Основные схемы, которые должны уметь рисовать и объяснять студенты
1) Схемы развития во времени МПП и ПД.
2) Схема, которая иллюстрирует, как изменяется значение МПП в случае гиперполяризации и деполяризации клеточной мембраны.
3) Схема изменений возбудимости клеток во время развития ПД.
4) Схема, которая объясняет механизм формирования двухфазного ПД при биполярном методе его регистрации.
5) Схема, которая объясняет механизмы изменения возбудимости клеток во время действия на них разных факторов.
6) Схема, которая объясняет значение силы электрического раздражения для возникновения в клетке ПД.
7) Схема, которая объясняет механизм проведения ПД немиелиновым нервным и мышечным волокнами.
8) Схема, которая объясняет особенность механизма проведения ПД миелиновым нервным волокном.
9) Схема, которая объясняет строение нервно-мышечного синапса и механизмы проведения через него возбуждения.
10) Схема одиночного и тетанического сокращений.
11) Схема, которая объясняет механизмы мышечного сокращения.
Литература
Основная
- Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.
- Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).
- Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006
Дополнительная
- Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.
- Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996
«Утверждено»
на методическом совещании кафедры
«_30_» августа 2007 г.
Зав.кафедрой проф._____________В.Г.Шевчук
Методические указания для самостоятельной работы студентов медицинских и стоматологических факультетов при подготовке к практическим занятиям (подробное описание можно посмотреть в методкабинете кафедры).
Практическое занятие №6.
Тема: Общая характеристика биологической регуляции. Исследование рефлекторной дуги.
Теоретические вопросы
1) Биологическая регуляция, ее значение и виды. Контур биологической регуляции. Роль обратной связи в регуляции. Регуляция “по отклонению” и “по возмущению”.
2) Понятие о рефлексе. Строение рефлекторной дуги и функции ее звеньев. Представление о локальном и интегральном рефлекторных центрах.
3) Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
Практические работы
1) Анализ строения рефлекторной дуги.
2) Выработка условного мигательного рефлекса.
Практическое занятие №7.
Тема: Исследование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Теоретические вопросы
1) Механизмы связи между нейронами ЦНС.
2) Возбуждение в ЦНС. Виды центрального возбуждения. Механизмы и закономерности передачи возбуждения через центральные синапсы.
3) Торможение в ЦНС и его роль. Основные виды центрального торможения, механизмы их развития.
4) Суммация возбуждения и торможения нейронами ЦНС. Виды суммации и ее значение.
Практические работы
1) Определение общей длительности сгибательного защитного рефлекса у лягушки по методу Тюрка.
2) Анализ механизмов развития сеченовского торможения.
3) Исследование суммации возбуждения нейронами ЦНС
Литература
Основная
- Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.
- Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).
- Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2007
Дополнительная
- Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.
- Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996
«Утверждено»
на методическом совещании кафедры
«__30___» августа 2007 г.
Зав.кафедрой проф._____________В.Г.Шевчук
Методические указания для самостоятельной работы студентов медицинских и стоматологических факультетов при подготовке к практическим занятиям (подробное описание можно посмотреть в методкабинете кафедры).
Практическое занятие №8.
Тема: Исследование роли спинного мозга в регуляции двигательных функций организма.
Теоретические вопросы
1) Понятие о позе тела и условиях ее обеспечения. Установочные позные и двигательные рефлексы организма.
2) Виды сенсорной информации, которые поступают в спинной мозг от рецепторов организма.
3) Рефлекторная деятельность спинного мозга, виды спинальных рефлексов. Тонические и фазические двигательные рефлексы спинного мозга, их физиологичное значение и строение рефлекторных дуг. Эффективность тонических двигательных рефлексов спинного мозга при автономной его деятельности.
4) Зависимость спинальных рефлексов от деятельности центров головного мозга. Спинальный шок.
5) Медиальная и латеральная нисходящие системы регуляции двигательных функций организма. Характер влияний каждого из путей этих систем на спинальные а-мотонейроны разного функционального значения. Способы связи волокон нисходящих путей со спинальными а-мотонейронами.
Практические работы
1) Исследование спинального шока у лягушки.
2) Исследование мышечного тонуса спинальной лягушки.
3) Исследование позы спинальной лягушки.
4) Исследование фазических кожно-мышечных двигательных рефлексов спинальной лягушки.
5) Исследование сухожильных рефлексов у человека.