Что такое лазерная допплеровская флоуметрия?
16.2. Для чего применяется биомикроскопия конъюнктивы, ногтевого ложа?
16.3. Может ли состояние глазного дна отражать состояние микроциркуляции?
16.4. Каков принцип исследования крово- и лимфооттока методом тканевого клиренса?
17. Какое значение имеет здоровый образ жизни для многолетнего поддержания нормального состояния кровообращения?
17.1. Как возраст влияет на систему кровообращения.
17.2. Какие имеются физиологические предпосылки нарушения уровня кровяного давления?
17.3. Какие факторы здорового образа жизни, предупреждают нарушение деятельности системы кровообращения?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Определение артериального давления у человека
2. Наблюдение капиллярного кровотока
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Регуляция кровообращения».
Литература[a58]
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф59] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф60] .
Тема 15 : Регуляция кровообращения
Цель занятия
Сформировать систему знаний о регуляции кровообращения. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по регуляции кровообращения. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые вопросы регуляции кровообращения, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении регуляции кровообращения, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования регуляции кровообращения и в оценке результатов тестов.
Исходные знания
1. Свойства возбудимых тканей (нормальная физиология – занятие № 2)
2. Организация управления физиологическими функциями организма (нормальная физиология – занятия № 7-10)
3. Автономная нервная система (анатомия, гистология, физиология).
План изучения темы
1. Теории регуляции деятельности сердца.
2. Внутрисердечные механизмы регуляции деятельности сердца.
3. Внутриклеточные механизмы регуляции деятельности сердца.
4. Межклеточные механизмы регуляции деятельности сердца.
5. Внутрисердечная нервная регуляция деятельности сердца.
6. Внутрисердечная гуморальная регуляция деятельности сердца.
7. Внесердечная регуляция деятельности сердца.
8. Гуморальная регуляция работы сердца.
9. Регуляция движения крови по сосудам.
10. Функциональная система поддержания уровня кровяного давления и органного кровотока.
11. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке, приеме пищи, беременности, при гипоксии, стрессе и других состояниях.
12. Регуляция лимфообразования.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие Вы знаете теории регуляции деятельности сердца?
1.1. В чём суть «периферических» и «центральных» теорий регуляция сердечного выброса?
1.2. Какова роль Старлинга в изучении вопросов механизмов регуляции деятельности сердца?
2. Каково значение внутрисердечных механизмов регуляции сердца?
2.1. В чём суть внутрисердечных механизмов регуляции сердца?
2.2. Назовите внутрисердечные механизмы регуляции сердца
3. Внутриклеточные механизмы регуляции деятельности сердца:
3.1. Что такое внутриклеточная регуляция сердца?
3.2. Как осуществляется гетерометрическая внутриклеточная регуляция сердца?
3.3. Сформулируйте закон сердца Франка-Cтарлинга.
3.4. Что такое феномен Анрепа?
3.5. Что такое лестница Боудича?
3.6. Как осуществляется гомеометрическая ритмозависимая внутриклеточная регуляция сердца? Покажите графически.
3.7. Как осуществляется гомеометрическая ритмонезависимая внутриклеточная регуляция сердца? Покажите графически.
4. Межклеточные механизмы регуляции деятельности сердца:
4.1. Закон «всё или ничего»
4.2. креаторные связи
5. Внутрисердечная нервная регуляция деятельности сердца:
5.1. Какой отдел автономной нервной системы обеспечивает внутрисердечную нервную регуляцию деятельности сердца?
5.2. Какова роль внутрисердечной нервной регуляции в оптимизации деятельности сердца?
5.3. Приведите примеры периферических внутрисердечных рефлексах.
6. Внутрисердечная гуморальная регуляция деятельности сердца:
6.1. Расскажите об опыте О.Леви. Что доказал этим опытом О.Леви.
6.2. Какие холинэргические и адренергические механизмы регулируют деятельность сердца?
