Необходимые для ответа базисные знания
Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Волгоградский государственный медицинский университет
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Симптомы и синдромы в нефрологии
Методические рекомендации для студентов 2 и 3 курсов лечебного факультета
Волгоград 2014
УДК 616ю61-002 (07)
ББК 56.9 я 75
Составитель: доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ВолгГМУ Скворцов В.В.
Рецензенты: зав. кафедрой госпитальной терапии Ставропольской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор А.В.Ягода, зав. кафедрой внутренних болезней Смоленской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор Г.А.Никитин.
Аннотация:методические рекомендации предназначены студентам 3 курса лечебного факультета. В рекомендациях изложены основные вопросы семиотики, диагностики, лабораторно-инструментального обследования нефрологических больных.
Методические рекомендации утверждены к изданию цикловой методической комиссией Волгоградского государственного медицинского университета (протокол N от
20___ года).
Волгоградский государственный медицинский университет
400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Схема обследования почечного больного………………………………………………..
Симптомы и синдромы в нефрологии..…………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………………………….
Заболевания мочевыделительной системы занимают значительное место среди патологии других органов и систем организма. Поздняя диагностика и лечение этих заболеваний приводят к возникновению дистрофических процессов, пролиферации соединительной ткани в почечной паренхиме с последующим сморщиванием почек и развитием прогрессирующей почечной недостаточности. Большая медико-социальная значимость заболеваний почек, обусловленная частотой, трудностью лечения, высокой инвалидизацией и смертностью в молодом возрасте, обязывает врача уметь своевременно и правильно диагностировать патологию почек. Квалифицированное обследование мочевыделительной системы в настоящее время предполагает комплексное применение традиционных и современных инструментальных методов исследования. В связи с этим вы должны с большой ответственностью подойти к изучению методов исследования в нефрологии, что будет способствовать формированию вашего профессионального мастерства.
Общая цель: овладение навыками обследования больных с заболеваниями почек.
Конкретные цели:
1. Научиться выявлять и анализировать жалобы почечных больных.
2. Обучиться изучению анамнеза болезни и анамнеза жизни.
3. Овладеть методами осмотра почечного больного.
4. Научиться оценивать показатели лабораторных и инструментальных методов исследования.
5. Научиться выявлять синдромы, характерные для болезней почек.
Ознакомьтесь с планом самоподготовки и практического занятия.
Восстановите приобретенные на других курсах знания, касающиеся данной темы.
Ознакомьтесь с основными теоретическими вопросами, необходимыми для усвоения темы.
Изучите схему обследования почечного больного.
Уясните, как следует использовать схему обследования как средство решения задач.
Научитесь на задачах выявлять симптомы и синдромы, характерные для заболевания почек.
Ознакомьтесь с методическими указаниями для работы на практическом занятии.
Подготовьте вопросы для выяснения их на занятии.
ЗАДАНИЕ 1
Вопросы
1. Можно ли прощупать почки в брюшной полости у здорового человека?
2. В каких случаях возможна пальпация почки?
3. Опишите расположение руки исследующего при попытке пальпации правой почки.
4. Механизм фильтрации первичной мочи
5. Элементы строения почечного фильтра
6. Где образуется ренин, как активируется его секреция,
его физиологические эффекты?
Необходимые для ответа базисные знания
1. Топография почек, их перемещение вниз при акте дыхания
2. Аномалии расположения, патологическое изменение размеров почки
3. Топография почек
4. Физиология процессов мочеобразования
5. Анатомия почки
6. Механизмы гормональной регуляции мочевыделительной системы
Ответьте на вопросы, где происходят
процессы:
а) фильтрация первичной мочи;
б) резорбция большей части воды и элементов первичной мочи;
в) осуществление противоточного механизма концентрации мочи;
г) регулируемая резорбция натрия и воды;
д) секреция.
Теоретические вопросы, необходимые для усвоения темы:
1. Физиология и анатомия почек.
2. Физические свойства нормальной мочи, их изменения при патологии.
3. Глюкозурия, ее виды (физиологическая, ренальная, первичная, вторичная), причины появления.
4. Лейкоцитурия, причины, выявление источника лейкоцитурии.
5. Эритроцитурия, ее виды, диагностика гломерулярной и негломерулярной гематурии.
6. Диагностическое значение эпителиальных клеток и цилиндров.
7. Методы исследования функционального состояния почек (проба Зимницкого, проба на разведение, проба Реберга, определение концентрации в крови мочевины, остаточного азота, креатинина, индикана, калия, магния, фосфора).
8. Рентгенологическое и радиоизотопное исследование почек.
9. Биопсия почек.
10. Изучение основных симптомов и синдромов, характерных для заболеваний ночек.
11. Изучение методов расспроса, осмотра почечных больных, пальпации почек, выявления симптома Пастернацкого.
ЗАДАНИЕ 2