Характеристика проявлений и стадий стресса
Возникающий при стрессе ОАС характеризуется активизацией ГГАС, которая наряду с другими нейрогуморальными регуляторными механизмами, (САС, СНС, выработки и действия вазопрессина) ответственна за возникновение стереотипных (неспецифических) метаболических (биохимических), структурных (морфологических) и функциональных (физиологических)изменений в организме, имеющих преимущественно адаптивное значение. Это особенно отчетливо отмечается при развитии эустресса, возникающего в ответ на действие разных слабых или умеренных раздражителей и не сопровождающегося развитием патологических (деструктивных) изменений. Однако, в ответ на интенсивные, сильные или чрезмерные по силе или длительности раздражители развивается дистресс, проявляющийся развитием выраженных явлений повреждения (например, язвообразование, ишемизация, дистрофия, некробиоз, некроз).
Морфологические изменения ОАС характеризуются триадой:
- значительным увеличением массы (выраженной гипертрофией) коры надпочечников,
- острой инволюцией органов тимико-лимфатической системы,
- появлением кровоизлияний и язв в слизистой желудка и двенадцати-перстной кишки.
Функциональные изменения ОАС характеризуются фазовыми изменениями регуляторных (нервной, эндокринной, иммунной и др.) и исполнительных (сердечно-сосудистой, крови, пищеварительной и др.) систем организма.
Метаболические изменения ОАС характеризуются фазовыми изменениями показателей различных видов обмена веществ (гипер- и гипогликемия, гипер - и гипонатриемия и др.).
ОАС имеет свои закономерности и протекает по стадиям и фазам:
1) стадия тревоги (фаза шока и фаза противошока), 2) стадия резистентности, 3) стадия истощения.
Стадия тревоги («реакция тревоги», стадия мобилизации, аварийная стадия) протекает в две фазы: шока и противошока (контршока). Длительность стадии колеблется от нескольких секунд и минут до 6 - 48 часов.
Фаза шока характеризуется шоковыми изменениями: гипонатриемией, гипотензией, гипотонией, увеличением проницаемости мембран, сгущением крови, уменьшением ОЦК, лейкоцитозом, переходящим в лейкопению, лимфо- и эозинопенией, отрицательным азотистым балансом (проявление активизации катаболических процессов), гипогликемией, гипотонией мышц, гипертермией, сменяющейся гипотермией организма, депрессией нервной, иммунной и эндокринной (особенно гонадной) систем на фоне активизации продукции глюкокортикоидов, минералокортикоидов и катехоламинов.
Фаза противошока характеризуется контршоковыми изменениями: гипернатриемией, гипертензией, гипертонией, активизаией СНС, САС, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и др.
Начинает гипертрофироваться кора надпочечников (особенно ее пучковая зона), еще больше усиливается секреция глюко- и минералокортикоидов, которые перестраивают обменные процессы в организме, в результате чего повышается резистентность организма.
Если организм не погибает в стадию тревоги, то развивается стадия резистентности, а позже возможно и развитие стадии истощения (рис.41-1)
Стадия резистентности характеризуется: устойчивой гипертрофией коры надпочечников, стойким увеличением секреции гормонов горы надпочечников, активизацией процесса гликонеогенеза, активизацией анаболических процессов, развитием длительной адаптации организма, устойчивым увеличением неспецифической резистенстности организма (прямой и перекрестной). Именно эта стадия и определяет главный адаптивный эффект стресс-реакции.
В частности, увеличенная секреция адаптивных гормонов вызывает следующие основные положительные эффекты:
1. Активацию функции клеток путем увеличения концентрации в цитоплазме инов Са2+, которые стимулируют активность ключевых внутриклеточных регуляторных ферментов - протеинкиназ.
2. Липотропный эффект, реализуемый за счет активации липаз, фосфолипаз клеток и свободнорадикального окисления (влияние катехоламинов, вазопрессина и др.). Адаптивный эффект последних на клетки обусловлен повышением активности мембранных белков - рецепторов, ферментов, каналов оинного транспорта, что несомненно срочно увеличивает функциональные возможности клеток и организма в целом.
3. Мобилизацию энергетических и структурных ресурсов организма, которая выражается в увеличении в крови концентрации глюкозы, жирных кислот, аминокислот, нуклеотидов (катаболическая фаза стресса). При этом активизируется одновременно функция кровообращения и дыхания. Основной эффект мобилизации вызывает адреналин совместно с глюкагоном, которые активизируют гликогенолиз и гликолиз, распад нейтральных жиров. Одновременно глюкокортикоиды совместно с паратгормоном стимулируют глюконеогенез в печени и скелетных мышцах, вызывая гидролиз белков и увеличение свободных аминокислот в крови.
