По теме «Опорно-двигательная система»
По теме «Кровь. Гомеостаз.»
Задача № 1.
У больного наблюдается обезвоживание в результате обильной рвоты и диареи.
Задания:
1. Поясните понятие «гомеостаз»
2. Как обезвоживание отразится на показателях крови и кровообращения?
3. Где расположен центр рвоты?
4. Чем можно восполнить потерю воды организмом?
Задача № 2.
У человека, приехавшего из равниной области в высокогорную местность, в результате лабораторного исследования было выявлено увеличение количества эритроцитов в крови.
Задания:
1. Дайте характеристику форменных элементов крови.
2. Назовите показатели крови здорового человека.
3. Как называется явление увеличение эритроцитов крови? Объясните механизм.
4. Поясните механизм изменения дыхания при «горной болезни».
Задача № 3.
Дежурная медицинская сестра терапевтического отделения получила из хирургического отделения больницы для переливания две ампулы с кровью и поместила их на временное хранения в морозильную камеру холодильника.
Задания:
1. Назовите состав крови.
2. Охарактеризуйте форменные элементы крови. Назовите показатели крови.
3. Какую ошибку допустила дежурная медицинская сестра?
4. Каким могут быть последствия при переливание такой крови?
Задача № 4.
В ЦРБ поступил больной с большой кровопотерей. Группа крови больного (2) Аа Rh-. В больнице оказалась кровь (2) Аа Rh+.
Задания:
1. Поясните определение групп крови у человека.
2. Поясните определение резус - фактора у человека.
3. Можно ли эту кровь перелить больному? Если нельзя, то почему?
По теме «Опорно-двигательная система»
Задача № 1.
Мальчик получил ушиб медиальной группы мышц бедра.
Задания:
1. Назовите мышцы медиальной группы бедра.
2. Какие движения выполняют мышцы медиальной группы бедра?
3. В каких суставах осуществляются движения мышцы медиальной группы бедра?
4. Назовите типы суставов нижней конечности и их особенности.
Задача № 2.
Ребенок подвернул стопу и произошел перелом латеральной лодыжки.
Задания:
1. Назовите и покажите на скелете поврежденную кость.
2. Сухожилия каких мышц могут пострадать при этой травме?
3. Какие движения будут нарушены?
Задача № 3.
В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда.
Задания:
1. О травматическом повреждении каких костей черепа следует предполагать? Найдите и укажите на черепе данную кость.
2. Назовите и покажите основные анатомические образования названных костей.
3. Назовите и покажите костные образования, участвующие в формировании стенок полости рта.
Задача № 4.
У ребенка возникла необходимость ревизии брюшной полости.
Задания:
1. Назовите и покажите на таблицах и муляжах мышцы, участвующие в образовании стенок брюшной полости.
2. В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез? Ответ обоснуйте.
Задача № 5.
У мужчины, поступившего в больницу после автодорожной катастрофы, произошел перелом пирамиды правой височной кости с повреждением лабиринта.
Задания:
1. Найдите в черепе и покажите пирамиду височной кости.
2. Назовите и покажите на муляжах и таблицах отделы слухового анализатора и их основные анатомические образования
3. Какие нарушения слуха последуют у данного больного?
Задача № 6.
При падении у пострадавшего произошел открытый перелом костей предплечья. Костными осколками оказались повреждены мышцы передней группы предплечья.
Задания:
1. Назовите и покажите на таблицах мышцы передней группы мышц предплечья.
2. Назовите и покажите на скелете лучезапястный сустав. Поясните его строение.
3. Какие нарушения возникнут в функции лучезапястного сустава при выключении из работы указанной группы мышц?
Задача № 7.
Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.
Задания:
1. Назовите и покажите на черепе кости, участвующие в образовании полости носа. Выделите из них воздухоносные кости
2. Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?
3. Какие функции полости носа будут нарушены при рините и гайморите?
Задача № 8.
Для предсказания течения родов у женщины определили размеры и форму таза. Согласно полученным данным, истинная (гинекологическая) конъюгата составила 10 см., прямой размер выхода из полости малого таза – 9,5 см.
Задания:
1. Назовите нормативы размеров большого и малого таза женщин.
2. Укажите анатомические точки, между которыми проводят эти измерения.
3. Оцените измерения данной женщины.
Задача № 9.
На утренней конференции дежурный хирург докладывал историю болезни поступившего больного, который жаловался на боли в средней части живота. По мнению большинства врачей, подозрение пало на грыжу белой линии живота, расположенную выше пупочного кольца.
Задания:
1. Назовите анатомические особенности белой линии живота и покажите ее на плакатах и муляжах.
2. Почему грыжи белой линии образуются чаще в верхней части белой линии, а не в нижней?
3. Какие Вы можете дополнительно назвать слабые места передней брюшной стенки? Укажите их топографию и границы.
Задача № 10.
У больного эпидуральная гематома (скопление крови между твердой оболочкой головного мозга и костями мозгового черепа) задней черепной ямки.
Задания:
1. Какими костями мозгового отдела черепа образована задняя черепная ямка?
2. Какие отделы головного мозга могут быть повреждены при данной патологии?
3. Чем опасно для пациента повреждение этих отделов головного мозга?
Задача № 11.
При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно приостановить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.
