Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в Шариате
Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота.
Автор Шейх Ибн Аль-Усеймин.
С именем Аллаха Милостивого Милосердного.
Содержание:
Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в Шариате. Стр.: 2.
Раздел второй: условия жертвоприношения (удхия). Стр.: 4.
Раздел третий: разъяснение того, какой вид и какие качества являются самыми лучшими в жертвенном животном, и что в нём является нежелательным (макрух). Стр.: 7.
Раздел четвёртый: за какое количество людей может совершаться жертвоприношение. Стр.: 8.
Раздел пятый: каким образом животное получает статус жертвенного (удхия) с закреплением за ним соответствующих законов Шариата. Стр.: 10.
Раздел шестой: распределение мяса жертвенного животного (удхия). Стр.: 14.
Раздел седьмой: чего должен сторониться человек, который намеревается совершить жертвоприношение (удхия). Стр.: 15.
Раздел восьмой: забой животного и условия, которые необходимо выполнить для этого. Стр.: 16.
Раздел девятый: этикет совершения забоя (закя). Стр.: 21.
Раздел десятый: нежелательные действия (макрух) при совершении забоя (закя). Стр.: 22.
Вступление.
Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.
Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и тех, кто следовал за ними в совершении благих дел.
До этого я уже написал книгу «Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота» («Ахкаму аль-удхия ва аз-зака»), изложив эту тему подробно на 93-х страницах. В этой книге были упомянуты разногласия, существующие по отдельным вопросам и долгие дискуссии ученых, которые могут утомлять читателя. Поэтому я решил составить краткий конспект [Арабский оригинал данного конспекта изложен на 19-ти страницах.] данной книги, удалив всё, в чем нет острой необходимости, и добавив то, в чем существует потребность.
Прошу Аллаха сделать весь этот труд искренним, ради Его Лика, чтобы он послужил разъяснением Его Закона, и был полезен для нас и для всех мусульман. Воистину, Аллах — Щедрый, Дарующий.
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да одарит Аллах его своей милостью).
Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в Шариате.
Определение: жертвоприношение (удхия) — это забой соответствующих для данного случая животных [верблюдов, коров, овец и коз.] в дни праздника ‛Ид аль-Адха (Курбан-байрам) с целью поклонения Аллаху (Велик Он и Славен).
Жертвоприношение (удхия) — это один из символов Ислама, утверждённых Книгой Всевышнего Аллаха, Сунной Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и единым мнением всех учёных Ислама (иджма‛). Аллах Всевышний сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2).
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (Коран, 6:162-163).
«Нусук» (نُسُكِ), о котором говорится в аяте, означает «забой скота». Это мнение Саида ибн Джубейра. Некоторые учёные сказали, что под словом «нусук» подразумеваются все виды поклонения, в том числе, забой жертвенного скота. Данное высказывание несет в себе более широкое понимание слова «нусук». Также Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты [о Мухаммад] сообщи благую весть смиренным» (Коран, 22:34).
В сборниках хадисов «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслима» сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух тучных черно-белых баранов, он зарезал их своей рукой, сказав: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха) и «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий). [Во время забоя] он ставил ногу им на бока» Хадис привели Ахмад и ат-Тирмизи, который сказал: «Хадис хороший (хасан)».
‛Укба ибн ‛Амир (да будет им доволен Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распределил жертвенных животных между своими сподвижниками, и ‛Укбе досталась полугодовалая овца*.Он сказал: «О посланник Аллаха, мне досталась полугодовалая овца». Пророк ответил: «Принеси её в жертву»Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
*(В хадисе использовано слово «джаза‛а», что означает: овца или баран старше шести месяцев).
Сообщается со слов аль-Бараа ибн ‛Азиба (да будет им доволен Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто зарежет [жертвенное животное] после [праздничного] намаза, тот сделает свой обряд совершенным и выполнит сунну мусульман» Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение — это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях: является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается оставлять.
Большинство учёных придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах Малика и Ахмада.
Другие учёные говорят, что жертвоприношение (удхия) — это обязательное действие (ваджиб). Эта точка зрения принята в мазхабе имама Абу Ханифы, а также является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада. К такому же заключению пришел и Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя, он сказал: «Это одно из двух мнений, бытующих в мазхабе Малика, или даже более явное в мазхабе Малика».
Забой жертвенного животного лучше, чем раздача равноценной милостыни в денежном эквиваленте, так как жертвоприношение (удхия) является деянием самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, а также потому, что забой жертвенного скота является одним из самых известных обрядов, установленных Всевышним Аллахом. Если люди заменят данный обряд раздачей милостыни, то исчезнет и этот символ Ислама. Если бы раздача милостыни по цене жертвенного животного была лучше, чем забой скота, или хотя бы равнялась ему, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) непременно разъяснил бы этот факт для членов своей уммы (общины), как словом, так и делом. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам на всё, в чём есть благо, не оставив ничего без внимания. И, несомненно, что давать милостыню легче, чем трудиться над жертвоприношением, но, тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам именно на него, несмотря на то, что из двух дел он (мир ему и благословение Аллаха) выбирал всегда наиболее легкое. Однажды во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) людей постиг голод, тогда он сказал: «Кто совершил жертвоприношение (удхия), то пусть ни в коем случае в его доме не остается ничего [из жертвенного мяса] по истечении трех дней».Когда настал следующий год, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам поступить так же, как мы сделали в прошлом году?» Пророк ответил: «Ешьте, кормите и запасайтесь. В том году людей постигла трудность, и я хотел, чтобы вы помогли им её преодолеть» Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Уместное жертвоприношение лучше, чем равноценная ей милостыня». Также он сказал: «И если паломник при совершении Хаджа (таматту‛ или кыран*) вместо того, чтобы зарезать жертвенное животное (хадй)**, отдаст милостыню, многократно превышающую стоимость этого животного, то это никак не заменит необходимого жертвоприношения, точно так же и жертвоприношение (удхия) [в дни празднования ‛Ид аль-Адха]».
_________________
*Таматту‛ и кыран – два способа из трёх вариантов совершения Хаджа, третий способ называется ифрад. Одна из особенностей Хаджа-таматту‛ и Хаджа-кыран, которой они отличаются от Хаджа-ифрад, заключается в том, что в завершении таматту‛ и кырана необходимо в обязательном порядке совершить жертвоприношение. Более подробно о разнице данных способов совершения Хаджа читайте в пособиях по выполнению Хаджа.
**Жертвоприношение, совершаемое паломниками во время Хаджа, называется «хадй» (هدي), а жертвоприношение, совершаемое мусульманами во время Ид-аль-Адха (Курбан-Байрам) и не связанное напрямую с обрядами Хаджа, называется «удхия» (أضحية).
_________________