Тема 18 : Свёртывающая, противосвёртывающая и фибринолитические системы крови
Цель занятия
Сформировать систему знаний о свёртывающей, противосвёртывающей и фибринолитической системах крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по свёртывающей, противосвёртывающей и фибринолитической системах крови. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов гемостаза, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении гемостаза, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования гемостаза и в оценке результатов этих тестов.
Исходные знания
1. Плазменные факторы свертывания крови (биохимия).
План изучения темы
1. Понятия «гемостаз», «система регуляции агрегатного состояния крови (РАСК)».
2. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.
3. Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостаза.
4. Коагуляционный гемостаз: теория А.А.Шмидта–П.Моравица.
5. Плазменные факторы свертывания крови.
6. Клеточные факторы свертывания крови.
7. Фазы коагуляционного гемостаза.
8. Посткоагуляционная фаза.
9. Методы исследования гемокоагуляции.
10. Противосвертывающая система крови. Первичные и вторичные антикоагулянты.
11. Фибринолиз. Плазминовый и неплазминовый варианты фибринолиза
12. Нейрогуморальная регуляция агрегатного состояния крови.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое гемостаз?
1.1. Какие компоненты включает система гемостаза?
1.2. Назовите два основных механизма остановки кровотечения при повреждении сосудов.
1.3. Что такое первичный гемостаз?
1.4. Что такое вторичный гемостаз?
1.5. Что такое «белый» и «красный» тромб?
1.6. Что такое система регуляции агрегатного состояния крови (РАСК) и какие компоненты она включает?
1.7. Что такое гемостатический потенциал, нейтральный, положительный, отрицательный?
2. Что такое сосудисто-тромбоцитарный гемостаз?
2.1. Что такое адгезия и агрегация тромбоцитов?
2.2. Какова роль коллагена и фактора Виллебранда в первичном гемостазе.
2.3. Назовите два наиболее важных следствия, которые имеет реакция освобождения биологически активных веществ из тромбоцитов и поврежденных клеток сосудов?
2.4. Перечислите наиболее важные факторы, обеспечивающие первичный гемостаз.
3. Какие Вы знаете методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостаза?
3.1. Как быстро у здорового человека останавливается кровотечение из мелких сосудов при их повреждении?
3.2. Опишите манжеточную пробу Румпель-Лееде-Кончаловского.
3.3. Опишите методику определения времени кровотечения по Дьюку.
3.4. Как изменяется время кровотечения, определяемая по Дьюку, при тромбоцитопениях или/и тромбоцитопатиях.
3.5. Опишите методику определения времени кровотечения по Айви.
3.6. Сравните возможности подсчета тромбоцитов в камере Горяева, в мазках крови и электронно-автоматическим методом.
3.7. Как можно оценить ретенцию (адгезивность) тромбоцитов?
3.8. Как оцениваются агрегационные свойства тромбоцитов?
4. В чем суть теории коагуляционного гемостаза А.А.Шмидта–П.Моравица? Можно ли её показать схематически?
5. Перечислите плазменные факторы свертывания крови. Дайте общую характеристику плазменных факторов свертывания крови.
6. Что такое клеточные факторы свертывания крови?
7. Нарисуйте общую схему проферментно-ферментного каскада коагуляционного гемостаза.
7.1. Опишите образование протромбиназы по внешнему пути.
7.2. Опишите образование протромбиназы по внутреннему пути.
7.3. Как образуется тромбин?
7.4. Покажите схематически механизм образования фибринового тромба (фаза III гемокоагуляции).
7.5. Назовите плазменный фактор, который является универсальным активатором всех плазменных протеолитических систем — свертывающей, калликреин-кининовой, фибринолитической и системы комплемента.
7.6. Какие плазменные факторы свертывания используется только во внешнем механизме свертывания?
7.7. Какие плазменные факторы свертывания участвуют только во внутреннем механизме свертывания?
7.8. Какие плазменные факторы свертывания используются в обеих (внутренней и внешней) системах свертывания?
7.9. Внешний и внутренний механизмы свертывания взаимосвязаны между собой? Покажите.
8. Что происходит в посткоагуляционную фазу?
9. Для определения состояния гемокоагуляции используют несколько групп методов. Какие?
9.1. Назовите базисные методы определения состояния гемокоагуляции.
9.2. Удлинение времени свертывания свидетельствует о значительных сдвигах в системе гемокоагуляции и чаще указывает на что?
9.3. Как определяют время свертывания крови?
9.4. В чем суть метода определения времени рекальцификации плазмы?
9.5. Как определяется толерантность плазмы к гепарину?
9.6. Что такое протромбиновое время (протромбиновый индекс), тромбиновое время?
9.7. Что такое тромбоэластография?
10. Что такое противосвертывающая система крови?
10.1. Чем различаются первичные и вторичные антикоагулянты? Перечислите их.
11. Дайте определение фибринолизу. Опишите плазминовый и неплазминовый варианты фибринолиза.
12. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция агрегатного состояния крови?
12.1. Назовите основное рецепторно-афферентное звено нервной регуляции агрегатного состояния крови.
12.2. Назовите главные центральные структуры нервной регуляции агрегатного состояния крови.
12.3. Что из себя представляетнервной эфферентное звено нервной регуляции агрегатного состояния крови.
12.4. Как симпатическая нервная система влияет на систему агрегатного состояния крови?
12.5. Как парасимпатическая нервная система влияет на систему агрегатного состояния крови?
12.6. Как гуморальные и гормональные факторы влияют на систему агрегатного состояния крови?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Манжеточная проба Румпель-Лееде-Кончаловского.
2. Определение времени кровотечения по Дьюку.
3. Определение времени кровотечения по Айви.
4. Определение времени свёртывания крови по Моравицу.
5. Определение времени свёртывания крови по Сухареву.
6. Определение времени свёртывания цельной нестабилизированной крови.
Задание на дом
Подготовиться к итоговому занятию по теме: «Кровообращение».
Литература[a73]
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф74] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф75] .