Тема 9 : Общая физиология нервной системы
Цель занятия
Сформировать систему знаний о нервной регуляции физиологических функций. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по неврологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов нервной регуляции физиологических функций, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении функции нервной системы, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования состояния нервной системы и в оценке результатов этих исследований.
Исходные знания
1. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС (гистология).
2. Глия (гистология).
3. Гемато-энцефалический барьер (гистология).
4. Электронная микроскопия (медицинская физика, гистология).
5. Электроэнцефалография (медицинская физика).
6. Рентгеновская компьютерная томография (КТ) (медицинская физика).
7. Магнитно-резонансная томография (МРТ) (медицинская физика).
8. Сцинтиграфия, однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) (медицинская физика).
План изучения темы
1. Общая характеристика нервной системы человека.
2. Методы исследования функций нервной системы.
3. Закономерности и особенности возбуждения в нервной системе.
3.1. Понятие о нервных цепях.
3.2. Пространственная и временная суммация возбуждений, трансформация ритма возбуждений, посттетаническая потенциация.
3.3. Низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам.
4. Основные принципы распространения процессов возбуждения в нервной системе.
4.1. Дивергенция как элемент мультипликации и основа иррадиации возбуждения в нейронных цепях.
4.2. Конвергенция возбуждений, определяющая интегративные функции нейрона и его участие в системной деятельности организма, одностороннее проведение возбуждений, центральная задержка, реверберация.
5. Торможение в нервной системе (И.М.Сеченов, Ф.Гольц, Г.Мегун).
5.1. Современные представления о механизмах центрального торможения (Дж.Экклс, Реншоу).
5.2. Основные виды торможения (постсинаптическое, пресинаптическое) и их механизмы.
5.3. Пессимальное торможение (Н.Е.Введенский)
6. Общие принципы координационной деятельности ЦНС (Ч.Шеррингтон).
6.1. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов.
6.2. Принципы переключения (И.М.Сеченов), реципрокности, облегчения, окклюзии, обратной связи, проторения пути, общего "конечного пути", доминанты (А.А.Ухтомский).
6.3. Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративнопусковых систем.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте общую характеристику нервной системе человека.
1.1. Какие отделы нервной системы человека выделяют по морфологическим признакам?
1.2. Какие отделы нервной системы человека выделяют по функциональным признакам?
1.3. Дайте общую характеристику соматической нервной системе.
1.4. Дайте общую характеристику автономной нервной системе.
1.5. На какие три части делится автономная нервная система?
1.6. Какова роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма?
1.7. Почему нейрон - структурно-функциональная единица ЦНС?
1.8. Что такое функциональный элемент мозга?
1.9. Какая функция глии?
2. Методы исследования функций нервной системы.
2.1. Какие методы исследования нервной системы в классической физиологии относят к числу экспериментальных?
2.2. Что такое перерезка, разрушение, раздражение как методы исследования функций ЦНС?
2.3. Как используются для исследования ЦНС внутримозговое введение веществ (методика микроинъекций и микроионофореза)?
2.4. Что такое стереотаксическая методика исследования мозга?
2.5. Каково значение клинических электрофизиологических методов исследования нервной системы?
2.6. Что такое электроэнцефалография?
2.7. Что такое нейрокартография (компьютеризированное исследование биопотенциалов мозга)?
2.8. Что такое вызванные потенциалы головного мозга?
2.9. Что такое электрокортикография?
2.10. Что такое хронорефлексометрия?
2.11. Какова роль гистохимических, радиоиммунологических методик в исследовании ЦНС?
2.12. Какое значение имеют рентгеновская компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) в исследовании ЦНС?
2.13. Какова роль магнитно-резонансная томография (МРТ) при исследовании нервной системы.
2.14. Каково значение радионуклидных технологий в исследовании нервной системы?
2.15. Какое значение имеют сцинтиграфия, однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) в исследовании ЦНС?
2.16. Какова роль ультразвуковых методов в исследовании ЦНС?
2.17. Как определяется скорость проведения возбуждения по нервам?
3. Каковы основные закономерности и особенности возбуждения в нервной системе?
3.1. Что такое нервные цепи, сети? Покажите графически.
3.2. Что такое пространственная суммация возбуждений в нейроне? Покажите графически.
3.3. Что такое временная суммация возбуждений в нейроне? Покажите графически.
3.4. Что такое трансформация ритма возбуждений? Покажите графически.
3.5. Что такое посттетаническая потенциация?
3.6. С чем связана низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам?
4. Назовите основные принципы распространения процессов возбуждения в нервной системе.
4.1. Что такое дивергенция? Покажите графически.
4.2. Что такое конвергенция? Покажите графически.
4.3. Что такое мультпликация и иррадиация возбуждения?
4.4. Что такое концентрация возбуждения?
4.5. Что такое центральная задержка возбуждения?
4.6. Что такое реверберация возбуждения?
5. Что такое «торможение в нервной системе»?
5.1. Какова роль И.М.Сеченова, Ф.Гольца, Г.Мегуна в изучение торможения в ЦНС?
5.2. Как И.М.Сеченов показал наличие центрального торможения спинальных рефлексов?
5.3. Каковы современные представления о механизмах центрального торможения? Какова роль в изучении этого вопроса Дж.Экклса, Б.Реншоу[Н39] ?
5.4. Назовите основные виды торможения в нервной системе.
5.5. Что такое постсинаптическое торможение? Каков его механизм?
5.6. Что такое постсинаптическое торможение? Каков его механизм?
5.7. Что такое пессимальное торможение по Н.Е.Введенскому? Каков его механизм?
6. Назовите общие принципы координационной деятельности ЦНС.
6.1. Какова роль в изучении этого вопроса Ч.Шеррингтона?
6.2. Как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения?
6.3. Какое значение это взаимодействие имеет для координации рефлексов?
6.4. Объясните принципы переключения И.М.Сеченов в работе ЦНС.
6.5. Что такое реципрокность в работе ЦНС?
6.6. Что такое окклюзия (заклинивание) как нейрофизиологический феномен? Покажите его графически.
6.7. Что такое облегчение (суммация) как нейрофизиологический феномен? Покажите его графически.
6.8. Объясните принцип обратной связи в работе ЦНС.
6.9. Что значит принцип проторения пути в работе ЦНС?
6.10. Что имел ввиду Ч.Шеррингтон под понятием «общий "конечный путь"?
6.11. Объясните принцип доминанты по А.А.Ухтомскому.
6.12. В чём состоит многоуровневость регуляции в ЦНС соматических и вегетативных функций.
6.13. Каковы современное представление об интегративной деятельности ЦНС?
6.14. Объясните системную организацию функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративнопусковых систем.
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Центральное торможение по И.М.Сеченову.
2. Реципрокное торможение спинальных рефлексов
3. Нарушение координационной деятельности нервной системы под влиянием стрихнина
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Частная физиология нервной системы».
Литература[a40] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф41] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф42] .
Роль различных отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса и фазных движений.