Вопрос № 2. Значение физиологии и анатомии в системе медицинских знаний
Лекция № 1.
Предмет и задачи дисциплины «Анатомия и физиология человека». Понятие о механизмах регуляции функций
Вопрос № 1. Физиология и анатомия человека, определение понятий.
Физиология – (от греч. physis – природа, logos – учение ) наука о жизненных функциях организма и его структур, механизмах осуществления этих функция и закономерностях их регуляции. В физиологии эукариотов выделяют три основных направления:
В физиологии человека также выделяют три основных направления (сх).
Анатомия (человека) – (от греч. anatemno – рассекаю) наука о строении и форме человеческого тела и составляющих его органов в связи и с их функциями и развитием. В анатомии человека также как и в физиологии выделяют нормальную анатомию (здорового человека), патологическую физиологию (при развитии патологии, заболевания у человека) и топографическую (хирургическую, клиническую) анатомию (важную для каждого клинициста).
Анатомиятесно связана с гистологией, цитологией и эмбриологией. Вместе они составляют морфологию.
Морфология – (morphe – форма, logos – учение) – комплексная общая наука (анатомия, гистология, цитология, эмбриология) о форме, строении (макро- и микроскопическом) и развитии организма.
Гистология – (от греч. histos – ткань, logos – учение) – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных.
Цитология – (от греч. kytos – клетка, logos – учение)–наука о клетке (о строении и функциях клеток и их производных, их воспроизведении и взаимодействиях).
Эмбриология– (от греч. embryon – зародыш, logos – учение) – учение о зародыше (закономерностях его развития, строения и функций).
Вопрос № 2. Значение физиологии и анатомии в системе медицинских знаний.
Физиология и анатомия человека составляют теоретическую основу медицины. Именно по этому Нобелевский комитет по медицине имеет полное название «по физиологии и медицине». Знание основ физиологии и анатомии необходимо фармацевтам для:
А) поддержания собственного здоровья и осознанного ведения ЗОЖ;
Б) понимания механизмов воздействия лекарственных средств на организм человека (т.е. без знания физиологии с основами анатомии невозможно полноценное усвоение фармакологии);
В) рассчёта концентрации и доз лекарственных препаратов с учётом возраста, массы тела и пола человека;
Г) профилактического использования витаминов, микроэлементов, минеральных веществ пищевых добавок для укрепления здоровья, детей, взрослых и людей пожилого возраста.
Предмет (а правильнее субъект) изучения физиологии и анатомии человека – сам человек на различных этапах (внутриутробном и постанатальном) своего развития (онтогенеза).
Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект, но с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы организации живого (человека), а физиология – с точки зрения функции, процессов в живом.
Задачи единого курса анатомии и физиологии человека:
1) ознакомление студентов со структурной организацией процессов жизнедеятельности и механизмов их регуляции на различных этапах онтогенеза человека.
2) выяснение возможности целенаправленного (фармакологического, физического, психического) воздействия на эти процессы и механизмы (с целью укрепления и сохранения здоровья и восстановления нарушений у заболевших людей).
Вопрос № 3. Понятие об основных физиологических, анатомических и гистологических методах исследования.
Метод исследования – способ, приём, при помощи которого осуществляется исследование.
Основные физиологические методы исследования:
1) метод наблюдения (широко применялся на 1-ых этапах развития физиологии);
2) экспериментальный метод – постановка опытов, экспериментов на животных в виде: А) острых опытов (вивисекции) на целом организме животных или на изолированных органах; Б) хронических опытов (например, после вживления электродов или хемитродов и заживления операционной раны);
3) исследование функций у здорового и больного человека (Динамометрия, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ, функциональные пробы и др.)
4)математическое моделирование и моделирование на виртуальных животных.
Основные анатомические методы исследования:
1) Методы изучения строения тела на трупном материале:
А) метод препарирования (рассечения) – основной метод исследования в анатомии, давший название самой науке (anatemno – рассекаю) и позволивший изучать строение и топографию органов
Б) метод вымачивания (позволяет выделить скелет и/или отдельные кости)
В) метод распилов замороженных трупов (изучение топографии органов)
Г) метод наливки (полых органов и сосудов)
Д) метод коррозии (разъедания)