Тема 11 : Итоговое занятие по теме: «Организация управления физиологическими функциями организма»

Цель занятия

Определить уровень полученных знаний в области организации управления физиологическими функциями организма. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по вопросам организации управления физиологическими функциями организма. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности организации управления физиологическими функциями организма, уметь использовать полученные знания для объяснения нарушений регуляторных механизмов, владеть навыками по применению методов оценки состояния регуляторных механизмов у человека.

Темы итогового занятия

1. Организация управления физиологическими функциями организма.

2. Гуморальная регуляция физиологических функций.

3. Общая физиология нервной системы.

4. Частная физиология нервной системы.

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Физиология миокарда».

Литература[a46] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— С.[Мф47] 39-96.

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф48] .

Тема 12 : Физиология миокарда.

Цель занятия

Сформировать систему знаний по физиологии миокарда. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по кардиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности физиологических процессов, происходящих в миокарде, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в миокарде при физиологических нагрузках и патологии, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования функционального состояния миокарда и в оценке результатов функциональных тестов.

Исходные знания

1. Морфо-функциональная характеристика крово- и лимфообращения (анатомия, гистология).

2. Анатомо-гистологические особенности строения сердца (анатомия, гистология).

3. Свойства возбудимых тканей (нормальная физиология – занятие № 2)

4. Платообразные потенциалы действия (нормальная физиология – занятие № 2)

5. Физические основы электрокардиографии (медицинская физика).

План изучения темы

1. Миокард как возбудимая ткань. Типы влияний на свойства миокарда.

2. Потенциалы действия миокардиоцитов.

3. Автоматия в миокарде.

4. Проведение возбуждение по миокарду. Проводящая система сердца.

5. Методы исследования электрофизиологических свойств сердца

6. Физиологические основы электрокардиографии (ЭКГ).

6.1. Общепринятые отведения от поверхности тела.

6.2. Электрические оси тела.

6.3. Треугольник Эйнтховена. Шестиосевая система координат по Бейли.

6.4. Закон Эйнтховена.

6.5. Электрическая ось сердца. Угол альфа.

6.6. Определение положения электрической оси сердца

6.7. Элементы ЭКГ.

6.8. Амплитудно-временной анализ ЭКГ.

7. Стресс-электрокардиография.

8. Векторкардиография.

9. Холтеровское мониторирование ЭКГ.

10. Электрокардиографическое картирование.

11. Внутрипищеводная электрокардиография.

12. Электрофизиологическое исследование сердца (как метод).

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте миокард как возбудимую ткань.

1.1. Назовите свойства миокарда как возбудимой ткани.

1.2. Назовите эффекты, характеризующие изменение физиологических свойств миокарда (типы влияний на свойства миокарда)?

1.3. Что такое положительный и отрицательный батмотропный эффект?

1.4. По каким показателям определяют батмотропный эффект?

1.5. Что такое положительный и отрицательный дромотропный эффект?

1.6. По каким показателям определяют дромотропный эффект?

1.7. Что такое положительный и отрицательный хронотропный эффект?

1.8. По каким показателям определяют хронотропный эффект?

1.9. Что такое положительный и отрицательный инотропный эффект?

1.10. По каким показателям определяют инотропный эффект?

2. Дайте характеристику потенциалов действия миокардиоцитов.

2.1. Покажите графически потенциалы действия рабочих миокардиоцитов.

2.2. Какие процессы соответствуют 0, 1, 2, 3, 4 фазам потенциала действия рабочего миокардиоцита?

2.3. Покажите графически изменение возбудимости в разные фазы потенциалов действия рабочих миокардиоцитов.

2.4. Когда и почему наблюдается период экзальтации миокарда по Н.Е.Введенскому?

2.5. Покажите графически потенциалы действия атипичных миокардиоцитов синоатриального узла.

2.6. Сравните характеристики потенциалов действия рабочих миокардиоцитов и атипичных миокардиоцитов узлов автоматии сердца.

2.7. Сравните характеристики потенциалов действия рабочих миокардиоцитов и атипичных миокардиоцитов волокон Я.Пуркинье[Н49] проводящей системы сердца.

2.8. Какие ионные механизмы формируют потенциалы действия рабочих миокардиоцитов?

2.9. Какие ионные механизмы формируют потенциалы действия атипичных миокардиоцитов узлов автоматии?

3. Что такое автоматия миокарда?

3.1. Какие клетки сердца способны спонтанно генерировать потенциалы дествия?

3.2. Что такое пейсмекер?

3.3. Какие вы знаете центры автоматии миокарда?

3.4. Какая существует иерархия центров автоматии миокарда?

