ТЕМА № 5 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА. ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: ОТЁКИ. ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА КАЛИЯ
2.МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Патология водно-электролитного обмена может привести к развитию отёка. Нарушения водно-электролитного обмена, особенно отёк, наблюдается при многих заболеваниях, утяжеляя их течение. Именно вопросы патогенеза отёка подлежат изучению на практическом занятии.
Физиологическое значение калия для организма велико: он необходим для синтеза протеинов, АТФ, гликогена, влияет на возбудимость нервной системы, способствует активации ряда ферментов. Всё это и обусловливает актуальность изучения темы.
3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
3.1. Общая цель
Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды отёков и механизмы их развития, причины и последствия гипер - и гипокалиемии.
3.2. Конкретные цели
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
1.Факторы способствующие развитию отёка. 2.Виды местных отёков. 3.Виды общих отёков. 4.Причины и последствия гипокалиемии. 5.Причины и последствия гиперкалиемии. | 1.Объяснять патофизиологические механизмы развития отёка при заболеваниях сердца, почек и голодании. 2.Выделять значение главных факторов в развитии отёка при различных патологических процессах. 3.Проводить сравнительный анализ патогенеза различных видов отёков. 4.Объяснять патофизиологические механизмы последствий гипо – и гиперкалиемии. 5.Дать рекомендации по устранению нарушений обмена калия в организме. |
4.ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ | ГДЕ ПРОХОДИЛИ |
1.Понятие о гидростатическом, онкотическом, осмотическом давлениях крови. 2.Альдостерон (место образования, механизм действия). 3.Влияние гуморальных факторов (гистамин, серотонин, кинины, простагландины и др.) на проницаемость сосудов. 4.Лимфа и лимфообращение. 5.Экстра - и интраренальные пути потери калия организмом. | Кафедра биологической химии Кафедра физиологии Кафедра патофизиологии |
5.ГРАФ ЛОГИЧЕКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии водно-солевого обмена, занятие второе: отёки, патология обмена калия, повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы. При отсутствии непонятных вопросов по теме проверить качество усвоения материала на первом и втором уровне усвоения с помощью соответствующих тестов (В.Д.Линденбратен, Л.В.Турбина).
7.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)
Задание № 1.Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды и механизмы развития общих отёков, причины и последствия гипо- и гиперкалиемии.
Для выполнения задания необходимо:
1.По возможности полно и правильно составить схему, отражающую этиологию и патогенез общих отёков при недостаточности сердца (из – за порока сердца: недостаточность трёхстворчатого клапана), алиментарной дистрофии, хроничеком диффузном гломерулонефрите.
2. Сформулировать название таблицы.
3.Определить, какие показатели следует внести в таблицу.
Таблица № 7
Изменение вертикальной и горизонтальной циркуляции жидкости при недостаточности сердца, алиментарной дистрофии, хроническом диффузном гломерулонефрите
№ п/п | ИЗУЧАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | КОНТРОЛЬ | Недостаточность трёхствор-чатого клапана | Алимен- тарная дистрофия | Хронический диффузный гломерулонефрит |
1. | Количество натрия в крови | 130 ммоль/л | |||
2. | Осмотическое давление крови | 7,6 атм | |||
3. | Активность ренина плазмы | 1,6 мкг(л.ч) | |||
4. | Альдостерон плазмы | 3,1 нг/100мл | |||
5. | Количество АДГ | в норме | |||
6. | ОЦК | 5 л | |||
7. | Количество белка в крови | 80 г/л | |||
8. | Онкотическое давление крови | 25-30 мм рт.ст. | |||
9. | Содержание белка в моче | - | |||
10. | Венозное давление | 100мм вод.ст. | |||
11. | Фильтрация | 100мл/м-ин | |||
12. | Реабсорбция воды | 99% | |||
13. | Диурез | 1,5л | |||
14. | Отёки | - | |||
15. | Цианоз | - |
В выводах отразить изменения изучаемых показателей, обусловливающих развитие отёков в «обследуемых» группах больных. Подвергнуть патофизиологическому анализу механизмы развития отёков. Провести сравнительный анализ патогенеза различных видов общего отёка.
8.ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ
Решите ситуационные задачи:
Задача № 1. У ребёнка установлено острое нарушение пищеварения, сопровождающееся большой потерей жидкости. С лечебной целью было назначено обильное питьё: изотонический раствор натрия хлорида, внутривенно раствор Рингера, дезоксикортикостерон
(минералокортикоид). Через некоторое время у ребёнка развилась выраженная мышечная слабость. Со стороны пищеварительного канала наблюдается вздутие, динамическая непроходимость кишечника. При этом содержание натрия в плазме составляло 210 ммоль/л, калия - 3,0 ммоль/л (в норме – 140 и 3,8-5,2 ммоль/л соответственно). Правильно ли в данном случае была разработана лечебная тактика? Определите форму нарушений водно-электролитного обмена и объясните механизмы развития возможных последствий этих нарушений.
Задача № 2. При работе в горячем цехе развивается усиленное потоотделение и гипервентиляция лёгких. К какому нарушению водно-электролитного обмена это может привести? Если жажда утоляется питьём воды, то какое, в свою очередь, нарушение водно-электролитного обмена может развиться? Каковы патогенетические механизмы последствий этих нарушений?