7. Внесердечная регуляция деятельности сердца:
7.1. Как иннервируется сердце?
7.2. Какое влияние оказывают симпатические нервы на сердце?
7.3. Какое влияние оказывает правый блуждающий нерв на сердце?
7.4. Какое влияние оказывает левый блуждающий нерв на сердце?
7.5. Какое влияние симпатических и парасимпатических нервов на сердце?
7.6. Что такое центральные рефлексы?
7.7. Назовите важнейшие рефлексогенные зоны, хемо- и барорецептивные механизмы регуляции работы сердца?
7.8. Что такое сопряжённые рефлексы?
7.9. Что такое рефлекс Данини-Ашнера?
7.10. Что такое рефлекс Гольца?
8. Гуморальная регуляция работы сердца.
8.1. Как влияют гормоны, электролиты, метаболиты на работу сердца?
8.2. Как взаимодействуют гуморальные и нервные механизмы регуляции работы сердца?
9. Регуляция движения крови по сосудам.
9.1. Как иннервированы сосуды?
9.2. Какова роль сосудодвигательного центра в регуляции движения крови по сосудам?
9.3. Как осуществляется рефлекторная регуляция сосудистого тонуса?
9.4. Что такое собственные сосудистые рефлексы?
9.5. Что такое сопряженные сосудистые рефлексы?
9.6. Что такое кортикальная регуляция сосудистого тонуса?
9.7. Что такое сосудосуживающие и сосудорасширяющие вещества?
10. Как функционирует система поддержания уровня кровяного давления и органного кровотока?
11. Как изменяется органное кровообращение при мышечной нагрузке, приеме пищи, беременности, при гипоксии, стрессе и других состояниях?
12. Как регулируется лимфообразование и лимфоток?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Рефлексы сердца.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Система[Н61] крови. Физико-химические свойства крови».
Литература[a62] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф63] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф64] .
Тема 16 : Система[Н65] крови. Физико-химические свойства крови
Цель занятия
Сформировать систему знаний о системе крови, о физико-химических свойствах крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по гематологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, лежащие в основе физиологических свойств крови, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении физико‑химических свойств крови, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования физико‑химических свойств крови и в оценке результатов гематологических тестов.
Исходные знания
1. Принципы вискозиметрии (физика).
2. Понятия «осмотическое и онкотическое давление (химия).
3. Водородный показатель, методы определения значения pH (химия).
4. Буферные системы (химия).
5. Плотность раствора, вязкость раствора, физические методы определения этих величин (физика).
6. Биохимия белков (химия).
План изучения темы
1. Понятие «внутренняя среда организма.
2. Гомеостаз, гомеокинез, гомеорез.
3. Константы организма.
4. Жидкостные компартменты организма.
5. Система гуморального транспорта.
6. Определение объёмов жидкостных компартментов.
7. Гистогематические барьеры.
8. Система крови по Г.Ф.Лангу.
9. Функции крови
10. Количество крови.
11. Состав крови
12. Гематокрит
13. Изменения общего объема крови и гематокрита.
14. Физико-химические свойства крови
15. Осмотическое и онкотическое давление крови
16. Кислотно‑основное состояние крови
17. Суспензионная устойчивость крови. Скорость оседания эритроцитов
18. Плазма и её состав
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «внутренняя среда организма.
1.1. Какова роль К.Бернара и У.Кэннона в изучении внутренней среды организма?
1.2. Что понимается под динамическим постоянством внутренней среды организма?
2. Что обозначают терминами «гомеостаз», «гомеокинез», «гомеорез»?
3. Что понимают под термином «константы организма»?
3.1. На какие типы делят константы организма?
3.2. Что такое жёсткие константы организма? Какова их роль и значение для организма?
3.3. Что такое пластичные константы организма? Какова их роль и значение для организма?
4. Назовите основные жидкостные компартменты организма.
