходные знания. 82
План изучения темы.. 82
Вопросы для самоконтроля. 83
Работа в лаборатории. 84
Задание на дом.. 84
Литература: 84
Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Питание. 85
Цель занятия. 85
Исходные знания. 85
План изучения темы.. 85
Вопросы для самоконтроля. 85
Работа в лаборатории. 88
Задание на дом.. 88
Литература. 88
Тема 25 : Терморегуляция. 89
Цель занятия. 89
Исходные знания. 89
План изучения темы.. 89
Вопросы для самоконтроля. 89
Работа в лаборатории. 91
Задание на дом.. 91
Литература: 91
Тема 26 : Выделение. 92
Цель занятия. 92
Исходные знания. 92
План изучения темы.. 92
Вопросы для самоконтроля. 93
Работа в лаборатории. 95
Задание на дом.. 96
Литература: 96
Тема 27 : Клинико-физиологические методы исследования системы выделения. 97
Цель занятия. 97
Исходные знания. 97
План изучения темы.. 97
Вопросы для самоконтроля. 98
Работа в лаборатории. 101
Задание на дом.. 101
Литература. 101
Тема 28 : Итоговое занятие по теме: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Терморегуляция», «Выделение». 102
Цель занятия. 102
Темы итогового занятия. 102
Задание на дом.. 102
Литература: 102
Тема 29 : Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. 103
Цель занятия. 103
Исходные знания. 103
План изучения темы.. 103
Вопросы для самоконтроля. 103
Работа в лаборатории. 103
Задание на дом.. 103
Литература: 103
Тема 30 : Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы. 105
Цель занятия. 105
Исходные знания. 105
План изучения темы.. 105
Вопросы для самоконтроля. 105
Работа в лаборатории. 105
Задание на дом.. 105
Литература: 105
Тема 31 : Тактильная, температурная сенсорные системы. Ноцицепция. Физиологические основы обезболивания. 107
Цель занятия. 107
Исходные знания. 107
План изучения темы.. 107
Вопросы для самоконтроля. 107
Работа в лаборатории. 107
Задание на дом.. 107
Литература: 107
Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы». 109
Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы». 109
Тема 33 : Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность. 110
Цель занятия. 110
Исходные знания. 110
План изучения темы.. 110
Вопросы для самоконтроля. 110
Работа в лаборатории. 110
Задание на дом.. 110
Литература: 110
Тема 34 : Высшие психические функции. 112
Цель занятия. 112
Исходные знания. 112
План изучения темы.. 112
Вопросы для самоконтроля. 112
Работа в лаборатории. 112
Задание на дом.. 112
Литература: 112
Тема 35 : Физиология адаптации. Основы хронофизиологии. 114
Цель занятия. 114
Исходные знания. 114
План изучения темы.. 114
Вопросы для самоконтроля. 114
Работа в лаборатории. 114
Задание на дом.. 114
Литература: 114
Тема 36 : Репродуктивная функция. 116
Цель занятия. 116
Исходные знания. 116
План изучения темы.. 116
Вопросы для самоконтроля. 116
Работа в лаборатории. 116
Задание на дом.. 116
Литература: 116
Тема 37 : Итоговое занятие по темам: «Интегративная деятельность мозга человека», «Репродуктивная функция». 118
СОДЕРЖАНИЕ. 119
[Мф175]
Только названия тем
ВВЕДЕНИЕ. 2
Тема 1: Физиология возбудимых тканей: общие вопросы. Физиология биологических мембран. 4
Тема 2 : Методы исследования возбудимых тканей. Законы раздражения возбудимых тканей, законы возбуждения. 7
Тема 3 : Распространение возбуждения. Физиология нервных волокон. 12
Тема 4 : Межклеточная передача возбуждения. Физиология синапсов. 15
Тема 5 : Мышечное сокращение. Секреция. 19
Тема 6 : Итоговое занятие по теме: «Общая физиология возбудимых тканей». 24
Тема 7 : Организация управления физиологическими функциями организма. 25
Тема 8 : Гуморальная регуляция физиологических функций. 30
Тема 9 : Общая физиология нервной системы.. 33
Тема 10 : Частная физиология нервной системы.. 38
Тема 11 : Итоговое занятие по теме: «Организация управления физиологическими функциями организма». 44
Тема 12 : Физиология миокарда. 45
Тема 13 : Нагнетательная функция сердца. Методы исследования сократительной функции сердца. 51
Тема 14 : Кровообращение. Физиологические основы гемодинамики. Лимфатическая система. Микроциркуляция. 55
Тема 15 : Регуляция кровообращения. 60
Тема 16 : Система крови. Физико-химические свойства крови. 64
Тема 17 : Форменные элементы крови. Группы крови. 69
Тема 18 : Свёртывающая и противосвёртывающая система крови. 74
Тема 19 : Итоговое занятие по теме: «Кровообращение». 79
Тема 20 : Дыхание. Вентиляция лёгких. 80
Тема 21 : Газообмен в лёгких. Транспорт газов кровью. Внутреннее дыхание. Регуляция дыхания. 85
Тема 22 : Пищеварение в ротовой полости, глотание, пищеварение в желудке. 89
Тема 23 : Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. 95
Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Терморегуляция. 100
Тема 25 : Питание. 104
Тема 26 : Выделение. 107
Тема 27 : Клинико-физиологические методы исследования системы выделения. 114
Тема 28 : Итоговое занятие по теме: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Терморегуляция», «Выделение». 119
Тема 29 : Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. 120
Тема 30 : Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы. 123
Тема 31 : Тактильная, температурная сенсорные системы. Ноцицепция. Физиологические основы обезболивания. 126
Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы». 129
Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы». 129
Тема 33 : Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность. 130
Тема 34 : Высшие психические функции. 133
Тема 35 : Физиология адаптации. Основы хронофизиологии. 136
Тема 36 : Репродуктивная функция. 139
Тема 37 : Итоговое занятие по темам: «Интегративная деятельность мозга человека», «Репродуктивная функция». 142
СОДЕРЖАНИЕ. 143
[Мф1]
ПРОГРАММА:
Мембранный потенциал, его происхождение. Современные представления о строении и функции мембран. Ионные каналы мембран, их классификация. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Потенциал действия, его фазы, их происхождение. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
Рефрактерность и ее причины.