Задания:
1. Найдите и покажите на скелете шейные позвонки.
2. Назовите отличительные признаки шейных позвонков.
3. Где расположен сонный бугорок?
4. Найдите и покажите на плакатах и муляжах сонные артерии. Укажите топографию и ветви.
Задача № 12.
После спортивной травмы пациент не может согнуть кисть, но движения пальцев не нарушены.
Задания:
1. Какие мышцы в данном случае травмированы? Назовите и покажите на плакатах и муляжах
2. Какой сустав ограничен в движениях при данной травме? Назовите и продемонстрируйте на скелете строение травмированного сустава.
3. Определите тип поврежденного сустава по классификации.
Задача № 13.
Неудачное выполнение внутримышечной инъекции осложнилось абсцессом в ягодичной области с соответствующими нарушениями функции тазобедренного сустава.
Задания:
1. Назовите и покажите на таблицах и муляжах мышцы пораженной области. Укажите места начала и прикрепления на скелете.
2. Продемонстрируйте на скелете тазобедренный сустав и поясните его строение.
3. Какие функции тазобедренного сустава нарушены?
Задача № 14.
Лежащему больному с декомпенсированным пороком сердца врач рекомендовал для облегчения вдоха фиксировать верхние конечности.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы груди.
2. Укажите участие названных мышц в акте дыхания.
3. Сокращение, каких мышц при фиксированных верхних конечностях и плечевом поясе может способствовать вдоху?
4. Покажите мышцы плечевого пояса на плакатах и муляжах.
Задача № 15.
У ребенка, пострадавшего в автокатастрофе, выявлен симптом "очков" - кровоизлияние в окологлазничной клетчатке.
Задания:
1. Назовите и покажите на черепе кости, образующие глазницу
2. Назовите основные анатомические образования стенок глазницы.
3. О повреждении, каких костей черепа можно предполагать?
4. Какие сосуды кровоснабжают глазницу?
Задача № 16.
На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии. Объясните причину отставания в росте конечности.
Задания:
1. Расскажите классификацию костей человека.
2. На плечевой кости скелета покажите метаэпифизарную линию.
3. Поясните ее роль.
4. Объясните причину отставания в росте конечности.
Задача № 17.
Неудачное приземление парашютиста привело при соприкосновении с землей к травматическому растяжению мышц задней группы голени.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы задней группы голени.
2. Назовите и покажите суставы нижней конечности, изменяющие положение при сокращении мышц задней группы голени.
3. Какие изменения при ходьбе возникнут у пострадавшего?
Задача № 18.
Мужчина отмечает появление в правой паховой области выпячивания брюшной стенки, которое постепенно стало смещаться в сторону мошонки, а затем перешло и в мошонку, растянув ее до больших размеров. Выпячивание при натуживании и кашле увеличивается в размерах, но свободно вправляется в брюшную полость.
Задания:
1. Назовите и покажите на плакатах и муляжах слабые места передней брюшной стенки. Ответ обоснуйте.
2. Назовите стенки пахового канала.
3. Какие анатомические образования находятся в паховом канале у мужчин и у женщин?
Задача № 19.
Женщина , 67 лет, оступилась и упала на область большого вертела правой бедренной кости. При осмотре дежурным больная отмечает боль в области правого тазобедренного сустава, нога, повернута кнаружи, укорочена. Больная не может поднять вытянутую ногу, пассивные движения в тазобедренном суставе резко болезненны и ограничены, отмечаются отек и гематома в области тазобедренного сустава. Предварительный диагноз: перелом шейки бедра.
Задания:
1. Покажите на скелете бедренную кость и ее основные анатомические образования. Укажите локализацию перелома.
2. Поясните строение тазобедренного сустава.
3. Назовите мышцы, обеспечивающие движения в тазобедренном суставе.
4. Назовите сосуды, кровоснабжающие тазобедренный сустав.
Задача № 20.
Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.
Задания:
1. Найдите и покажите на черепе клиновидную кость.
2. Назовите и покажите на черепе кости мозгового отдела.
3. Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости
4. Назовите анатомические образования, проникающие через названные отверстия.
Задача № 21.
Больной жалуется на боль в стопах, повышенную утомляемость при стоянии, ходьбе. На плантограмме (отпечатке стопы) определяется полный контур подошвенной поверхности стопы в виде удлиненного треугольника с закругленными углами. Заключение врача «Плоскостопие».
Задания:
1. Перечислите и покажите на скелете своды стопы и укажите их количество.
2. Какой продольный свод является наиболее высоким и длинным,
3. какой наиболее низким и коротким?
4. Назовите пассивные и активные затяжки продольных сводов стопы.
Задача № 22.
У пациента, в результате падения, раздроблен надколенник.
Задания:
1. Назовите и укажите на скелете наколенник
2. Сухожилие, какой мышцы пострадало в данном случае? Назовите и укажите мышцы передней группы бедра.
3. Какая функция пострадает при разрыве этих сухожилий?
Задача № 23.
После кровоизлияния в мозг у пострадавшего развились явления паралича некоторых мышц спины. При этом нарушилась функция разгибания поясничного отдела позвоночника.
Задания:
1. Покажите на скелете особенности поясничного отдела позвоночника
2. Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы спины.
3. Какие мышцы пострадали после мозгового кровоизлияния?