3.5. Что понимают под градиентом автоматии сердца?

3.6. Что такое брадикардия, тахикардия?

3.7. Что такое эктопический ритм?

3.8. Что такое эстраисистола, экстрасистолия?

4. Как может распространяться возбуждение по миокарду?

4.1. Что понимают под проводящей системой сердца? Какова функция проводящей системы сердца?

4.2. Что понимают под проводящей системой предсердий?

4.3. Какова структура проводящей системы желудочков?

4.4. Какое клиническое значение имеет продольная диссоциация волокон пучка Гиса?

4.5. Какие вы знаете дополнительные проводящие пути миокарда?

4.6. Какое клиническое значение имеют дополнительные проводящие пути миокарда?

5. Какие вы знаете методы исследования электрофизиологических свойств сердца?

6. Что такое электрокардиография?

6.1. Почему считают, что электрофизиология миокарда началась с работ Kolliker и Muller в 1856 году?

6.2. Почему В.Эйнтховена считают основоположником электрокардиографии?

6.3. Что понимают под внешним электрическим полем сердца?

6.4. Как обычно располагают электроды при регистрации электрических полей сердца на поверхности тела?

6.5. В чём состоит разница между понятиями «электрокардиографические элелектроды» и «электрокардиографические отведения»?

6.6. Назовите стандартные электрокардиографические отведения по В.Эйнтховену. Как они регистрируются?

6.7. Назовите усиленные электрокардиографические отведения по Э. Гольдбергеру. Как они регистрируются?

6.8. Назовите грудные электрокардиографические отведения по Ф. Вильсону. Как они регистрируются?

6.9. Что такое оси электрокардиографических отведений?

6.10. Нарисуйте треугольник В.Эйнтховена.

6.11. О чём говорится в законе Эйнховена?

6.12. Покажите графически расположение осей усиленных отведений по Э.Гольдбергеру в треугольнике В.Эйнтховена.

6.13. Что такое моментный вектор в контексте ЭКГ?

6.14. Что такое векторкардиограмма?

6.15. Покажите графически развёртку векторкардиограммы на электрокардиографических осях.

6.16. Что такое электрическая ось сердца?

6.17. Что такое угол альфа?

6.18. Как определяется положение и повороты электрической оси сердца во фронтальной плоскости?

6.19. Что значит нормальное положение электрической оси сердца во фронтальной плоскости?

6.20. Что значат горизонтальное и вертикальное положение электрической оси сердца?

6.21. Что значат отклонения положение электрической оси сердца влево. вправо?

6.22. Как определяется положение и повороты электрической оси сердца в горизонтальной плоскости?

6.23. Что значат отклонения положение электрической оси сердца по часовой стрелке, против часовой стрелки?

6.24. Как определяется положение и повороты электрической оси сердца в сагиттальной плоскости?

6.25. Что значат отклонения положение электрической оси сердца верхушкой вперёд, верхушкой назад?

6.26. Назовите элементы ЭКГ.

6.27. Нарисуйте типичную электрокардиограмму во II стандартном отведении по В.Эйнтховену соблюдая масштаб, если скорость развёртки кривой составляет 50 мм∙с-1?

6.28. Покажите графически соотношение между фазами потенциала действия рабочих миокардиоцитов предсердий и желудочков сердца с одной стороны и элементами типичной ЭКГ с другой.

6.29. В какой фазе потенциала действия находятся миокардиоциты предсердий и желудочков сердца в момент регистрации сегментов PQ(R), QT, TP?

6.30. Какие электрофизиологические процессы в миокарде отражает зубец P, T, комплекс зубцов QRS?

6.31. Как по электрокардиограмме можно определить источник сердечного ритма, синусовый, атриовентрикулярный, желудочковый?

6.32. Что такое регулярный (правильный) ритм?

6.33. Как по электрокардиограмме определяют частоту сердечных сокращений?

6.34. Какова типичная схема анализа ЭКГ?

7. Что такое стресс-электрокардиография?

8. Что такое векторкардиография?

9. Что такое холтеровское мониторирование ЭКГ?

10. Что такое прекардиальное картирование?

11. Что такое внутрипищеводная электрокардиография? Когда её применяют?

12. Что такое электрофизиологическое исследование сердца (как метод)?

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Автоматия сердца.

2. Анализ проводящей системы сердца (опыт Станниуса). [Н50]

3. Раздражение нервно-мышечного препарата токами действия сердца (опыт Мюллера-Кёлликера).

4. Регистрация и анализ электрокардиограммы человека.

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Нагнетательная функция сердца. Методы исследования сократительной функции сердца».

Литература[a51]

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф52] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф53] .

Наши рекомендации