[Мф2]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф3]656 с [Мф3].
[Мф4]‘++831+
[Мф5]1072 с [Мф5].
[Мф6]696 с.
[Мф7]240 с.
[a8]Полярный
[a9]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф10]‘++831+
[Мф11]‘++830+ 610082035
[a12]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф13]‘++831+
[Мф14]‘++830+ 610082035
[Н15]
Гуминский С.88
Будылина С.26
[Н16]
Гуминский С.88
Будылина С.26
[a17]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф18]‘++831+
[Мф19]‘++830+ 610082035
1. [A20]Основные отличия в строении и функционировании скелетной и гладкой мышц.
2. [A21]Двигательные единицы и их особенности в разных мышцах.
3. [A22]Современная теория мышечного сокращения и расслабления.
4. [A23]Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.
[A24]Оптимум и пессимум.
[Н25]
Не нешёл ???
[Н26]
Не нешёл ???
[a27]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф28]‘++831+
[Мф29]‘++830+ 610082035
[a30]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф31]‘++831+
[Мф32]‘++830+ 610082035
[a33]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф34]‘++831+
[Мф35]‘++830+ 610082035
[a36]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф37]‘++831+
[Мф38]‘++830+ 610082035
[Н39]Реншоу Бэрдсли (Renshaw B.), американский нейрофизиолог (1911–1948). Ему приписывают описание вставочных нейронов спинного мозга, названных позднее его именем (клетки Реншоу)
[a40]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф41]‘++831+
[Мф42]‘++830+ 610082035
[a43]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф44]‘++831+
[Мф45]‘++830+ 610082035
[a46]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф47]‘++831+
[Мф48]‘++830+ 610082035
[Н49]Пуркинье Ян Эвангелиста (Purkinje J.E., 1787–1869), работавший в Брно (Моравия). Открыл волокна проводящей системы сердца, ганглиозные нейроны мозжечка
[Н50]Станниуса опыт (Нermann F. Stannius, 1803—1883, немецкий биолог и физиолог) — опыт на изолированном сердце лягушки, заключающийся в наложении лигатур на определенные участки сердца, доказывающий существование в нем центров автоматизма.
[a51]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф52]‘++831+
[Мф53]‘++830+ 610082035
[Н54]С.Wiggers (1921).
[a55]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф56]‘++831+
[Мф57]‘++830+ 610082035
[a58]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф59]‘++831+
[Мф60]‘++830+ 610082035
[Н61]Внутренняя среда организма. Система крови. Физико-химические свойства крови.
[a62]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф63]‘++831+
[Мф64]‘++830+ 610082035
[Н65]Внутренняя среда организма. Система крови. Физико-химические свойства крови.
[A66]???
[a67]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф68]‘++831+
[Мф69]‘++830+ 610082035
[a70]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф71]‘++831+
[Мф72]‘++830+ 610082035
[a73]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф74]‘++831+
[Мф75]‘++830+ 610082035
[Н76]Внутренняя среда организма. Система крови. Физико-химические свойства крови.
[a77]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф78]‘++831+
[Мф79]‘++830+ 610082035
[a80]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф81]‘++831+
[Мф82]‘++830+ 610082035
[a83]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф84]‘++831+
[Мф85]‘++830+ 610082035
[Н86](внутриклеточное, полостное, мембранное), основные этапы.
[Н87](внутриклеточное, полостное, мембранное), основные этапы.
[a88]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф89]‘++831+
[Мф90]‘++830+ 610082035
[a91]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф92]‘++831+
[Мф93]‘++830+ 610082035
[a94]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф95]‘++831+
[Мф96]‘++830+ 610082035
[a97]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф98]‘++831+
[Мф99]‘++830+ 610082035
[Н100]около 1 млн
[Н101]от 90 до 190 мм рт.ст.
[Н102]юкстагломерулярный аппарат и ренин-ангиотензиновая система.