4.1. Что такое общая вода организма, жидкости организма и жидкости внутренней среды?
4.2. Как зависят значения общей воды организма от возраста, пола, физиологического состояния организма?
4.3. К какому жидкостному компартменту относят вода форменных элементов крови?
4.4. Что такое мобильная и иммобильная вода?
5. Что такое система гуморального транспорта?
5.1. Нарисуйте схему системы гуморального транспорта.
5.2. Как происходит обмен жидкостью между кровью и внутриклеточной жидкостью?
5.3. Откуда приходит и куда уходит жидкость в межклеточном компартменте? [A66]
6. Как определяют количество жидкостей в компатментах организма?
7. Назовите основные гистогематические барьеры.
8. Опишите систему крови по Г.Ф.Лангу.
9. Назовите основные функции крови.
9.1. Что понимают под транспортной, гомеостатической, гемостатической и защитной функциями крови?
10. Количество крови в организме.
11. Опишите состав крови.
11.1. Что необходимо сделать, чтобы из крови выделить плазму и сыворотку?
11.2. Что такое плазмаферез?
12. Что такое гематокрит?
12.1. Общий объем каких форменных элементов крови в основном определяет гематокрит?
13. Назовите сочетания нарушения общего объема крови и гематокрита.
13.1. Что такое простая, полицитемическая и олигоцитемическая нормоволемии и когда они могут наблюдаться?
13.2. Что такое простая, полицитемическая и олигоцитемическая гиповолемии и когда они могут наблюдаться?
13.3. Что такое простая, полицитемическая и олигоцитемическая гиперволемии и когда они могут наблюдаться?
14. Что относят к физико-химическим свойствам крови?
14.1. Чем определяется цвет крови?
14.2. Сравните относительную плотность цельной крови и плазмы крови.
14.3. Чем в основном определяется плотность цельной крови и плазмы крови?
14.4. Абсолютная и относительная вязкость крови. Что это такое?
14.5. Сравните вязкость цельной крови и плазмы крови.
14.6. Чем в основном определяется вязкость цельной крови и плазмы крови?
14.7. Зависит ли вязкость крови от значения гематокрита?
14.8. Сравните вязкость венозной и артериальной крови.
14.9. Меняется ли вязкость крови при тяжелой физической работе?
14.10. Какие принципы используют при вискозиметрии?
14.11. Влияет ли вязкость крови влияет на скорости оседания эритроцитов (СОЭ)?
15. Что такое осмотическое и онкотическое давление крови?
15.1.1. Что такое осмолярность и осмоляльность?
15.2. Как определяют осмотическую резистентность эритроцитов?
16. Кислотно‑основное состояние крови. Что это такое?
16.1. Сравните водородный показатель артериальной, капиллярной и венозной крови.
16.2. Буферные системы крови. Перечислите. Каково их значение при регуляции кислотно‑основного состояния крови?
16.3. Что такое ацидоз и алкалоз?
17. Суспензионная устойчивость крови. Что это такое?
17.1. Скорость оседания эритроцитов. Что это такое? Как определяется? От чего зависит?
18. Перечислите основные компоненты плазмы крови.
18.1. Опишите ионный состав плазмы крови.
18.2. Какова концентрация белков в плазме крови?
18.3. Используя метод высаливания нейтральными солями, на какие группы можно разделить белки плазмы крови?
18.4. Как называется плазма крови, лишенная фибриногена?
18.5. По подвижности при электрофорезе на какие стандартные фракции можно грубо разделить белки плазмы крови?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Правила взятия капиллярной крови для исследования.
2. Взятие венозной крови для исследования.
3. Определение вязкости крови.
4. Влияние осмолярности плазмы на состояние эритроцитов.
5. Исследование электрофоретической подвижности белков плазмы.
6. Определение скорости оседания эритроцитов.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Форменные элементы крови. Группы крови»
Литература[a67] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф68] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф69] .