4. Направленную передачу энергетических и структурных ресурсов в функциональную систему, осуществляющую адаптацию к данному стрессу. Возникает так называемая «рабочая гиперемия» в основном, миокарда, головного мозга, скелетных мышц. В то же время в органах брюшной полости (кишечник, почки) развивается сужение сосудов и снижение кровотока в 5-7 раз по сравнению с исходным уровнем. Главная роль в реализации этого адаптивного эффекта принадлежит катехоламинам, вазопрессину, ангиотензину II, субстанции Р. Локальным фактором вазодилатации является выделяемый эндотелием сосудов оксид азота.
5. Активация синтеза стресс-белков («анаболическая фазастресса»), является результатом прямой или рецептор-опосредованной стимуляции генетического аппарата клеток (глюкокортикоиды, минералокортикоиды, тироксин, инсулин и др.). Данный адаптивный механизм был открыт сравнительно недавно - в конце 80-х годов. Он объясняет резистентность организма к повторным стрессам в виде формирования структурного следа в клетках адаптивной системы - мышечной, нервной, эндотелиальной и других. Молекулярный механизм адаптационной стабилизации структур связан с экспрессией протоонкогенов и накоплением в ядре и цитоплазме стресс-белков, которые защищают клетку от повреждения. Наиболее известным стресс-белком является белки теплового шока HSP-70.
Такая общая характеристика функциональной и биохимической активации организма в фазу резистентности позволяет адаптироваться к несильным и непродолжительным стрессам или создает энергетические, пластические и функциональные возможности для функционирования специфических долговременных механизмов адаптации. Именно эта фаза стресса определяет защитный физиологический характер адаптации.
Стадия истощения характеризуется: атрофией коры надпочечников, развитием гипокортицизма, уменьшением АД, увеличением катаболизма белков, развитием дистрофических процессов, изнашиванием биологических систем, ранним постарением организма, развитием некробиотических и некротических процессов, гибелью организма.
Однако эти положительные эффекты стресса могут при определенных условиях (как правило, при слишком сильных или продолжительных, затяжных стрессах) превратиться в повреждающие и привести к развитию 3 стадии стресса - стадии истощения.
Среди различных стресс-гормонов гормоны системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников (ГГАС) имеют наибольшее адаптивное значение при действии на организм различных стрессоров.
Недостаточность различных адаптивных гормонов (прежде всего гормонов ГГАС) приводит к снижению неспецифической резистентности организма как к физиологическим, так, особенно, к патогенным факторам.
Неадекватность инкреции адаптивных гормонов (прежде всего гормонов ГГАС) приводит к «болезням адаптации». Например, патогенез болезней адаптации связан как с избыточным выделением глюко- и минералокортикоидов, так и с рядом неблагоприятных обуславливающих факторов.
Различные стадии стресса и роль ГГАС в изменении резистентности организма к патогенным раздражителям постоянно можно наблюдать как в реальной жизни человека, так и в модельных экспериментах на животных.
Согласно современным представлениям понятия, механизмы и биологическая значимость стресса и ОАС не идентичны друг другу. ОАС рассматривается значительно шире, чем его характеризовал Г. Селье. ОАС включает в себя разнообразные неспецифические изменения и регуляторных, и исполнительных систем (центральной и периферической нервной системы, гуморально-гормональной системы, включающей не только ГГАС, но и другие различные эндокринные комплексы, а также медиаторы, ФАВ, метаболиты, ферментные системы, сдвиги физиологических и функциональных систем), имеющих с биологической точки зрения преимущественно приспособительное значение, хотя они могут включать и разные явления полома.
Стрессорная (обычно неспецифическая) реакция может включать и специфические проявления. Например, выработка гормонов в новых, характерных для определенного воздействия, соотношениях или синтез новых по структуре и функциям гормонов (которые в норме не встречаются). Специфика ответа как эндокринной, так и других физиологических систем на то или иное воздействие может проявляться количественными (интенсивностью проявления), временными (сроками и скоростью возникновения) и пространственным выражениями неспецифического.
В ответ на действие различных стрессоров формируются не только адаптивные, но и дизадаптивные стрессорные реакции (схема 41-1).
Как срочная, так и долговременная адаптация организма к действию стрессорных раздражителей начинается с нарушений гомеостаза организма. Адаптация включает как специфические, так и неспецифические компоненты и механизмы.