[Н103] 1842 г. немецкий физиолог К.Людвиг.
[Н104]800 мл — 1,5 л
[Н105]полиурия
[Н106]олигоурия (олигурия)
[Н107]поллакиурия (дизурия или полакизурия
[Н108]олакизурия
[Н109]анурия
[Н110]3:1 –4:13:1 –4:1
[Н111]урокиназа
[Н112]фосфатидилинозит
[Н113]во II — IV крестцовых сегментах
[Н114]когда объем содержимого пузыря достигает 150 мл
[Н115]Тормозящие влияния
[Н116]Тормозящие влияния
[Н117]возбуждающие
[Н118]возбуждающие
1. [Н119]стимулируется сокращение мышцы мочевого пузыря, давление в нем возрастает до 20—60 см вод. ст., расслабляется внутренний сфинктер мочеиспускательного канала.
2. [Н120]его мышца — единственная поперечнополосатая в мочевыводящих путях, иннервируемая соматическим нервом — ветвью полового нерва (n. pudendus), — расслабляется, и начинается мочеиспускание.
3. [Н121]оно рефлекторно по афферентным волокнам полового нерва, стимулирует сокращение мочевого пузыря. Поступление мочи в задние отделы мочеиспускательного канала и его растяжение способствуют сокращению мышцы мочевого пузыря. Передача афферентных и эфферентных импульсов этого рефлекса осуществляется по подчревному нерву (п. hypogastricus).
[Н122]в несколько раз ниже уровня
4. [Н123]к концу первого — началу второго года жизни.
5. [Н124]В клетках проксимальных канальцев у новорожденных резко снижена способность к секреции органических кислот, которая постепенно нарастает в течение первых нескольких месяцев жизни.
6.
7. [Н125]В почках новорожденных недостаточно эффективно осуществляется осмотическое концентрирование мочи, слабо действует АДГ, что обусловлено незрелостью многих элементов почек.
8.
9. [Н126]Определенную роль в низком осмотическом концентрировании мочи у детей первых месяцев жизни играют и высокая степень утилизации белков, и обусловленная этим низкая концентрация мочевины в крови и моче, а следовательно, и в мозговом веществе почки.
[Н127]45—50
10. [Н128]в течение нескольких недель увеличивается масса оставшейся почки — наступает ее компенсаторная гипертрофия. Клубочковая фильтрация возрастает в оставшейся почке почти в 1,5 раза по сравнению с исходным уровнем, увеличивается реабсорбционная и секреторная способность нефронов.
11.
[Н129]Он представляет собой диализатор, в котором через поры полупроницаемой мембраны кровь очищается от шлаков, в результате чего нормализуется ее состав.
[Н130]Больного подключают к аппарату искусственной почки обычно 2—3 раза в неделю.
[Н131]более 20 лет.
12. [Н132]Важную роль в проведении регуляторных гемодиализов сыграло использование артерио-венозных шунтов, которые вживляют в лучевую артерию и вену предплечья, в результате чего исчезает необходимость хирургических операций перед каждым сеансом гемодиализа.
13.
14. [Н133]В клинике гемодиализ иногда сочетают с гемосорбцией, что дает возможность дополнительно удалить из крови ряд веществ, которые должна была бы экскретировать почка.
15.
[Н134]ГЕМОСОРБЦИЯ (от гемо... и латинского sorbeo - поглощаю), метод внепочечного очищения крови от токсических веществ путем прокачивания ее через колонку с сорбентом (активный уголь, ионообменные смолы). Применяют при острых отравлениях, поражениях печени с выраженной интоксикацией и др.
[Н135]Другой пигмент — биливердин (зеленого цвета) — в желчи человека содержится в следовых количествах, а появление его в кишечнике обусловлено окислением билирубина
[Н136]вода и соли, некоторые органические вещества, в частности мочевина, а при напряженной мышечной работе — молочная кислота (
[Н137]? Почему осморегуляции?
[Н138]Жерлицина
[a139]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф140]‘++831+
[Мф141]‘++830+ 610082035
[Н142]в плазме
[Н143]характер связи скорости экскреции вещества (R) с его концентрацией (C) в очищаемом компартменте
[Н144]6 минут
[Н145]99%
[Н146]98%
[Н147]от 6 до 15 ммоль/л.
[a148]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф149]‘++831+
[Мф150]‘++830+ 610082035
[a151]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф152]‘++831+
[Мф153]‘++830+ 610082035
[a154]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф155]‘++831+
[Мф156]‘++830+ 610082035
[a157]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф158]‘++831+
[Мф159]‘++830+ 610082035
[a160]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф161]‘++831+
[Мф162]‘++830+ 610082035
[a163]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф164]‘++831+
[Мф165]‘++830+ 610082035
[a166]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф167]‘++831+
[Мф168]‘++830+ 610082035
[a169]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф170]‘++831+
[Мф171]‘++830+ 610082035
[a172]Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов II курса медицинского факультета) / В.Г. Нестеров // Белгород, БелГУ, 2007.
[Мф173]‘++831+
[Мф174]‘++830+ 610082035
[Мф175]