ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ

2.МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Патология водно-электролитного обмена может привести к развитию отёка. Нарушения водно-электролитного обмена, особенно отёк, наблюдается при многих заболеваниях, утяжеляя их течение. Именно вопросы патогенеза отёка подлежат изучению на практическом занятии.

Физиологическое значение калия для организма велико: он необходим для синтеза протеинов, АТФ, гликогена, влияет на возбудимость нервной системы, способствует активации ряда ферментов. Всё это и обусловливает актуальность изучения темы.

3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Общая цель

Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды отёков и механизмы их развития, причины и последствия гипер - и гипокалиемии.

3.2. Конкретные цели

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1.Факторы способствующие развитию отёка. 2.Виды местных отёков. 3.Виды общих отёков. 4.Причины и последствия гипокалиемии. 5.Причины и последствия гиперкалиемии. 1.Объяснять патофизиологические механизмы развития отёка при заболеваниях сердца, почек и голодании. 2.Выделять значение главных факторов в развитии отёка при различных патологических процессах. 3.Проводить сравнительный анализ патогенеза различных видов отёков. 4.Объяснять патофизиологические механизмы последствий гипо – и гиперкалиемии. 5.Дать рекомендации по устранению нарушений обмена калия в организме.

4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1.Понятие о гидростатическом, онкотическом, осмотическом давлениях крови. 2.Альдостерон (место образования, механизм действия). 3.Влияние гуморальных факторов (гистамин, серотонин, кинины, простагландины и др.) на проницаемость сосудов. 4.Лимфа и лимфообращение. 5.Экстра - и интраренальные пути потери калия организмом. Кафедра биологической химии Кафедра физиологии Кафедра патофизиологии

5.ГРАФ ЛОГИЧЕКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

             
  ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ - student2.ru
 
  ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ - student2.ru
 
  ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ - student2.ru
 
    ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ - student2.ru
 
    ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ - student2.ru




6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии водно-солевого обмена, занятие второе: отёки, патология обмена калия, повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы. При отсутствии непонятных вопросов по теме проверить качество усвоения материала на первом и втором уровне усвоения с помощью соответствующих тестов (В.Д.Линденбратен, Л.В.Турбина).

7.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Задание № 1.Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды и механизмы развития общих отёков, причины и последствия гипо- и гиперкалиемии.

Для выполнения задания необходимо:

1.По возможности полно и правильно составить схему, отражающую этиологию и патогенез общих отёков при недостаточности сердца (из – за порока сердца: недостаточность трёхстворчатого клапана), алиментарной дистрофии, хроничеком диффузном гломерулонефрите.

2. Сформулировать название таблицы.

3.Определить, какие показатели следует внести в таблицу.

Таблица № 7

Изменение вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при недостаточности сердца, алиментарной дистрофии, хроническом диффузном гломерулонефрите

  № п/п     ИЗУЧАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ     КОНТРОЛЬ Недостаточность трёхствор-чатого клапана Алимен- тарная дистрофия Хронический диффузный гломерулонефрит
1. Количество натрия в крови 130 ммоль/л      
2. Осмотическое давление крови 7,6 атм      
3. Активность ренина плазмы 1,6 мкг(л.ч)      
4. Альдостерон плазмы 3,1 нг/100мл      
5. Количество АДГ в норме      
6. ОЦК 5 л      
7. Количество белка в крови 80 г/л      
8. Онкотическое давление крови 25-30 мм рт.ст.      
9. Содержание белка в моче -      
10. Венозное давление 100мм вод.ст.      
11. Фильтрация 100мл/м-ин      
12. Реабсорбция воды 99%      
13. Диурез 1,5л      
14. Отёки -      
15. Цианоз -      

В выводах отразить изменения изучаемых показателей, обусловливающих развитие отёков в «обследуемых» группах больных. Подвергнуть патофизиологическому анализу механизмы развития отёков. Провести сравнительный анализ патогенеза различных видов общего отёка.

8.ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ

Решите ситуационные задачи:

Задача № 1. У ребёнка установлено острое нарушение пищеварения, сопровождающееся большой потерей жидкости. С лечебной целью было назначено обильное питьё: изотонический раствор натрия хлорида, внутривенно раствор Рингера, дезоксикортикостерон

(минералокортикоид). Через некоторое время у ребёнка развилась выраженная мышечная слабость. Со стороны пищеварительного канала наблюдается вздутие, динамическая непроходимость кишечника. При этом содержание натрия в плазме составляло 210 ммоль/л, калия - 3,0 ммоль/л (в норме – 140 и 3,8-5,2 ммоль/л соответственно). Правильно ли в данном случае была разработана лечебная тактика? Определите форму нарушений водно-электролитного обмена и объясните механизмы развития возможных последствий этих нарушений.

Задача № 2. При работе в горячем цехе развивается усиленное потоотделение и гипервентиляция лёгких. К какому нарушению водно-электролитного обмена это может привести? Если жажда утоляется питьём воды, то какое, в свою очередь, нарушение водно-электролитного обмена может развиться? Каковы патогенетические механизмы последствий этих нарушений?

Наши рекомендации